Русский язык. 2 класс. "Правописание приставок".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кретова Людмила Николаевна

Урок прошёл очень интересно. Дети мысленно совершали экскурсию по зимнему лесу, выполняли грамматические задания. За правильные ответы ребятам вручались новогодние игрушки-картинки, которыми в конце урока была украшена ёлка в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._2_klass._pravopisanie_pristavok.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.

(по программе «Начальная школа 21 века».

Учитель: Кретова Л.Н.

Тема урока: « Правописание приставок».

Цель урока:

 1.Продолжить ознакомление учащихся с составом слова.

2.Углубить и расширить знания учащихся о приставках, об их

образовательной роли и правописании.

3.Развивать речь учащихся, внимание и мышление.

4.Учить рассуждать и делать выводы по наблюдениям и

рассуждениям.

5.Воспитывать аккуратность, взаимное уважение, чувство

взаимопомощи, справедливость в оценке работы товарища,

самокритичность.

Оборудование: учебник «Русский язык», тетрадь «Пишем грамотно, таблица

«Состав слова», картина « Зима в лесу», индивидуальные

карточки, бумажные игрушки для украшения ёлки, которые учитель даёт учащимся за правильные ответы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сейчас урок русского языка.

-Какое сегодня число?

Запишем число, объясняя орфограммы. Добавим «Классная работа», объясняя.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Нас ждет встреча с лесными обитателями. Как изменилась природа с приходом зимы! Какая стала красивая! Говорят, природа спит зимой, укрывшись снегом, как одеялом. А давайте заглянем в лес. Возьмитесь за руки и тихонько пойдем друг за другом по узенькой протоптанной тропинке.

( Звучит песня «Вместе весело шагать»).

3. Каллиграфическая минутка.

Мы выходим на лесную поляну. Посмотрите, как здесь красиво! А вот здесь кто-то оставил запутанные следы. На какие буквы они похожи?

( Учащиеся смотрят на доску, где написаны письменные строчные буквы и соединения букв: д, у, ду ,уд).

- Чем похоже написание букв, чем отличается?

Повторите буквы и их соединения в своих тетрадях. Но сначала проверьте посадку, положение тетради на столе и правильно возьмите ручку. (Учащиеся прописывают буквосочетания).

4. Повторение состава слова.

А вот здесь пробежала лисица и своим хвостом размела, перепутала части слова, которые умный филин приготовил для вас за ночь, так как филин ночная птица.

- Из каких частей состоит слово?

- Какая часть самая главная? Почему?

-Для чего нужны приставки и суффиксы?

- Какова роль окончаний?

( На карточках написано «корень», « суффикс», «окончание», «приставка»).

Расположите части слова в нужном порядке. Найдите правильное их обозначение на схеме « Состав слова».

Соберем по схеме рассыпанные слова « НАХОДКА и ЗАГАДКА»

( Даны карточки с перепутанными частями слова. Двое учеников собирают слова по очереди и разбирают их по составу на доске, а остальные пишут в тетради).

5.Наблюдение за правописанием приставок ЗА-, НА-, НАД-.

Посмотрите внимательно на доску, где слова записаны парами:

ЗАПИСЬ – ЗАПИСАТЬ

НАДПИСЬ – НАДПИСАТЬ

НАСЫПЬ – НАСЫПАТЬ

-Что вы заметили в правописании приставок? Можете посоветоваться друг с другом. ( Одинаково пишутся и под ударением и без ударения).

Заглянем в учебник в рубрику « Обрати внимание».

Прочитаем правило.

Спасибо умному филину.

5. Закрепление нового материала

Отправимся дальше. Заглянем к белочке. Она написала нам о своих запасах на зиму: НАСУШИЛА ГРИБОВ, ЗАГОТОВИЛА ОРЕХОВ. ( Словосочетания написаны на карточках). Запишем эти словосочетания в тетрадь с комментированием и разберем глаголы по составу. ( Комментируют 2 ученика по очереди).

МОЛОДЕЦ, БЕЛОЧКА!

7.Работа в тетради « Пишем грамотно».

А вот зайца не разглядеть на белом снегу, да и не догнать. Он нам предлагает заглянуть в тетрадь « Пишем грамотно» ( с. 36 ) и выполнить там задание. А ему некогда, от лисы скрывается.

Упр. 2 – коллективно.

Упр.1 – работа в парах с проверкой.

Упр.3 – самостоятельно.

ВЫВОД: приставки НА-, ЗА-, НАД- пишутся с гласной А.

6. Физкультминутка.

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу!

9. Работа по учебнику.

А вот здесь под пеньком притаился и уснул ежик. Он просил его не беспокоить и выполнить задание, данное в учебнике ( упр.2 с.133) и на карточках.

- Какие слова здесь лишние? Во всех ли словах орфограмма находится в приставках? ( Лишние слова: ЗОЛОТАЯ, НАКАЗЫВАТЬ, НАДЕЖНЫЙ, т.к. орфограмма в корне).

10. Работа с карточками.

А теперь возьмите карточки, правильно спишите слова в тетрадь без скобок и выделите приставки и корень самостоятельно.

1 вариант. ( за ) х…дить, ( на ) грузить, ( над ) резать

2 вариант. (за ) морозить, ( на ) л…пить, ( над ) пилить

- Какое еще правило вы вспомните при написании слов? ( Правописание безударных гласных в корне слова).

(Учащиеся работают самостоятельно, записывают слова в тетрадь , выделяют приставку, корень и подчеркивают пропущенную орфограмму.)

11.Завершение прогулки в лес. Итог урока.

А вот зимние гости снегири обеспокоены тем, что скоро Новый год и в лес придут за елкой. А они не хотят, чтобы срубили лесную красавицу. А вы хотите? Давайте оставим елку в лесу, как это сделал сынок лесника. --Где мы об этом читали? ( С.Михалков « В снегу стояла елочка» ).Что он сделал?

Давайте и мы украсим елку нашими самодельными игрушками, которые вы получили за правильные ответы на уроке. Но сначала подведем итог.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Над чем мы работали? Что запомнили о правописании приставок?

- Какой вид работы вам больше всего понравился?

Сколько игрушек вы получили? ( Учитель оценивает работу учащихся на уроке: 3 игрушки – «5», 2 игрушки – «4», 1 игрушка – « молодец!»).

Украсим елочку игрушками. А елочка и звери очень рады, что праздник пришел к ним в лес и говорят вам всем « СПАСИБО!» (Учитель надевает на макушку елки наконечник, где написано слово « СПАСИБО!»).

12. Домашнее задание.

А вот лось , который приходил на поляну, оставил вам задание на дом для закрепления написания приставок. Это упр.3 на стр.133. ( Учитель объясняет задание, учащиеся записывают в дневник).

13.Возвращение с экскурсии.

Урок окончен. ( Дети встают и звучит музыка новогодняя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»

Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание приставок"

Знакомство и первичное закрепление с частью слова - приставкой. Использование презентации и онлайн теста...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание приставок"

данная методическая разработка содержит конспект урока и презентацию к уроку по теме: "Правописание приставок" УМК "Школа 2100"...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока и презентация "Правописание предлогов и приставок"...

Открытый урок по русскому языку Тема " Правописание приставок и предлогов."

Форма проведения: урок – игра.Тип урока: урок систематизации и обобщения знанийЦель: создание условия формирования умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи,  п...

Конструктор по русскому языку . Тема "Значение приставок" 3 класс. "Школа России"

Конструктор по русскому языку в 3 классе Тема "Значение приставок".  Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым резуль...