Экология в филологию
классный час по русскому языку (4 класс) по теме

Евсеева Алла Викторовна

Материал  предметной недели для 3-4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_v_filologii.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЯ В ФИЛОЛОГИИ

Конкурсная программа

Цели:
- посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения;
- расширить круг знаний и интересов учащихся;
- пополнить словарный запас;

Оформление и реквизит:
- карточки с пословицами для конкурса «Сложи пословицу»;
- карточки с изображениями животных и растений для конкурса «Скажи пословицу»;
- карточки с объяснениями крылатых выражений для конкурса «Найди слово»;
- карточки с фразеологизмами для конкурса «Покажи слово»;
- карточки со словами и предметы (луковица, спички, монета, бутылка, газета, исписанный лист) для конкурса «Найди предмет»;
- карточки с изображениями животных и фразеологическими оборотами для конкурса болельщиков «Рисунок-подсказка»;
- весёлая музыка для игр;

Ведущий. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами необычная конкурсная программа – толк-урок «Экология в филологии». Каждый их вас знает, что экология связана с природой, а филология – с языком, нашей речью. Что же между ними общего? Названия растений, животных, птиц, рыб, насекомых в русском языке, да и не только в русском, постоянно используются в речи человека как для обозначения представителей флоры и фауны, так и для наименования разных вещей и предметов, которые человека окружают, для характеристики самого человека, его поведения и поступков. Они значительно обогащают словарный запас, делают нашу речь более выразительной, точной. Большой популярностью пользуются в нашей речи пословицы и поговорки, среди которых есть огромное количество «природных», «экологических».
У нас с вами 4 команды, я попрошу выбрать капитана, назвать свою команду. Представляю вам жюри, которое будет оценивать каждый конкурс.
Итак, мы начинаем.

Я задаю вопросы по очереди каждой команде, если команда не знает ответа или отвечает неправильно, то ответить может другая команда и балл засчитывается ей.

1.Вопросы – разминка:

1.            Какое животное в заповеднике самое крупное         (зубр)

2.            Какое животное строит хатку? (бобр)

3.            В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)

4.            Что кормит волка? (волка кормят ноги)

5.            Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)

6.            У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)

7.            Какого животного называют санитаром леса? (волка)

8.            Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)

9.           Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)

10.            Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)

 11.            Какую птицу называют птицей мира? (голубь)

12.            Какая птица никогда не станет матерью? (кукушка)

2  «СЛОЖИ ПОСЛОВИЦУ»

В конкурсе участвуют капитаны. Перед ними – карточки с пословицами и поговорками о природе, разрезанные на 2 части и перемешанные. Задание – сложить пословицы и поговорки.       Пословицы:

1. Муравей невелик, а …(горы копает).
2 Какова земля…(таков и хлеб).
3. На ловца и…(зверь бежит).
4. Не от добра дерево…(листья роняет).
5. Не хлещи кобылу…(и лягать не станет).
6. Старый конь…(борозды не портит).

7. Худое дерево…(с корнем вон).
8 Всякое семя знает…(свое время).
9. Паршивая овца…(всё стадо портит).
10. На безрыбье и…(рак рыба).
11. Резвого жеребца и…(волк не берёт).
12. Каково семя…(таков и плод).

3  «Скажи пословицу»

Каждой команде предлагается по 5 карточек с изображениями животных и растений. Задание – вспомнить пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых упоминаются эти растения и животные.

Карточки :

1. Волк. (Волков бояться – в лес не ходить. И волки сыты, и овцы целы. Волка ноги кормят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. Ловит волк, ловят и волка. Волк не пастух, свинья не огородник. Старого волка в сети не заманишь. В согласном стаде волк не страшен.)
2. Ворона. (Пуганая ворона и куста боится. От ворон отстал, к павам пристал. Была бы падаль, а вороньё налетит. В своём гнезде и ворона коршуну глаз выклюет.)
3. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает. От одного порченного яблока весь воз загнивает).
4. Рыба. (Рыба портится с головы. На безрыбье и рак рыба. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.)
5. Кошка. (Знает кошка, чьё мясо съела. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Кошек – игрушки, мышке – слёзки. Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост.) .
6. Заяц. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У вора заячье сердце: и спит, и боится. Заяц уж сед: навидался он бед.)
7. Воробей. (Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведёшь. Из пушки по воробьям не стреляют.)
8. Цветок. (Это только цветочки, ягодки потом будут. Весна красна цветами, а осень плодами. На хороший цветок и пчела летит. Со всего свету не собрать цвету. )
9. Птица. (Цыплят по осени считают. Всяк кулик своё болото хвалит. Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Ворон ворону глаз не выклюет.)
10. Собака. (Собака лает, ветер носит. Собака на сене. Собака лает, а караван идёт. Битому псу только плеть покажи.)

