рабочая программа 3 класс русский язык ФГОС
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Гришина Светлана Борисовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы (личностные, метапредметные, предметные), календарно- тематическое планирование, перечень учебнго-методического обеспечения и интернет-ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz.docx71.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Детский дом-школа»

                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                               И.О. директора МОУ «Детский дом-школа»  

                Кузнецов А.Н.

                                                                                                                  «       »              2013 год                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

3 класс

(базовый уровень)

           

                   

  Составитель:

учитель начальных классов

Гришина С.Б.

                                                                             

2013-2014 учебный год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Выбор программы обусловлен тем, что данная программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учеников третьих классов. При разработке программы учитывалась низкая мотивация к обучению у учащихся.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» в третьем классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю (при 34 учебных неделях).

С учётом особенностей класса в программу внесены следующие изменения:

1. В раздел «Состав слов» добавлен 1 час на проект «Семья слов», так как проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений.

2. В разделе «Правописание частей слова» количество часов сокращено при изучении следующих тем: «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне», «Правописание слов с удвоенными согласными», «Правописание приставок и предлогов», «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком».

3. В разделе «Части речи» количество часов сокращено при изучении тем «Изменение глаголов по числам», «Изменение глаголов по временам» и  «Изменение глаголов прошедшего времени по родам», «Правописание частицы НЕ с глаголами».

4. В разделе «Повторение» корректировка часов возможна путём объединения тем «Работа над ошибками, допущенными в диктанте» и «Повторение

по теме «Части речи», а также сокращение часов на повторение темы «Орфограммы в значимых частях слова».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

         -      освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил,

сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

II. Основное содержание программы

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3

Слово в языке и речи

19

4

Состав слова

16

5

Правописание частей слова

29

6

Части речи

76

7

Повторение

14

ИТОГО  

170 часов

III. Требования к планируемым результатам изучения программы

Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос- сии; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности oбучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно- исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительного, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

          4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

           5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

          6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной. общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

           7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе - других социальных ситуациях.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих  метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельного, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  6. использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и другиx учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  7. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

         12)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего об- разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  1. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка  как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  2. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  3. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литера- турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать aдекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  4. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  5. умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  6. способность проверять написанное.

IV. Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки

Скорректированные сроки

Язык и речь (2 часа)

1

Наша речь и наш язык.

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

              02.09

2

Виды речи.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

04.09

Всего 2 часа

Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)

3

Текст.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

05.09

4

Типы текстов.

Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

06.09

5

Предложение.

Развитие речи.

Составление рассказа по

репродукции

картины.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

07.09

6

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

09.09

7

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

12.09

8

Виды предложений по цели высказывания и по интонации. 

Словарный

диктант №1.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

13.09

9

Предложение с обращением.

Развитие речи.

Составление рассказа по

рисунку.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения.

14.09

10

Состав

предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

16.09

11

Главные и второстепенные члены предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

17.09

12

Контрольный диктант № 1.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

18.09

13

Работа над ошибками.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

19.09

14

Простое и

сложное

предложения. Знаки препинания в них.

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

20.09

15

Словосочетание.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

21.09

16

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

23.09

Всего 14 часов

Слово в языке и речи (19 часов)

17

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка».

25.09

18

Синонимы и

антонимы.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

26.09

19

Омонимы.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

27.09

20

Слово и

словосочетание.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

 28.09

21

Фразеологизмы.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

30.09

22

Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».  

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.

02.10

23

Части речи.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

03.10

24

Части речи. Имя существительное.

Составлять по репродукции картины небольшой текст. Находить изученные части речи в тексте.

04.10

25

Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

05.10

26

Имя числительное.

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? Который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных.

14.10

27

Имя числительное.

Приводить примеры слов – имён числительных. Оценивать результаты выполненного задания.

16.10

28

Однокоренные слова.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

17.10

29

Гласные звуки и буквы.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

18.10

30

Согласные звуки и буквы.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

19.10

31

Правописание разделительного мягкого знака.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

21.10

32

Слово и слог. Звуки и буквы.

Работать с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.

23.10

33

Развитие речи. 

Изложение повествовательного текста.

 

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

24.10

34

 «Слово в языке и речи».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

25.10

   35

Проект «Рассказ о слове».

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

26.10

Всего 19 часов

Состав слова (17 часов)

36

Корень слова. Однокоренные слова.

Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

28.10

37

 Однокоренные слова.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

30.10

38

Сложные слова

Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст.

31.10

39

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

01.11

40

Работа над ошибками.

Формы слова. Окончание.

Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

02.11

41

Окончание

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

06.11

42

Приставка.

Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

07.11

43

Значение приставок.

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

08.11

44

Приставка.

