Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Коваленко Светлана Алексеевна

План-конспект по русскому языку 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

Тема урока: «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши»

Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по  

             данной теме

Задачи:

  - актуализировать правила написания слов с буквосочeтаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

- воспитывать увaжительноe отношение к русскому языку и любовь к животным.

Оборудование: карточки и картинки со словарными словами машина, ужи,чучело, щавель, чайник, щука, карточка с однокоренными словами к слову машина, карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания),

 1.Организационный момент:

Прозвенел звонок сейчас

 Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

 Вижу: класс мой - хоть куда!

Мы начнём урок русского языка.

2. Актуализация знаний.

а) Словарная работа.

Загадка №1:

Пьёб бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Носит обувь из резины,

А зовут её : (машина)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:

•машинка

•машинное (масло)

•машинист

•машинистка

•машиностроение

Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. В современном мире машины облегчают труд человека.

Загадка №2:

Очень мирные мы змеи.

Любим жить в лесах у рек

 Яда вовсе не имеем

 И не знались с ним во век (ужи)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.

Загадка № 3:

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделитe орфограмму.

Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборaми. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Загадка № 4:

Он хорошо для кислых щей

 Помимо прочих овощей (щавель)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Вывод: Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.

Загадка № 5:

Урод стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение.

Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц. Старайтесь ходить красивыми и аккуратными, чтобы не быть похожими на "чучело"

Загадка № 6:

Полосатая злодейка

 Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку

 Не проглотит лишь ерша (щука)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

б) Определение темы урока

Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.

3.  Физкультминутка:

Щуку я тащу-тащу

 Щуку я не упущу.

4. Работа по теме урока.

а) Письмо по памяти:

Записать скороговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

б) Составление деформированного предложения:

Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

На доске записаны слова: у / Нaташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.

Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Найдите грамматическую основу в предложении.

Вывод: жи-ши пиши с буквой и.

5.  Физкультминутка: упрaжнение для глаз, упражнение для внимания.

6. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает кaрточку с заданием вставить пропушенные буквы и выделить орфограммы. Для сильных учащихся - 5 предложений. Для слабых учащихся - 3 предложения.  

В ч...ще  щебеч...т стриж... и чиж...

Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.

У Маш... и Миш... цветные карандаш... .

У Серёж... ч...десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ...велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Вывод: какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

Подведение итогов урока

Рефлексия:

Какова была тема нашего урока?

Что нового узнали?

Кому понравился урок?

Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Спасибо за работу на уроке. Урок закончeн.

 

 

 

         

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...