Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)
план-конспект урока русского языка (2 класс) на тему

 Вера Викторовна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЧК,ЧН,НЧ,ЩН,ЧТ.pptx1.08 МБ
Файл pravopisanie.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда так говорят? Пл... хой друг в деле не п… мощник . На св…ей улочке и курочка хр…бра.

Слайд 2

Ёло чк а и бело чк а, Ко чк а, то чк а, стрело чк а, Бо чк а, по чк а, спи чк а, Ре чк а, ру чк а, пти чк а. Сро чн ый, ули чн ый, но чн ой, То чн ый, шуто чн ый, ре чн ой. Знаем мы наверняка, Как писать ЧН , ЧК .

Слайд 3

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Слайд 4

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ ?

Слайд 5

Согласные шипящие звуки [ ч'] и [ щ '] всегда мягкие . Поэтому для обозначения мягкости другая буква не требуется. ЗАПОМНИ: В СОЧЕТАНИЯХ ЧН , ЧК , ЩН , НЧ МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ ! ЧК,ЧН, НЧ, ЩН,ЧТ ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

Слайд 6

Выпиши слова с новыми буквосочетаниями: Песочница, мечта, удочка, помощник , ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

Слайд 7

Какой звук нужно произносить? ПОМО Щ НИК Ч ТО Ч ТОБЫ КОНЕ Ч НО СКУ Ч НО НАРО Ч НО

Слайд 8

№ 1 Сказо ЧН ый , то ЧН ый , ве ЧН ый , ску ЧН ый , кирпи ЧН ый , солне ЧН ый , серде ЧН ый .

Слайд 9

№2 Но ЧК а , пе ЧК а , сини ЧК а , пти ЧК а , колю ЧК а , спи ЧК а , рукави ЧК а , лиси ЧК а , то ЧК а , до ЧК а , ко ЧК а , книже ЧК а .

Слайд 10

№3 Моло ЧК о , лодо ЧК а , дево ЧК а , було ЧК а , бабо ЧК ка , ласто ЧК а , козо ЧК а , ёло ЧК а , нито ЧК а .

Слайд 11

№4 Со ЧН ый , ули ЧН ый , пе ЧН ой , уда ЧН ый , встре ЧН ый , отли ЧН ый , но ЧН ой , зву ЧН ый , игруше ЧН ый , ре ЧН ой .

Слайд 12

№5 Лено ЧК а , Ване ЧК а , Оле ЧК а , Лидо ЧК а , Жене ЧК а , Зино ЧК а , Тане ЧК а , Людо ЧК а , Жу ЧК а , Ане ЧК а .

Слайд 13

№6 Мо ЩН ый , жили ЩН ый , хи ЩН ик , изя ЩН ый , же НЩ ина , помо ЩН ик , го НЩ ик , каме НЩ ик , бараба НЩ ик .

Слайд 14

№7 Одува НЧ ик , по НЧ ик , ко НЧ ик , бли НЧ ик , стака НЧ ик , пте НЧ ик .

Слайд 15

Работа над ошибками. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН . Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. До чк а - ре чк а, ласто чк а.

Слайд 16

молоко моло чн ый цветок цвето чн ый сердце серде чн ый внук вну чк а ночь но чк а печь пе чк а мощь мо щн ый овощ ово щн ой птенец пте нч ик телефон телефо нч ик чн чк щн нч Образуй новые слова.

Слайд 17

а - гл., безуд . ч - согл ., глух., мягк . ч ’ к к ’ - согл ., глух., мягк . и и -гл., удар. о Очки – 2 слога, 4 б., 4зв.

Слайд 18

Назови имена сказочных героинь.

Слайд 19

Проверь себя! Куро чк а Ряба Русало чк а Красная Шапо чк а Дюймово чк а Снегуро чк а



Предварительный просмотр:

Конспект  урока по русскому языку во 2  классе

по теме «  Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».  

ЦЕЛИ.

  1. Учить правописанию буквосочетаний чк, чн, щн;
  2. Ознакомить с написанием буквосочетаний нч, нщ.,чт
  3. Формировать мотивацию к изучению орфограмм, развивать орфографическую память, мышление, интеллект.
  4. Воспитывать дружелюбие, уважение друг к другу.

МЕТОДЫ:

  1. частично-поисковый,
  2. групповой

 Используемое программное обеспечение:

презентация урока по теме: “Упражнение в написании слов с буквосочетаниями –чк-, -чн-, -нщ-,-щн-,-чт-,-нч- “

Оборудование:

компьютер, проектор, карточка  и тест у каждого ученика.  

               ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постараюсь всё понять_

Буду грамотно писать.

 2. Актуализация знаний и постановка темы урока.

-  Когда так говорят?

     Пл...хой друг в деле не п…мощник.

     На св…ей улочке и курочка хр…бра.

  1. Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? Что вам известно о правописании сочетаний ЧК-ЧН?
  2. Задание: запомните как можно больше слов.

Ёлочка и белочка,

Кочка, точка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.

Срочный, уличный, ночной,

    Точный, шуточный, речной. 
    Знаем мы наверняка,
     Как писать ЧН, ЧК. 

Запишите слова по памяти в тетрадь.

-Какова же тема нашего урока?

3. Постановка проблемы. Открытие нового:

-Как называются звуки в этих сочетаниях? (шипящие)

  1. Что вы знаете об этих (ч,щ) звуках? (согласный, непарный глухой, всегда мягкий)
  2. Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?
  3. Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака)
  4.  А есть ли ещё буквосочетания с шипящими звуками?

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Задание:  выпиши слова с новыми буквосочетаниями:

Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

-Какие новые сочетания с шипящими звуками вы нашли? Так как мы будем их писать? Как назовём орфограмму?

Правило, стр. учебника 4

5.Словарная работа.

-Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы?

Помощник, что, чтобы, конечно, нарочно.

-Что поможет нам правильно произнести эти слова?

Проверь по орфоэпическому словарю, как следует произносить данные слова.

  1. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

           

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.        

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

6. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала.

* Работа по карточкам в парах

Вставьте, где нужно буквосочетание ЧК,ЧН,ЩН,НЧ,ЧТ

№1

СказоЧНый,  тоЧНый,  веЧНый,  скуЧНый, кирпиЧНый, солнеЧНый, сердеЧНый.

№2

    НоЧКа,  пеЧКа,  синиЧКа,  птиЧКа,  колюЧКа,  спиЧКа, рукавиЧКа,  лисиЧКа,  тоЧКа,  доЧКа,  коЧКа, книжеЧКа. 

№3

    МолоЧКо,  лодоЧКа, девоЧКа, булоЧКа,  бабоЧКка, ластоЧКа, козоЧКа, ёлоЧКа,  нитоЧКа. 

№4

СоЧНый,  улиЧНый,  пеЧНой, удаЧНый,  встреЧНый, отлиЧНый,  ноЧНой,  звуЧНый,  игрушеЧНый, реЧНой.

№5

ЛеноЧКа,  ВанеЧКа,  ОлеЧКа,  ЛидоЧКа,  ЖенеЧКа, ЗиноЧКа, ТанеЧКа,  ЛюдоЧКа, ЖуЧКа,  АнеЧКа.

молоко

чн

молочный

цветок

цветочный

сердце

сердечный

внук

чк

внучка

ночь

ночка

печь

печка

мощь

щн

мощный

овощ

овощной

птенец

нч

птенчик

телефон

телефончик

№6

МоЩНый,  жилиЩНый,  хиЩНик,  изяЩНый,  жеНЩина,  помоЩНик,  гоНЩик,  камеНЩик, барабаНЩик. 

  №7

ОдуваНЧик,  поНЧик, коНЧик,  блиНЧик, стакаНЧик,  птеНЧик.

  1. Какие слова вы выписали? Проверка.

     Физминутка.(музыкальная)

    7.Самостоятельная работа.

 Образуй новые слова.   Проверка.

     8 .Тест (см. приложение)

9. Итог урока

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
  2. Давайте ещё раз повторим это правило.

     10. Рефлексия. Дерево знаний        

 Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях; встаём, если хорошо усвоили материал; поднимаем руки, если уверены  в своих знаниях.

Приложение

Тест

1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.

Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, слон..

2. В слова вставь нужное буквосочетание: Сини.....и, пти.......а, червя.....ки.

3. Узнай слово: колю......, жу...…, щё......

4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

5. Из больших предметов получить маленькие.

Строка –

Кошка –

Дева –

6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать

Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн"

Урок по теме "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн" построен по мотивам русской народной сказки "Теремок". Появление сказочного героя - новый этап работы на уроке. Урок способствует развитию навыков...

конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

Урок русского языка проводится в 1 классе по программе "Перспектива"...

Урок русского языка «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах»

Урок русского языка  по теме " Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах»", 2 класс , " Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание буквосочетаний «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, ЩН» 3 класс. УМК "Перспектива"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Правописание буквосочетаний «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, ЩН»Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: сов...