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

09.11

45

Суффикс.

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

11.11

46

Суффикс.Упражнение в нахождении.

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

13.11

47

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

14.11

48

Основа слова.

Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.

15.11

49

Обобщение

знаний о составе слова.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

16.11

50

Проект «Семья слов».

Научиться составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом.

25.11

51

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы..

27.11

52

Проект «Семья слов».

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

28.11

Всего 17 часов

Правописание частей слова ( 27  часов)

53

Общее представление о правописании слов с орфограммами.

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

29.11

54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

30.11

55

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

02.12

56

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

04.12

57

Правописание слов с безударными глас ными в корне.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

05.12

58

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными перед согласными в корне.

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

06.12

59

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

07.12

60

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

09.12

61

Правописание слов с непроизносимыми

согласными.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

11.12

62

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне слова.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

12.12

63

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

13.12

64

Правописание слов с непроизносимыми

согласными.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

14.12

65

Слова с непроизносимыми

согласными.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

16.12

66

Правописание слов с удвоенными согласными.

Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

18.12

67

Развитие речи.

Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» по опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

19.12

68

Контрольный диктант по теме

«Правописание корней слов».

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

20.12

69

Правописание суффиксов и приставок

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов –ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса –ок.

21.12

70

Правописание суффиксов –ек,

-ик; -ок.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.

23.12

71

Правописание приставок.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

25.12

72

Правописание суффиксов и приставок.

.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.

26.12

73

Правописание приставок и предлогов.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

27.12

74

Правописание приставок и предлогов.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

28.12

75

Правописание приставок и предлогов.

Продемонстрировать и оценить свои знания.

09.01

76

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

10.01

77

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Находить в тексте слова с разделительным мягким знаком.

11.01

78

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) и разделительным твёрдым знаком (ъ).

Группировать слова по типу орфограммы (ь или ъ), по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

13.01

79

Развитие речи. Обучающее изложение.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

15.01

Всего 27 часов

Части речи (76 часов)

80

Части речи.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

16.01

81

Имя существительное как часть речи.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

17.01

82

Начальная форма имени существительного.

Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме.

18.01

83

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

20.01

84

Устаревшие

слова.

Находить устаревшие слова – имена существительные.

22.01

85

Собственные и нарицательные имена существительные.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

23.01

86

Проект «Тайна имени».

Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

24.01

87

Число имён существительных.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

25.01

88

Развитие речи. Изложение по плану. Деление текста на части.

27.01

89

Число имён существительных.

29.01

90

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти.

30.01

91

Род имён существительных.

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

31.01

92

Род имён существительных.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

01.02

93

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

03.02

94

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

05.02

95

Проверочный диктант по теме «Род и число имён

существительных».

Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов

действий.

06.02

96

Изменение имён существительных по падежам.

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия

падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

07.02

97

Именительный падеж.

Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

08.02

98

Родительный падеж.

Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

10.02

99

Дательный

падеж.

Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

12.02

100

Винительный падеж.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.).

13.02

101

Творительный падеж

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной

форме.

14.02

102

Предложный

падеж.

Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

15.02

103

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

Проверять письменную работу (сочинение).

24.02

104

Обобщение знаний об имени существительном.

Морфологический разбор.

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

26.02

105

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень».

Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

27.02

106

Проект «Зимняя страничка».

Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

28.02

107

Имя прилагательное как часть речи.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

01.03

108

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

03.03

109

Сложные имена прилагательные.

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать.

05.03

110

Развитие речи.

Составление текста-описания в научном стиле.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких

текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

06.03

111

Развитие речи.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов.

07.03

112

Изменение имён прилагательных по родам.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

11.03

113

Изменение имён прилагательных по родам.

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

12.03

114

Изменение имён прилагательных по родам.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др.

13.03

115

Изменение имён прилагательных по числам.

Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

14.03

116

Изменение имён прилагательных по числам.

Развитие речи.

Составление рассказа-описания о животном.

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

15.03

117

Изменение имён прилагательных по падежам.

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

17.03

118

Диктант по теме «Имя существительное»

19.03

119

Изменение имён прилагательных по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

20.03

120

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.

21.03

121

Морфологический разбор

имени прилагательного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

22.03

122

Обобщение знаний об имени прилагательном. 

Словарный диктант.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

24.03

123

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

26.03

124

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

27.03

125

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

28.03

126

Контрольный диктант по теме

«Имя прилагательное»

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

29.03

127

Работа над ошибками.

Личные местоимения.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

31.03

128

Местоимения 3-го лица.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

02.04

129

Развитие речи.

Роль местоимений в предложении.