4  «Покажи слово»

Учитель. Наблюдая за повадками животных, человек подмечал в их поведении такие особенности, которые есть и у людей. Он перенес названия этих животных на тех людей, которые напоминали их своим поведением. Так, например, жаворонком называют человека, у которого период активности приходится на первую половину дня, а совой - того, у кого максимальная активность приходится на вторую половину.  А сейчас - наш следующий конкурс.   На карточках написаны фразеологические обороты, связанные с какими-либо чертами характера или состоянием человека.  Задание - при помощи мимики и жестов объяснить зрителям эти  выражения.

Выражения :

  1. - голоден как волк;
  2. - болтлив как сорока;
  3. - упрям как осел;
  4. - здоров как бык;
  5. - назойлив как муха;
  6. - топает как слон.
  7. - труслив как заяц;
  8. - нем как рыба;
  9. - хитёр как лиса;
  10. - грязный как свинья;
  11. - задиристый как петух;
  12. - надутый как индюк.

5 "Фенологические приметы".

Сейчас я буду читать вам  небольшие рассказы о явлениях в природе, а вы  должны найти фенологические ошибки (явления, которые не характерны для этого времени года.)

  • В первое воскресенье сентября собрался Коля с дедушкой в лес по грибы. Хорошо осенью в лесу. Накануне прошел дождь, и солнце блестит на цветах и листьях черемухи. В небольших водоемах резвятся головастики. Скоро они превратятся в лягушек. Набрал Коля с дедушкой грибов-рыжиков, земляники полное лукошко и, довольный, пошел обратно домой.                                                                              (Ошибки :листья черемухи, резвятся головастики, земляника)

  • Хорош лес в конце апреля! На согретых солнцем косогорах появились первые цветы. В воздухе чувствуется сладковатый запах цветущей липы.                    (Ошибки : цветет липа, )

  • Мне нравится лето. Летом много цветов. Летом поют соловьи, прилетают птицы и начинают вить гнезда. В лесу животные воспитывают свое потомство, бегают, прыгают. Летом можно купаться в озере, загорать. Летом много ягод: земляника, рябина.                                                                                                                                  ( Ошибки: поют соловьи, прилетают птицы и начинают вить гнезда, ягоды рябины.)

  • Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.                                                              Ошибки: (следы ежа и суслика)

6 «Найди предмет».

    Названиями животных часто обозначают и самые разнообразные вещи, предметы, инструменты. Так, например, в спорте конь и козёл – гимнастические снаряды, дельфин – стиль плавания, а морж – человек, занимающийся зимним плаванием.

          На столе разложены предметы и карточки со словами или словосочетаниями. Задание – сопоставить предметы и карточки.

ЛУК                                                               ПУСТИТЬ КРАСНОГО ПЕТУХА

СПИЧКИ                                                           УТКА

ГАЗЕТА                                                         ГОРЕ

МОНЕТА                                ЗЕЛЕНЫЙ ЗМИЙ

КАРАКУЛИ                                ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ

БУТЫЛКА                                КАК КУРИЦА ЛАПОЙ

1. Лук – горе. (Горе луковое – причина, незначительная для плача; незадачливый, невезучий человек.)

2. Спички – пустить красного петуха. (Петух у славян был воплощением огня: бог огня изображался нередко в виде огненно-красного петуха. В русском языке фраза «пустить красного петуха»давно уже означает: совершить поджог, устроить пожар.)

3. Газета – утка. (Газетная утка – лживое известие, напечатанное в газетах. Происхождение выражения «газетная утка» связывают с бельгийским юмористом Корнелиссином, который, вздумав поиздеваться над легковерием публики, напечатал в журнале заметку о прожорливости уток: «Один учёный, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них на мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой… И так далее, пока не осталась одна, которая пожрала таким образом 19 своих подруг». Несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток, пока автор сам не раскрыл секрет «научного опыта». С этих пор всякая ложь в печати называется уткой).

4. Монета- золотой телец. (Золотой телец. Библейская легенда гласит, что пока пророк Моисей беседовал на горе Синай с Богом, верующие отлили из золота фигуру тельца (молодого быка) и стали ему поклоняться, за что были наказаны. Но золотой телец остался символом золота, денег, богатства.)

5. Каракули- как курица лапой. (Курица всегда была предметом насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, глупа, пуглива. Отсюда и выражения: курам на смех, мокрая курица, куриная память и прочие.)

