Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа 2 100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

Маркина Елена Ивановна

Рабочая программа с пояснительной запиской и подробное КТП по русскому языку для 2 класса по УМК "Школа 2 100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_.docx66.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая    учебная    программа

Русский   язык                          

составлена на основе авторской программы

образовательной системы « Школа 2100» для 2 класса

 под редакцией  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

 

Количество часов за год: 170 часов

Количество часов в неделю: 5ч

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

 Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык», разработанной Р. Н. Бунеевым и др., являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК  в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.

Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

 Цель курса русского языка в начальной школе определяется как развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык».  

Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

- формирование у детей чувства языка;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы  рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю. 

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МБОУ СОШ № 39 г. Брянска с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся второго класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.

Для реализации программного содержания используются следующие  учебные пособия:

1. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 2 класс. – М.: Баласс, 2014

2. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., О.В.  Пронина  «Русский язык». Учебник. 2 класс-. М.:Баласс, 2012

3. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс, в 2-х вариантах. - М.:Баласс, 2014

4.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса. – М.:Баласс, 2014

5. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 2 класса. – М.:Баласс, 2014.

Программа рассчитана на 170 ч в год (5 часов в неделю).

   Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

   Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

   Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

-  формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

   В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языко вой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога той; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

II. Общая характеристика учебного предмета

   В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

   Линии, общие с курсом литературного чтения:

1)  овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Разделы  «Предложение» и «Текст»

   В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

   Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопроси тельной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.

Раздел «Слово»

   Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

   Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения, лексической сочетаемости и слово употребления.

   В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

   Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

   Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1)  видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между слова ми;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3)  графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

   Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й?] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласно го), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

   Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, клич ках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ъ и ъ;

5)  проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

   Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.

   Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок~, -ят-, -ищ-, их значения ми, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой при ставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про,

 и др.

   «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

   Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения {бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

   Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2)  Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении,  над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над правильностью употребления форм слов,  их грамматической сочетаемостью.  Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор ной речи,  устной учебно-научной речи;  навыками и умениями понимания    и    элементарного    анализа    художественного    и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

   Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

   Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.      Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

   Отличие данной программы заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом  и  лексическим  значением  слова  в  сочетании  с  его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3)  Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4)  Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Содержание программы

170 ч (5 часов в неделю)

Слово (введение). (5 ч)   Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Предложение. (11ч.)   Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст. (12ч)Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности -умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово (продолжение). (119ч)1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими слова ми (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

2.  Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям   слова   (без   введения   специальной   терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение з тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов,   над   единообразием   написания   корня   в   однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-, -телъ-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

4.   Алфавит.   Знание   букв   в   алфавитном   порядке,   умение правильно  называть  буквы.   Практическая  значимость  знания алфавита.

5.  Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения  и написания слов.  Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

   Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;

2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;

3)  ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;

4) ъ и ъ разделительные;

5)  буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с

этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.

Повторение. (13ч) Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2)  развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

3)  развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Резерв (10 ч).

Плановые проверочные и контрольные работы:

Проверочная работа – 7

Контрольное списывание – 3

Контрольный диктант – 6

Словарный диктант - 2

Входная контрольная работа – 1

Итоговая контрольная работа  - 1

Требования к уровню достижений обучающихся

   Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-   обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

   Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

   Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). 

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

-  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

-  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: по дробно пересказывать небольшие тексты.

   Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формиро вание функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

   Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах I малых группах.

   Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ста вить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

-  правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях  людей,   кличках  животных,   географических  названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах;  ъ для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями,  определённые программой;  писать предлоги раз дельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

-  находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

-  составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

-  предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

-  составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

   Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Интеллектуально – речевые результаты

 правильно списывать слова,   предложения, тексты;  проверять написанное;

-  составлять  предложения из слов; по данным схемам;

-  определять границы предложений в тексте без   знаков   препинания;

-  составлять  небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему,  по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;

-  выбирать заглавие к тексту из ряда данных

Учебно – языковые умения

-  выполнять  звукобуквенный анализ доступных слов;   видеть   несоответствия   произношения   и написания в слове;

-  находить корень в группе однокоренных слов;

-  подбирать   однокоренные слова;

-  находить суффиксы и приставки   в   доступных словах;

-  образовывать  слова  с помощью   суффиксов   и приставок;

-  отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);

-  ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)

-  находить в предложении (тексте)   слова,    отвечающие на эти вопросы;

-  находить   предлоги   в предложении (тексте)

Правописные умения

-  делить слова на части для переноса;

-  видеть в словах опасные места,   изученные   орфограммы;

-  писать предлоги раздельно со словами;

-  писать большую букву в словах   (изученные   случаи);

-   писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых   ударением,   в корнях двусложных слов;

-  писать изученные слова с непроверяемым   безударным гласным в корне;

-  писать буквы проверяемых  согласных  на конце слова;

-  употреблять ъ для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;

-  не употреблять ъ в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

-  писать ъ и ъ разделительные;

-   графически  объяснить выбор написания;

-  находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила


Календарно – тематическое планирование

Номер

урока

Тема урока

Характеристика деятельности

уч-ся

Кол - во

часов

Дата

проведения

1

                                         

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

Урок - путешествие

1

Слово ( 5 часов)

2

Что мы знаем о слове?

