Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

макеева людмила фоминична

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И желательно запланировать  его проведение не на один, а на два учебных часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.   4 класс.

Учебник  «Русский язык» А.В.Поляковой.

Цели урока:

1.Формирование понятия о наречии как части речи. роли наречия в  речи.

2.Формирование орфографической зоркости.

3.Развитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование:

1. Мультимедийное  оборудование  (компьютер, проектор, интерактивная доска  SMART BOART), презентация слайдов по теме урок  ( Используется в течение всего урока на различных этапах в качестве наглядности, контроля   проверки заданий на уроке).

2 .Презентация к уроку.  

3. Карточки для групповой работы.

Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (Слайд 1)

1.Упражнения для глаз:

«Зоркие глазки»

Обведите взглядом 6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов против часовой стрелки (радиус кругов должен быть как можно больше)

Голова не поворачивается.

 «Стрельба глазами»

Двигаем глазами вправо – влево, вверх – вниз по 6 раз.

Закрыли глаза - открыли.

Начинаем наш урок.

2.Учитель: (слайд 2)

Учите русский годы к ряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда-

 И та  награда в нем самом.

3..Чистописание.

Бб    Ббб   Бббб

Определите закономерность и продолжите ряд.

*Оцените свою работу

.

4. Учитель: Дайте характеристику звукам, обозначенным буквой Б.

   -Ученики:  Буква Бб  обозначает согласные звуки, эти звуки звонкие твердый и мягкий  (б  б).

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1.Списать с доски предложение , вставить пропущенные буквы.

( Слайд 3 ) Обоснуй свой выбор.

Белый зайч_к  быстро п_р_б_га_т    л_сную   п_ляне

(Слайд 4 )  Проверь.

Белый зайчик быстро перебегает лесную поляну.

Учитель: Какие орфограммы встретились?

Уч-ки: Безударная гласная в корне слова, в приставке, в суффиксе, в личном окончании глагола.

Учитель: Объясните способы проверки этих орфограмм.

2.Разобрать предложение по членам предложения и частям речи.

Белый зайчик быстро перебегает лесную поляну.

На  доске подчеркивает и разбирает ученик.

3. (Слайд 5)

Учитель :У какого слова вы не смогли определить часть речи?

Уч-ки:  Это слово  БЫСТРО.

 ( Слайд 6 )

-С каким словом оно связано в предложении?

Уч-ки: С глаголом  перебегает.

4.   Выпишите словосочетание.

( бежал как?  быстро)

Учитель: -Какую работу выполняет слово БЫСТРО.

Уч-ки:  Поясняет глагол.

Учитель: Подберите противоположное по смыслу наречие (антоним)

Ученики: Это наречие медленно.

Учитель: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ……….

                 Скажу я слово «далеко», а ты ответишь ……….

5.Учитель :  Эта  часть речи называется НАРЕЧИЕ. (Слайд 7)

( Слайд 8) – Цели урока.

Сегодня на уроке мы  познакомимся со значением этой части речи в языке.

6. ( Слайд 9)

-  Работа  по  учебнику с.108 упр. С.175.

Задание: 1варианту – поставить  глаголы во 2 лицо,

 2 варианту - глаголы в 3лицо.

Проверка (Слайд 10) на интерактивной доске..

Учитель : Что вы заметили ?

УЧ-ки: Глаголы изменяются по лицам, а наречия не изменяются.

7. (Слайд  11)

Домашнее задание  с.108  , упр. 177.

Учитель: Прочитайте задание.

Найдите наречия.

Назовите вопросы отвечают наречия.

Уч-ки: На вопросы: как, когда, каким образом и т.п.

8. Сформулируй правило ,используя опору ( Слайд 12)

.                                 .

Что такое НАРЕЧИЕ?

Какие части речи они поясняют?

На какие вопросы отвечает?

Уч-ки:  Наречия – это неизменяемые слова. Они поясняют глаголы и имена прилагательные. Наречия отвечают на вопросы  КАК? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? И т. п.