Составление письма.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

03.04

130

Морфологический разбор

местоимения.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

04.04

131

Проверочная работа по теме

«Местоимение».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

05.04

132

Глагол как часть речи.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

14.04

133

Глагол как часть речи.

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

16.04

134

Значение и употребление в речи глаголов.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.

17.04

135

Развитие речи.

Составление текста по сюжетным картинкам.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

18.04

136

Начальная форма глагола.

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.

19.04

137

Начальная форма глагола.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

21.04

138-139

Изменение глаголов по числам.

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

23.04

140

Развитие речи.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

24.04

141

Изменение

глаголов по

временам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

25.04

142-143

Изменение глаголов по временам.

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

26.04

144

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

28.04

145

Изменение

глаголов по

временам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

30.04

146

Род глаголов в прошедшем

времени.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

02.05

147-148

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

03.05

149

Развитие речи.

Составление предложений и текста.

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

05.05

150-151

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

07.05

152

Упражнения в  правописание  глаголов   с  частицей НЕ.

08.05

153

Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор

глагола.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».

Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

10.05

154

Развитие речи.

Конференция на тему «Части речи в русском языке».

Самостоятельно выбрать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».

12.05

155

Проверочная работа по теме «Глагол».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

14.05

156

Контрольный диктант № 5.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

15.05

Всего 76 часов

Повторение (14 часов)

157-158

Работа над ошибками.

Повторение

по теме «Части речи».

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

16.05

159

Контрольный диктант № 6.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

17.05

160-161

Работа над ошибками.

Орфограммы в значимых частях слова.

Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.

19.05

162

Развитие речи.

Составление предложений по рисункам.

Составлять предложения по рисунку.

21.05

163

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

Распознавать части речи и их грамматические признаки. Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе.

22.05

164

Контрольное списывание.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

23.05

165

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

24.05

166

Итоговая диагностическая работа.

Применить свои знания для выполнения итоговой работы.

26.05

167

Повторение изученного за год.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

28.05

168

Викторина

«Знаешь ли ты русский язык».

Применить свои знания для выполнения заданий.

29.05

169

Повторение изученного за год.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

30.05

170

Игра «Язык родной, дружи со мной».

Применить свои знания для выполнения заданий.

31.05

Всего 14 часов

V. Перечень учебно - методического обеспечения

Учебные пособия

  1. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD- диском). В 2-х частях. / Канакина В.П., Горецкий В.Г. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. / Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2013.

                                                   Методическая литература

  1. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России» / Буряк М. В.  – М,: Планета, 2013 г.
  2. Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В, Дементьева М. Н., Стефаненко Н. А. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. / Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2012.

          4.    Сборник рабочих программ "Школа России" 1-4 классы / Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Анащенкова С.В. – М.: Просвещение, 2011 г.

          5.    Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. / Дмитриева О. И. – М,:Вако, 2014 г.

        Технические средства обучения

  • классная доска с креплениями для таблиц;
  • магнитная доска;
  • персональный компьютер с принтером;
  • CD/DVD-проигрыватель;
  • проектор для демонстрации слайдов;
  • мультимедийный проектор;
  • -экспозиционный экран размером 150x150 см.

Модели

  • модели звукового состава слова;
  • лента букв.

Оборудование класса

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;
  • настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

                                                       Интернет-ресурсы

1. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»»  (http://festival.1september.ru/)

2. Сайт «Потому» (http://potomy.ru /)

3. Сайт «Детские презентации» (http://viki.rdf.ru/ )

          4. Сайт «RusЕdu» (http://www.rusedu.ru/ )

5. Сайт «Умничка» (http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103)

 СОГЛАСОВАНО                                                                                                

Протокол заседания творческой группы                                                    

учителей МОУ «Детский дом-школа»                                                            

       от «     »                        2013 год                                                        

                             /Бухматова О.Н./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

                   /Астахова Г.В./

 «    »                      2013 год



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку ФГОС, 1 класс, Соловейчик

Рабочая программа с применением ФГОС НОО автор Соловейчик Расчитана на учащихся 1 класса, программа "Гармония"...

рабочая программа по русскому языку ФГОС 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса образовательня система "Школа 2100"...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) 2 класс

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября...

Рабочая программа по Русскому языку ФГОС Школа России 2 класс Зеленина

Данная рабочая программа предназначена как для общеобразовательного класса, так и для класса КРН, VII вида, обучающегося по программе Школа России....

Рабочая программа по Русскому языку ФГОС Школа России 2 класс Зеленина

Данная рабочая программа предназначена как для общеобразовательного класса, так и для класса КРН, VII вида, обучающегося по программе Школа России....

Рабочая программа по русскому языку ФГОС 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального  государственного образовательного  стандарта второго поколения; Закона РФ «Об образовании» (№ 273 ФЗ, 2012г.); Авторской программы «Русск...