6. Бутылка- зелёный змий. (Выражение возникло на основе народно- поэтического оборота «зелено вино», где вино названо по цвету продуетв, из которого оно делается. Осознав вред алкоголя, его стали называть зеленым змием. Змий же со времен изгнания Адама и Евы из рая- символ дьявола.)

Ведущий. Молодцы, ребята! Все задания щёлкаете, как орешки, т. е. выполняете легко и быстро. Ну а закончим мы свою программу последним конкурсом, который называется

«Авторская фраза».

Я буду зачитывать отрывки из литературных произведений, а вы должны будете назвать крылатую фразу, которая пришла к нам из этого произведения и дать ей объяснение. Фразы буду читать по - очереди: одну фразу 1 команде, вторую -2 и т.д.

1. Писатель Н. С. Леков из одной прибаутки о том, что англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отправили, создал повесть «Левша».Родилось крылатое выражение… («подковать блоху», то есть искусно выполнить замысловатую работу).

2. Г.- Х. Андерсен написал сказку о том, как из птенца, некрасивого и уродливого, выросла прекрасная птица, и появилось выражение.. («гадкий утенок», то есть человек с неоцененными возможностями).

3. У того же Эзопа в басне «Путник и гадюка» рассказывается о путнике, который пожалел погибшую от стужи змею и спрятал ее за пазухой. Отогревшаяся змея ужалила путника, и он умер. Появился фразеологический оборот… («пригреть змею на груди»- о неблагодарности за работу.)

4.У Французского баснописца Лафонтена есть басня «Обезьяна и кот», в которой рассказывается, как обезьяна хитростью заставила кота вытащить жарящиеся в огне каштаны и сама съела их, ничего не оставив другу. Отсюда и пошла поговорка… («таскать каштаны из огня», то есть делать за кого-то трудную работу, рисковать для другого).

5. У того же Лафонтена в басне «Медведь и два охотника» два друга рассуждают, что они сделают с медведем, когда его убьют. Но на охоте один убежал от косолапого, другой от страха упал в обморок. Теперь мы говорим… («делить шкуру неубитого медведя», то есть делать ни на чем не основанные расчеты).

6. Известный русский баснописец И. А. Крылов в басне «Обезьяна» рассказывает о мартышке, которая, глядя на крестьянина тоже решила поработать. Мартышка, желая показать усердие, начала катать большой чурбан. Что получилось? (Мартышкин труд, то есть бесполезная, ненужная работа).

7. В другой крыловской басне «Лев на ловле» звери сообща устраивают облаву и добывают оленя. Но лев по праву сильного забрал всю тушу себе… Возникла фраза…(«львиная доля»- в смысле несправедливости дележа или несправедливости людей власти и силы).

8. У немецкого поэта Ф. Шиллера есть драма «Вильгельм Телль», рассказывающая о крестьянине, которому в качестве наказания за непочтительность было приказано сбить выстрелом из лука яблоко с головы своего сына, что он и сделал. Так родилось выражение… («попасть в яблочко», то есть попасть в цель, в самую точку).

Ведущий. Ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, и нам осталось только подвести итоги и наградить победителей. Надеюсь, что ваш лексикон сегодня существенно обогатился интересными словами и выражениями. А продолжить свое образование вы сможете с помощью этих книг.   (Обзор книжной выставки)

1. Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. М. Детская литература, 1973г.

2. Волина В.В. Этимологический словарь. М. АСТ-пресс,1997г.

3.Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М. Просвещение, 1987г.

4. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб. Лениздат; Союз,2001г.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, хочу прочитать вам стихотворение

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !

Подведение итогов, награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по филологии 1-2 класс. "Путешествие по сказкам"

Занятие построено в виде конкурсно-игровой программы. Дети путешествуя по сказкам выполняют различные задания, за которые получают сказочного героя или элемент иллюстрации, в конце занятия  у каж...

районная олимпиада по филологии

Олимпиада разработана районным методистом для учащихся 4 классов. Работа состоит из 11 заданий разного уровня сложности....

КВН юных филологов 2 класс ( в рамках недели русского языка).

В конспекте представлены примерные названия команд ( из расчёта, что в параллели 3 класса)  и их представление в стихах. Задания для команд обыгрываются персонажами сказок. Конспект содержит текс...

Экология в филологии.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-4 классах....

Экология в филологии.

       Цель данного мероприятия посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения; расширить круг знаний и интересов учащихся по чтению, русскому языку, окружающему миру...

Рабочая программа по курсу "Изучение филологии"

Программа для работы кружка по русскому языку для 2 класса....

Рабочая программа учебного предмета литературное чтение Образовательная область: филология для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...