9. С. 110 прочитайте правило.

Учитель: Проверим: итак, что такое наречие.

 Уч-ки   читают правило о наречии.

 ( Слайд 14 )

ФИЗМИНУТКА.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки и плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – каждый займет свое место и ряд.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. (Слайд 15).

Учитель: Почему так говорят?

Один ум хорошо, а два – лучше. (Слайд 16).

Задание для работы в парах:  Соединить фразеологизмы с подходящим по смыслу наречиями.

Задание на карточках. ( см. приложение ) Задание для работы в парах.

ПРОВЕРКА. (Слайд 17).

.

2.Закрепление изученного.

( Слайд 18)  СРАВНИ. На слайде словосочетания прилагательных с существительными и наречий с глаголами.

Учитель: Какую часть речи поясняют имена прилагательные?

 Как изменяются имена прилагательные?

Уч-ки:  Имена прилагательные поясняют имена существительные и обозначают признаки предметов, поэтому они изменяются по числам, по родам, по падежам.

Учитель: А что можно сказать о наречии?

Уч-ки: Наречия поясняют глагол,  обозначают признак действия и не изменяются.

(Слайд 19) – вывод.

3. (Слайд 20)

ВЫВОД : В отличии от имен и глаголов, наречия не изменяются.

У него нет таких грамматических значений, с помощью которых оно присоединяются к другим словам.

4. Сравните:

Прилагательные обозначают признак предмета ( и ему нужны значения рода, числа, падежа с помощью которых оно присоединяется к названию предмета), то наречия обозначают признак действия.

Слово НАРЕЧИЕ старое, оно  в древнерусском языке.

Корень РЕЧЬ как бы связывает его с глаголом.

Древние римляне называли эту часть речи «приглагольем».

5. (Слайд 21) –Зимний лес (фотография)

Учитель читает стихотворение  Эли Куклиной.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко»  произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи «кругом белым – бело» -

И увидишь зимнее  село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно» -

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты –

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся  РОССИЯ !

6. Найдите и назовите наречия.

Уч-ки: высоко,  кругом бело,  темно, ароматно, красиво.

7. (Слайд  22) - (Олени идут по зимнему заснеженному лесу)

Учитель: Посмотрите на фотографию. Наш край Югра – это наша родина.

Край богатый, красивый свой природой и людьми.

.

Учитель: Какие наречия вы подберете, чтобы описать увиденное?

Уч-ки : Холодно, морозно, пасмурно,  тяжело, настороженно, уверенно ,глубоко, трудно, холодно.

8. Творческая работа:

Напишите мини сочинения, используя наречия.

9. Дети зачитывают свои работы.

.Домашнее задание.

Упр. 177, с. 109. правило

.

 Итог урока. (Слайд 23 )

-Что новое узнали на уроке.

-Что такое наречие?

Вы  работали хорошо, азартно, дружно!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

Презентация к уроку развития речи. 2 класс.

Презентация к уроку развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....

презентация к уроку развития речи 2 класс школы 1 вида "Занятия детей весной"

Эта презентация поможет првести урок увлекательно. Она облегчит овладение грамматическими категориями для детей с нарушением слуха....

презентация к уроку развития речи 2 класс школы 1 вида "Признаки весны"

Красочная презентация поможет увлекательно и результативно провести урок развития речи у детей с нарушением слуха....

Презентация к уроку развития речи. 4 класс.

Используется при подготовке к сочинению "Зимний день"...

презентация к уроку развития речи 2 класс "Что такое текст"

презентация к уроку развития речи 2 класс "Что такое текст"  "Перспективная начальная школа"  работа с картиной Т. Мавриной "Васильки на окне"...

презентация к уроку развития речи 3 класс " ЁЖ- СПАСИТЕЛЬ"

Маиериал для письменной и устной работы над изложением по рассказу В.Бианки "Ёж- спаситель." 3 класс....