Открытый урок по теме "Сложные слова с буквой соединительного гласного" 2 класс УМК ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Пархоменко Татьяна Викторовна

Конспект урока "Сложные слова с буквой соединительного гласгого" 2 класс УМК ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova_s_bukvoy_soedinitelnogo_glasnogo.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ЛОБАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе

 по теме

«Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»

Подготовила и провела:

учитель высшей квалификационной категории

Пархоменко Т.В.

19 марта 2014 года

Аннотация.

Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе «Перспективная начальная школа» под редакцией Н.А. Чуракова. Данный урок  первый по теме «Сложные слова», он является уроком  открытия новых знаний . При  подготовке к данному уроку были учтены индивидуальные особенности учащихся данного класса. Урок построен на восприятии через зрительный анализатор, в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

На уроке вводится и закрепляется понятие «сложные слова», отрабатываются умения находить,  составлять и  правильно писать слова с двумя корнями.

Представлена  презентация к уроку. Используется доска, карточки, наглядность. Структура  урока построена на основе деятельностного метода и направлена  на реализацию  предметных, личностных и метапредметных результатов.

Тема

 Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Цель урока

введение понятия  «сложные слова»; 

 формировать умение образовывать сложные слова

Задачи

Образовательные: познакомить  со способом  образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них); расширять знания о составе слова; формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе; продолжить  формирование  учебно-информационных умений  учащихся, умения выражать «открытое знание» в виде творческого продукта (схемы).

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающие: формировать  умения  учащихся работать индивидуально, в  парах, малых  группах;

формировать  коммуникативные  умения учащихся ( включение  в  беседу, умение  слушать и слышать  друг друга, сопоставлять  свою  точку  зрения  с  другой, умение  формулировать и задавать  вопрос); воспитывать интерес к языку, слову.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  формирование желания выполнять учебные действия;  использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Сложные слова

Тип урока

урок открытия нового знания

Вид урока

урок-исследование.

Методы обучения

Проблемный,  исследовательский, информационно-коммуникативный

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Метапредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, математика

Техническое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор

Программное обеcпечение

Microsoft Power Point,  Microsoft Word

Оборудование:

Презентация, учебник « Русский язык» 2 класс Н.А. Чуракова, рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельной

работы № 2, листы - карточки

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности 

(3 мин)

Включение в  деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

Устное сообщение учителя.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова,

Но сегодня будь готов

Сам открыть секреты слов.

Записывают дату, классная работа.

Следят за посадкой при письме.

Видео СЛАЙД  1

Уметь оформлять записи  в тетради.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(Коммуникативные УУД).

Целеполагание (Регулятивные УУД)

Самоопределение (Личностные УУД)

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания              (4 мин)

Словарная работа

На момент чистописания

Я приготовила вам задание:

В группах вы сейчас с друзьями

Угадайте буквы сами.

Предлагает поиграть в игру и отгадать, какие буквы надо записать.

- Анишит Йокоповна приготовила для вас задание в РТ на с.44, упр.58 

Слушают стихотворение о букве.

Собирают буквы в группах, называют их.

Учащиеся пишут буквы о, е, слоги слова отец отчество 

Обмениваются тетрадями, оценивают работу соседа

Выполняют задание Анишит Йокоповны в РТ на с.44, упр.58

Читают отрывок.

Отвечают на вопросы.

В толковом словаре

работа над ЛЗ слова ФАМИЛИЯ

Вписывают слово, ставят ударение и подчёркивают буквы, которые нужно запомнить.

Записывают свою фамилию.

Игра «Угадай буквы»

(Разрезанные буквы Е и О собирают в группах, называют их).

- Итак, это буквы О, Е.

Дайте характеристику этим буквам как звукам.

-Что объединяет эти буквы? 

(Они гласные, орфограмма «безударные гласные»).

-В каких случаях буква е обозначает два звука?

- Когда стоит в начале слова, после гласной, после разделительного ъ и ь знаков.

– Итак, чистописание. Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания?

СЛАЙД 2

- Обменяйтесь с соседом тетрадями и обведите любым цветным карандашом самые удачные, красивые на ваш взгляд написанные буквы.

СЛАЙД 3 

Папа мама фамилия

Прочитайте  отрывок стихотворения.

-Кто читал и знает название и автора этого произведения?

(С.Михалков “Дядя Стёпа – милиционер”)

-Какое слово пропущено? (Фамилия).

-Что такое фамилия?

-Где можно посмотреть значение слова?

-Давайте обратимся к словарю  С.И. Ожегова и узнаем значение этого слова.    

СЛАЙД 4

Фамилия наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени.

-Впишите слово, поставьте ударение и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

Запишите свою фамилию в тетрадь.

- С какой буквы вы запишите свою фамилию? Почему?

   СЛАЙД 5

Моя фамилия … .

Уметь называть орфограммы с данными буквами.

- Уметь подбирать однокоренные слова  и разбирать слова по составу.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

III. Физкультминутка для глаз (2 мин)

Организует динамичную паузу.

Выполняют упражнения

Гимнастика для глаз «Филин»

Закрыть глаза на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль, не моргать.

IV. Постановка проблемного вопроса.

Фиксация затруднения в деятельности                 (3 мин)

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

2 ученика на доске пишут слово чистописание (чистописание, чистаписание)

Ребята, а у вас хорошее внимание и память? Сейчас мы это проверим.  Вспомните, как пишется слово чистописание.

- Что же получилось, слово написано по-разному?

- Кто прав?

- Какое затруднение у нас получилось?

Регулятивные УУД:

1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2.формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. формируем умение прогнозировать

V. Построение проекта выхода из затруднения, постановка учебных задач. (4 мин)

Организует уточнение темы,  постановку цели урока

Под руководством учителя формулируют цель и тему урока «Сложные слова»

Составляют и проговаривают план действия с помощью учителя.

Видите, у нас появились разногласия. Давайте решать нашу проблему.

- Что можете сказать об этом слове?

Это сложное, интересное, необычное слово.

-Какая тема урока у нас сегодня?

СЛАЙД 6

Сложные слова

- Какие цели вы поставите себе на уроке?

- Какие знания и умения нам понадобятся на уроке?

Мы должны узнать, как называются такие слова в русском языке. Как они образовываются и пишутся.

СЛАЙД 7

План

1.Что такое  сложные слова?

2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

3.Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?

Уметь ставить цель урока и планировать работу на уроке.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные:  моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Реализация построенного проекта.

Совместное открытие нового знания.  (5 мин)

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует устранение  затруднений.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают задание.

Давайте узнаем, что обозначает слово чистописание.

-Сколько слов нам понадобилось, чтобы составить это слово?

-Какую часть слова взяли у этих слов? Какие?

- Как называется действие в математике  которое имеет такой же корень, как и слово сложные?
Сложение

- Так что сделали с корнями слов?

- Как называются такие слова?

- Какая гласная понадобилась, чтобы соединить эти два корня?

- Как называется такая гласная?

Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах.

Уметь  находить  и корректировать  свои ошибки.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VII. Первичное применение нового знания. (7 мин)

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Слушают задание.

Вставляют в слова пропущенные буквы, выделяют корень.

- Обозначают зеленым и синим карандашом звук, на который заканчивается  первый корень в словах.

Проверка

по слайду 9

Ответим на второй вопрос нашего плана.

СЛАЙД 8

вод  пад      мор ход

звёзд пад    камн пад

глаз мер       пеш  ход

 

- Какие гласные вы вставили? (-о-, -е-)

- Какой вывод можем сделать?

- Соединительная гласная  о пишется после твёрдых согласных, а соединительная гласная е пишется после мягких согласных

СЛАЙД 9

Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах.

Уметь  находить  и корректировать  свои ошибки.

Уметь образовывать новые  слова путем слияния двух основ.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Развиваем умение работать с информацией,

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VIII. Физкультминутка

(2 мин)

Организует динамичную паузу.

Учащиеся выполняют действия.

Все встаём. Нашу разминку проводим так: если я называю сложное слово – вы хлопаете, если слово с одним корнем – вы топаете.

Снегоход,  мышеловка, парта, подводный, водопад,  домик,  листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход, утюг, пылесос, машина, самовар, пароварка.

IX. Закрепление

нового понятия

(3 мин)

Учитель организует работу по закреплению пройденного материала.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Учащиеся устно образовывают слова.

Записывают в тетрадь: лесопарк, лесостепь, лесозавод.

- Маша и Миша приглашает нас отправиться на экскурсию.    

СЛАЙД  10

- Вы  знаете, где мы сейчас находимся? Но, может быть, вы знаете,  как называется участок леса, который используется как парк? Правильно ЛЕСОПАРК.

-Что вы сейчас сделали? (Образовали новое слово)

 -Как вы из двух слов образовали слово ЛЕСОПАРК?

-А как называется земля между лесом и степью? ЛЕСОСТЕПЬ

-Как называется завод по обработке леса? ЛЕСОЗАВОД

-А комбинат по заготовке леса? ЛЕСОКОМБИНАТ

-А как называется посадка леса? ЛЕСОПОСАДКА

Сделаем  вместе вывод.

-Да, все эти слова называются СЛОЖНЫМИ, потому, что они сложены из двух слов.

3) -Давайте запишем эти слова и понаблюдаем,  как же они образованы?

Запись в тетрадь: лесопарк, лесостепь, лесозавод.

Уметь «раскрывать тайну» названия предмета. Происхождение

слов

Уметь правильно вставлять в слова соединительные гласные.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные:  моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

X. Применение нового знания на практике (5 мин)

Работа в группе

Организует самостоятельную работу.

Учитель  организует работу в группах.

Учитель вывешивает карточки с названиями зверей из мультфильма.

Вспоминают правила работы в группе.

Дети слушают песню, исправляют ошибки.

Работа по карточке

По вариантам:

назови одним словом,

отгадай загадки

Дополнительно тест.

1.Сложные слова  у которых:

а)    2корня.

б)    1 корень

2.В сложных словах соединительные гласные:

а) только   о

б) только    е

в) о   е

3.Гласная   о  пишется после:

а) твердых согласных

б) после всех согласных

4.Гласная  е  пишется после:

а) мягких согласных

б ) после всех согласных.

СЛАЙД

1. Выбрать капитана (спикера), выдать отличительный знак.

2. Команда получает задание. Капитан отвечает с места, группа помогает.

3. Если работа выполнена, поднять карточку «+» вверх.

– работать дружно и активно;

– уметь слушать и уважать друг друга;

- уметь договариваться, искать общий ответ;

– выслушивать ответы другой группы;

- Ведь помогая другим,  вы учитесь сами.                                                                Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

- Ребята, наш урок мы продолжим прослушиванием песни из м\ф «Маша и медведь». Внимательно слушайте слова песни, и особое внимание обратите на названия зверей, которые прозвучат в ней.

-Названия каких зверей вы услышали? - Существуют ли такие звери в природе?  Названия каких зверей соединила Маша, чтобы получить новые названия? На ваш взгляд, какие это слова?

- Маша получила их непростым путём, она соединила (сложила) разные слова, может их можно назвать «сложными»?

Исправьте ошибки, которые допустила Маша.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Развиваем умение работать с информацией,

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

XI. Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

(2 мин)

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Слушают алгоритм выполнения   д\з.

Записывают домашнее задание:

учебник с. 92, РТ с. 45 упр. 59

Оформляют самооценку  учебной деятельности соответствующего цвета.

Подведём итог.

-Скажите, какова была цель  нашего урока?

-Достигли ли мы  этой цели? Научились это делать?

-Что мы узнали нового на уроке?

-Что знаем теперь хорошо?

-Что смогли сделать сами?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

 Слайд

Молодцы!

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова.

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова, развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подбирать проверочные слова и г...

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...

Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс

Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...

Сложные слова с буквой соединительного гласного

Урок изучения и первичного закрепления нового материала...