Урок русского языка во 2 классе на тему "Упражнение в употреблении местоимений в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Хужина Гульнара Алфировна

Технологическая карта открытого урока  русского языка во втором классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема  «Упражнение в  употреблении местоимений в речи» 

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык  2 класс

Тема урока

Место урока по теме

«Упражнение употреблении местоимений в речи»

Второй урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Закрепление полученного материала

Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики осознают местоимение как часть речи;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  Определение местоимения как части речи , его употребление и  значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

3. Заменять повторяющиеся в тексте существительные личными местоимениями.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

интерактивная доска, карточки с заданиями

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Желаю Вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка. А тёплые весенние лучики помогут нам в этом.

Начнём урок с минутки чистописания. Но сначала разомнём пальчики:

Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:

Пальчиковая гимнастика

(Массаж кисти рук с помощью ручки) Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 

2. Меж еловых мягких лап              (поглаживание пальчиками по столу)

Дождик: кап, кап, кап.               (постукивание по столу)

 Где сучок к сучку прилип            (хлопки в ладоши)

Вырос гриб, гриб, гриб.               (поднимают руки над столом)

Кто нашёл его, друзья, а?           (разгибают пальчики из кулачков)

    Это я, я, я, я!                                (загибают пальчики от мизинцев).

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

 Сегодня нам предстоит прописать каллиграфически правильно согласную букву П. Пропишем в воздухе. А теперь в тетради. Посмотрите ещё раз на ваши буквы, определите самую красивую, каллиграфически правильно написанную букву и обозначьте её зелёным цветом.  

 Назовите 2 имени существительных, которые начинаются на букву П.

Работа со словарным словом  платок.

А сейчас я предлагаю вам определить слова- синонимы  к следующим существительным: ребёнок, утёс, деревня.

(малыш, скала, село).

Назовите проверяемые безударные гласные. Подберите проверочные слова.

Проверяют готовность к уроку.

Минутка чистописания.

Массаж пальчиков.

Актуализация знаний.

Слайд.

Коммуникативная компетенция

Самоконтроль, самооценка

Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.

II этап: постановка цели и задач урока.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

На доске записаны слова:

Ромашка, она, мы, друзья, я, солнце, учебник, труд, оно.

-Выпишите слова, которые указывают на предмет, но не называют его.  

-Как называются эти слова?

-Почему эта часть речи так называется?

- Прочитайте текст:

 Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

-Какая ошибка допущена в данном тексте?

- Как исправить данную ошибку?

- Прочитайте, что у нас получилось?

Сова – хищная птица. У неё мощные когти и чуткие уши.

-Ребята, посмотрите ещё раз на доску и обозначьте тему урока.

-Какие задачи поставим перед собой и будем решать их на уроке?

Запишите текст в тетрадь.

Подпишите части речи. Назовите и подпишите имена прилагательные во множественном числе.

 

Попробуйте в парах составить 2 предложения взаимосвязанных межу собой с использованием местоимений.

Упражнение для глаз.

1 человек у доски.

Она, мы, я, оно.

-Местоимения.

-Употребляются вместо и.сущ., и. прил.. Местоимения указывают на предмет, но не называют его.

 Слайд.

-Слова сова повторяется в обоих предложениях.

- Заменить во втором предложении слова сова местоимением у неё.

Мы сегодня будем наблюдать за употреблением местоимений в речи.

  1. Проверим знания о местоимении.
  2. Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Распознавать местоимения в речи.

Работа в тетради.

Работа в парах.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самоконтроль, самооценка

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: первичное усвоение новых знаний

Сорганизация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

А сейчас я попрошу вас выступить в роли редакторов. Кто такой редактор? У каждого на парте находится конверт с текстом, который вы сейчас и будете править. Прочитаем его.

  Маша любит ходить в театр. В субботу Маша смотрела балет «Лебединое озеро».

  По вечерам  Маша часто играет с папой в шахматы. Маша не любит проигрывать.

- Что вы узнали из текста?