(Лексическое значение слова).

слушать звучащее слово, производить звуковой и звуко-бувенный анализ слова

1

3

Лексическое значение слова. Состав слова.

- наблюдать за лексическим значением слова .

- находить «опасные места»

в слове 

Знать, что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях

1

4

Как устроен наш язык?

1

5

«Опасные места» в словах русского языка.

Урок – игра.

1

6

Контрольное списывание № 1.

1

Предложение (12 часов)

7

Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения

правильно оформлять предложение на письме

1

8

Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам

1

9

Признаки предложения. Оформление предложений на письме

1

10

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме

1

11

Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемами

правильно оформлять предложение на письме

1

12

Конструирование предложений

Урок - путешествие

1

13

Знаки препинания в конце предложений

1

14

Входная контрольная работа

1

15

Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения.

1

16

Обобщение по теме: «Предложение»

1

17

Проверка знаний и умений.

Проверочная работа № 1 по теме: «Предложение» 

1

18

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Текст ( 12 часов)

19

Признаки текста.

Знать признаки предложения.  

- отличать текст от группы предложений

- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста

- отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чте-ния, выбирать подходящее заглавие к тексту

- составлять текст, выполнять редактирование текста

- устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст

-классифицировать ошибки, вносить коррективы, редактировать текст

Знать структуру текста (вводная, основная, концовка)

- добавлять отсутствующие части текста

- составлять «рассыпанный текст», подбирать заглавие

- подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста

- озаглавливать текст, составлять текст из частей и из предложений

1

20

Роль заглавия в тексте.

1

21

Связь заглавия с главной мыслью текста.

1

22

Заглавие текста. Основные признаки текста.

1

23

Р/р. Озаглавливание текстов.

Урок мастерская.

1

24

Озаглавливание текстов.

1

25

Конструирование текстов.

1

26

Конструирование текстов.

Урок – путешествие.

1

27

Р/р. Конструирование текстов, предложений.

1

28

Признаки текста, его отличие от набора предложений

1

29

Проверочная работа  № 2 по теме: «Текст»

1

30

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Урок – игра

1

Слова, которые отвечают на вопросы  кто? что? (8 часов)

31

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

- ставить вопросы к словам-предметам.

Знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? – неодушевленные

Знать, как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов

- создавать тематические группы слов, определять их название

- точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста

- составлять сочетания слов по схемам

Знать, что такое диалог.

- оформлять диалог на письме

Знать, почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы

1

32

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

1

33

Объединение слов в тематические группы

1

34

Р/р. Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому  и  В. Чаплииной «Елка в лесу».

Урок мастерская

1

35

Работа над ошибками.

1

36

Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

1

37

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

1

38

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

1

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ?

КАКАЯ! КАКОЕ? КАКИЕ?  ( 12 часов)

39

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

-ставить вопросы к словам-призна-кам.

- определять части речи

Знать обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях.

– графически показывать связь слов;

– подбирать слова-признаки к словам-предметам

- устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов

- находить в предложении сочетания слов-предметов

и слов-признаков

- подбирать слова-предметы к словам признакам

- составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте

- редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки

1

40

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

1

41

Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки

1

42

Связь слов-названий и слов-признаков

Урок - путешествие

1

43

Развитие умения находить слова, отвечающие на вопросы какой?какая? какое? какие?

1

44

Упражнения в подборе слов-признаков.

 Словарный диктант.

1

45

Упражнения в подборе слов-признаков

Урок - соревнование

1

46

Р /р   Обучающее изложение текста по вопросам    «Снеговик»

1

47

Работа над ошибками.  Урок - игра

1

48

Закрепление и повторение изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки»

1

49

Проверочная работа № 3 по теме: « Слова-названия и слова-признаки»

1

50

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? (6 часов)

51

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам

Знать определение части речи.

- ставить вопросы к словам-действиям

- ставить вопросы к словам-действиям.

Знать определение части речи

- подбирать к словам -предметам слова-действия

– находить слова, отвечающие на вопрос что сделал?;

– подбирать слова-действия

- находить грамматическую основу

1

52

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета.

1

53

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

1

54

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

1

55

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

1

56

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

Урок - путешествие

1

СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ (8 часов)

57

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении

- устанавливать связи между словами в предложениях

- выделять из предложений пары слов с помощью вопросов

- устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы

- редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки

- составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении

- составлять предложения по схемам

- составлять предложения по схемам и записывать их, подбирать глаголы к существительному, ставить вопросы от слова к слову 

- находить, анализировать и исправлять ошибки

1

58

В предложении от слова к слову можно задать вопрос

1

59

Р/р  Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка»

1

60

Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

1

61

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

1

62

Конструирование предложений с опорой на вопросы

1

63

Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении»

1

64

«Пишу правильно» (работа над  ошибками)

1

СЛОВА, К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС (9 часов)

65

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи

Знать, что есть слова, которые выражают чувства, но не называют их

- выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос, употреблять в речи понятие предлог

Знать правило написания предлогов с другими словами. Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги

- передавать содержание картины, выделять части красной строкой

- находить, анализировать и исправлять ошибки

Знать роль предлогов в предложении, уметь подбирать нужные предлоги к словам

Знать правило написания предлогов с другими словами.

- подбирать подходящие по смыслу предлоги

Знать правило о пред-логах и их правописании.

- употреблять слова с нужными предлогами

- находить, анализировать и исправлять ошибки

1

66

Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства

1

67

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

68

Р/р  Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц» (обучающее сочинение)

1

69

Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами

1

70

Роль предлогов в предложении

1

71

Упражнения в правильном употреблении предлогов .

Урок – соревнование

1

72

Проверочная  работа №5 по теме:  «Слова, к которым  нельзя  задать вопрос»

1

73

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Урок - игра

1

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ     (  3 часа)

74

Наблюдение  над  однокоренными словами. Определение  корня  слов

- подбирать однокоренные слова; определять корень в словах

- подбирать однокоренные слова; определять корень в словах

Знать два признака однокоренных слов, уметь распознавать однокоренные слова

1

75

Развитие умения находить корень в группе     однокоренных    слов

1

76

Упражнения в распознавании однокоренных слов

1

ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС (5 часов)

77

Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса.

Знать определение суффикса, его графическое обозначение

-находить суффикс в группе однокоренных слов

Знать значение суффиксов -чик-, -онок-,

-ёнок-, -ат-, -ят-

- составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи

1

78

Развитие умения находить в словах суффиксы

Урок - путешествие

1

79

Р/р. Обучающее изложение по обобщенным вопросам по теме «Лиса»

1

80

Работа над ошибками. Разбор слов по составу.

1

81

Контрольное  списывание  № 2

1

ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА (5 часов)

82

 Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки

Знать алгоритм разбора слов по составу.

– находить, анализировать и исправлять ошибки;

 правильно, каллиграфически списывать текст, выделять «опасные места»

- анализировать состав слова

 Знать значение приставок в словообразовании, правило написания приставок 

1

83

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки  и находить приставки в словах

1

84

Значение приставок. Слитное написание приставок

Урок – путешествие

1

85

Проверочная работа  № 6 по теме «Части слова»

1

86

«Пишу правильно»  (работа  над ошибками)

1

АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ (13 часов)

87

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита

- соблюдать изученные нормы орфографии.

Знать названия, порядок букв русского алфавита

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, географических названиях

1

88

Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей

1

89

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей

1

90

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных  героев

1

91

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень

1

92

Большая буква в названиях рек и морей

1

93

Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке

1

94

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы

1

95

Р/р.  Сочинение по рисунку.

1

96

Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных

1

97

Диктант  №1 но теме: «Алфавит. Написание слов с большой буквы »

1

98

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

99

Упражнения в правописании имен собственных

Урок - соревнование

1

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

ЖИ-ШИ, ЩА-ЩА, ЧУ, ЩУ (14 часов)

100

Написание букв и, у, а после шипящих (повторение)

– соблюдать изученные нормы орфографии;

 видеть «опасные места» в словах, изученные орфограммы

- видеть и писать слова с сочетаниями жи-ши

- видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща

– соблюдать изученные нормы орфографии;

 видеть «опасные места» в словах, изученные орфограммы

- видеть и писать слова с сочетаниями жи-ши

- видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща

1

101

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

1

102

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

1

103

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

1

104

Наблюдение за написанием буквосочетаний ча, ща, чу, щу

1

105

Упражнение а написании слов с букво-сочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений

1

106

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений

1

107

Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу

1

108

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу

1

109

Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений

1

110

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих

Урок - соревнование

1

111

Диктант №2 по теме: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, ,чу-щу» 

1

112

«Пишу  правильно» (работа  над ошибками)

1

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ   Ь И Ъ (16 часов)

113

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме

- различать произношение и написание слов с буквой Ь.

Знать обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь

   

- писать сочетания чк, чн в словах,

Ь для обозначения мягкости на конце слова

и в середине слова

- объяснить написание Ь в словах

- писать буквосочетания чк-чн, чщ

 

Знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

Знать правило написания разделительно-го Ь

- писать слова с разделительным Ь

 

 

- писать слова с разделительным Ъ

- писать слова с разделительными

Ь и Ъ

1

114

Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине

1

115

Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

1

116

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь

1

117

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн

1

118

Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн

1

119

Звук [й]  и  его обозначение на письме

1

120

Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь

1

121

Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь

1

122

Развитие умения писать слова с разделительным Ь. Словарный диктант.

1

123

Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме

1

124

Упражнения в написании слов с Ь

Урок мастерская

1

125

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ

1

126

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ

1

127

Диктант № 3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ»

1

128

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (13 часов)

129

Развитие умений делить слова на слоги, определять  количество слогов и ставить ударение

- различать произношение и написание

- находить способ проверки написания слов

 

Знать графическое обозначение орфограмм.

- подбирать однокоренные слова с целью проверки

Знать правило написания безударной гласной в корне слова.

- действовать согласно правилу

1

130

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

1

131

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах

1

132

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Урок - путешествие

1

133

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы

1

134

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова

1

135

Проверочная  работа №  7 по теме: «Безударные гласные в корне»

1

136

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне

1

137

Проверочный диктант  № 4 по теме:  «Безударные гласные в корне»

1

138

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Урок мастерская

1

139

Р/р. Свободный диктант.

1

140

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ

СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА (13 часов)

141

Обобщение по теме «Безударные гласные в корне»

Урок - путешествие

- различать произношение и написание

- находить способ проверки написания слов

- писать слова с изученной орфограммой

- подбирать проверочные слова

Знать «опасные места» при написании парных согласных на конце слова.

- писать слова с изученной орфограммой

 

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

– соблюдать изученные нормы орфографии;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

1

142

Наблюдение за явлением оглушения звонких  согласных на конце слова

1

143

Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова».

1

144

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой

1

145

Упражнение в подборе проверочных слов

1

146

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

1

147

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

1

148

Контрольный  диктант № 5 по теме: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

1

149

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

150

Р/р. Изложение на основе зрительного восприятия текста

1

151

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

152

Обобщение по разделу: «Правописание звонких и глухих  согласных на конце слова»

1

153

Контрольный диктант  № 6  (итоговый за год)

1

154

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

ПОВТОРЕНИЕ (16 часов)

155

Повторение по теме: «Текст»

-соблюдать изученные нормы орфографии

- анализировать собственные ошибки

- писать под диктовку текст из 30–40 слов

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

-писать слова с безударными гласными в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными, различать приставки и предлоги

 

- писать под диктовку текст из 30–40 слов

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

- писать слова с безударными гласными в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными, различать приставки и предлоги

1

156

Повторение по теме: «Предложение»

1

157

Контрольное списывание № 3

1

158

Повторение по теме: «Состав слова. Однокоренные слова»

1

159

Итоговая      контрольная    работа.

1

160

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

161

Р/р. Обучающее изложение.

1

162

Работа над ошибками.

1

163

Повторение  изученных орфограмм.  Урок - КВН

1

164

Повторение по теме: «Безударные гласные».

1

165

Р/р. Изложение на основе зрительного восприятия текста.

1

166

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

167

Повторение по теме: «Безударные гласные».

1

168

Повторение по теме: «Состав слова».

1

169

Повторение по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова».

1

170

Повторение по теме: «Алфавит. Написание большой буквы в словах».

1

Список литературы:

  1. Закон «Об образовании».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.; Федеральный государственный образовательный стандарт  начального  общего образования.
  3. Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011.  (Стандарты второго поколения)
  6. Основная образовательная программа ОС «Школа 2100»
  7. Авторская программа по русскому языку для учащихся 2-го класса. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. – М.: Баласс, 2012 г.
  8. Планируемые результаты начального общего образования. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. – М.:  Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

      9.  Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 2 класс. – М.: Баласс, 2014

     10. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., О.В.  Пронина  «Русский язык». Учебник. 2 класс-. М.:Баласс, 2012

     11. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс, в 2-х вариантах. - М.:Баласс, 2014

     12. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса. – М.:Баласс, 2014

     13.  Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 2 класса. – М.:Баласс, 2014.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...