- Почему словосочетание  «Лебединое озеро» написано с заглавной буквы и взято в кавычки?

- А кто-нибудь  смотрел постановку «Лебединое озеро»?

На что вам, как редакторам нужно обратить внимание?

- Чем вы будете заменять повторяющееся слово?

Редактор – человек, который редактирует (исправляет) текст при подготовке его к печати.

-Это название балета.

Слайд.

-В каждом предложении повторяется имя собственное Маша. Нужно его заменить.

Повторяющиеся имена существительные в рядом стоящих предложениях можно заменить:

•        местоимением;

•        синонимами;

  • образным выражением.

Учебно-познавательная

Вопросительные слова

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

V этап: первичная  проверка понимания 5 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Пришло время  редактирования текста.

Посмотрим, что у вас получилось.

Запишите первое и второе предложение в тетрадь.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Подпишите части речи.

-На что вы обратили внимание?

К какому выводу пришли?

- Выделите корень слова лебединое. Подберите однокоренные  слова, проверочные слова к присутствующим орфограммам.

Дети редактируют текст самостоятельно.

 Маша любит ходить в театр. В субботу она смотрела балет «Лебединое озеро».

  По вечерам девочка часто играет с папой в шахматы. Она не любит проигрывать.

Работа в тетради.

- Во втором предложении подлежащее выражено местоимением.

-Вывод: в русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением.

лебединое

Лебедь, лебёдушка.

-Безударная гласная в корне слова.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная работа

Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

 организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

 создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Самостоятельная работа

 На доске вы видите слова, которые нужно заменить местоимениями:

медведь, лиса, заяц, мышь, солнце, ветер, облако.

По какому принципу вы  будете работать.

 

Оцените себя по таким критериям:

Всё верно -  5 б.

Одна ошибка-   4 б.

Две ошибки -  3 б.

Три ошибки -  2 б.

Четыре ошибки – 1 б.

Пять ошибок –0 б.

Шесть-семь ошибок – 0 б.

Проверьте себя по эталону на слайде.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Слайд.

Мы разделим слова на три группы: он, она, они - запишем в три столбика.

 1 человек у доски, остальные выполняют в тетради самостоятельно.

Взаимопроверка.

Слайд.

Проверка по эталону.

Дети поднимают руки.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа в парах

Самоконтроль, самооценка

 

VII этап: Домашнее задание

Провести инструктаж по выполнению дом. задания

Учебник. с. 103 упр. 177, с.104 упр. 178. Выберете одно из упражнений. Выпишите словарные слова на букву З.

- Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно?

Дети читают текст упражнения  и  задают вопросы.

Коммуникативная, учебно-познавательная

Фронтальная работа

VIII этап: рефлексия.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Рефлексия.

 Итог урока.

Ребята, скажите, сумели ли мы достичь поставленных целей?

Что у нас сегодня получилось и над чем нам ещё стоит поработать?

Какие выводы можете сделать?

 

Прошу встать тех, кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились править текст и можете помочь другим.

  Сейчас попрошу встать тех, кто считает, что научились определять местоимения, научились редактировать текст, но вам ещё нужна помощь.

  А теперь встаньте те, кто затрудняется в определении и использовании местоимений в речи.

Выводы:

    В русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением.

  Повторяющиеся имена существительные в рядом стоящих предложениях можно заменить:

•        местоимением;

•        синонимами;

•        образным выражением.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Список использованных источников

1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2012. 

2. http://smile.jaff.ru/emotion-smiles.html 

3. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/shablony-dlya-izgotovleniya-prezentatsii 

4. http://tshishowa.ucoz.ru/publ/put_k_zdorovju/fizminutki_v_stikhakh/6-1-0-22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "Роль личных местоимений в речи"

Предмет: Русский зыкТема урока: Роль личных местоимений в речи.Цели урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; знакомство с понятием личные местоименияПланируемые результат...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс....

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС Глагол. Значение и употребление его в речи.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе...