Конспект урока русского языка 3 класс " Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Методические рекомендации к уроку русского языка по теме  « Род имен существительных» по программе " Начальная школа 21 век".

 

На этапе чистописания образец буквосочетаний и слов учитель пишет на доске, ребенок выбегает к доске, вставляет пропущенные буквы, вспоминает правило.

На этапе повторения пройденного, игра « Собери урожай», на доске крепятся колоски, на которых записаны различные вопросы по пройденным темам. Дети выбегают к доске, срывают колосок и отвечают на поставленный вопрос.

На этапе словарной работы необходимо показать второй слайд, дети составляют словарное  слово из букв, затем слово появляется на слайде. На следующем слайде показаны прилагательные, которые дети подбирают к словарному слову, далее дети составляют предложение и одно из возможных предложений появляется на экране.

На этапе актуализации знаний, на экране появляются слова четвертого слайда, из которых надо выделить лишнее. Дети называют различные известные им местоимения, затем некоторые высвечиваются на экране (5 слайд)

На этапе классификации имен существительных высвечиваются слова, которые дети делят на 2 группы (6 слайд), затем находят лишнее слово -  «письмо», объясняют, почему они так думают.

7 слайд - (письмо), читает учитель. Дети работают с таблицей самостоятельно, затем идет проверка, появляется заполненная таблица.

На этапе закрепления учитель читает стихотворение, появляются 8,9,10 слайды с памятками для запоминания.

Физкультминутку проводят дети сами ( учитель вызывает желающего ребенка).

В конце урока, на этапе закрепления, на доску вывешиваются вазы, на которых указан род, ребенок выбегает, срывает  «цветочек», на котором написано имя существительное, и прикрепляет «ставит» в нужную вазу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc41.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: « Род имен существительных»

Тип урока: « Открытие нового знания».

Цель урока: ознакомление с приемами распознания рода имен существительных.  

Формирование УУД.

      Личностные:

 признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
  • сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
  • вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

  • делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

  • подтверждать аргументы фактами;
  • слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

1. Памятки для запоминания рода имен существительных.

2. Колосок вопросов.

3. Копия письма ( на парте у каждого).

4. Презентация.

5. Смайлики для рефлексии.

                                          Ход урока.

1. Этап самоопределения к деятельности.

 Первым делом гоним лень

 На уроке не зевать

 А работать и писать.

 Ну-ка проверь-ка, дружок,

 Ты готов начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке,

 Ручка, книжка и тетрадка?

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

 Каждый хочет получить

 Только лишь оценку « пять»!

2. Чистописание.

 Цц цы ци

 ц.рк ц.ганка птенц. полиц.я

  • вставьте пропущенную букву, вспомните правило.

3. Повторение пройденного,  игра « Собери урожай»

  • вы сегодня агрономы, собираем урожай пшеницы ( дети подбегают по желанию к доске, срывают колосок, на котором записан вопрос, отвечают на вопрос)

4. Словарная работа.

  • урожай собрали, зерно отправили на мельницу. А мельник - добрый волшебник, он намолол снежную муку, а снежные хлопья тоже волшебные, они с буквами. Волшебник вытряхнул мешки, хлопья рассыпались. Помогите их собрать, получите новое словарное слово.

 Е, д, в, ч а, к, о.

  • Девочка, записываем в тетрадь, ставим ударение. К какой части речи относится это слово? Чтение рассказа Л.Н. Толстого « Лучше всех». Подбираем им. прилагательные ( веселая, добрая, красивая). Составить предложение. ( Веселая девочка играет в мяч.)  Разобрать предложение  по членам  предложения.

5.Актуализация знаний.

-о какой части речи сегодня будем говорить на уроке? Найдите лишнее слово.

Молодость, доброта, деловой.

 Друг, написать, Лондон.

- почему лишнее? Назовите тему урока. ( « Имена существительные», но мы будем углублять наши знания)

- что знаете об именах существительных? Какие слова ( части речи) можно употребить вместо им. сущ.? Местоимения. Они сегодня будут нашими помощниками. ( он, мой, она, моя

оно, мое)

6.Классификация имен существительных.

- распределите слова на 2 группы кто? что?

Лопата, газета, письмо, Москва, заяц, ворона, воробей. ( добавить свои 2 слова), ( проверка в паре, обмен тетрадями)

-какое слово лишнее, почему? Письмо. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя соседка Оля дружит с Майклом, он живет в Лондоне. Где это находится? На каком языке там говорят? Майкл прислал письмо на русском языке, но оно звучит необычно. Я прочту его, а вы подскажите, что необычно?

 Здравствуй, мой любимый друг Оля! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

Обсуждение письма. Что вас насмешило?

7. Постановка задачи урока.

- как правильно согласовать слова мы сможем объяснить Майклу, разобравшись в теме урока « Род имен существительных». Итак, наша задача сегодня понять, что такое род и как его определять.

8.Построение проекта выхода из затруднения, открытие нового знания.

- исправьте ошибки в письме ( работа в паре), в таблицу выпишите сущ.

он

она

оно

Друг

Папа

Дедушка

Майкл

дом

Оля

Мама

Молодость

Россия

доброта

лото

( таблица у каждого на парте)

 Одушевленные:

- 1 столбик, называющие мужчин, рядом поставьте местоимение, заменяющее это сущ.

- 2 столбик, называющие женщин рядом поставьте местоимение, заменяющее это сущ.              - а теперь неодушевленные сущ.  (дом,  лото, молодость, встреча, общение, доброта )

Слова распределяем в столбики, слово лото - в 3 столбик. Оно мое.

9.Закрепление во внешней речи.

Вывод : каких родов бывают существительные? М.р., Ж.р., С.р.

-Как определить род? ( подставить местоимение.)

Памятки для запоминания ( на доске)

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

10.Физкультминутка. Проводят дети.

11.Закрепление темы.

Работа по учебнику с.160   упр.2

На доске вазы. На цветах записаны слова, распределить цветок в свою вазу, в зависимости от рода. (дом, улица, солнце ,рояль, ручка, мир, дерево, страна, тетрадь, переулок ,озеро)

12.Итог урока. Как определить род имен существительных?

13.Рефлексия. ( дети показывают смайлики, оценивают свою работу на уроке)                         14. Д. з. с. 162, упр. 3.

     Список используемой литературы:

1.Л.Ю. Александрова, Н.Н. Афанасьева « Уроки русского языка в 3 классе», « КЛИО», Чебоксары, 1998 г.

2.Журнал « Начальная школа» № 5, 2013 г., статья Т. Соколовой « Информационная грамотность».

3.С.А. Привалова « Русский язык 3 класс поурочные планы», Волгоград, 2011 г.

4. Л.А. Ефросинина « Литературное чтение 2 класс », « Вентана - Граф», 2012 г.

5.С.В. Иванова « Русский язык 3 класс», « Вентана - Граф», 2013 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Род имён существительных»

Слайд 2

Девочка е в а д и к о ч

Слайд 3

Весёлая, игривая, красивая, здоровая Весёлая девочка играет в мяч

Слайд 4

Молодость доброта деловой друг написать Лондон

Слайд 5

он мой она моя оно моё твоё свои мною вами Местоимения

Слайд 6

Лопата, газета, письмо, Москва, заяц, ворона, воробей.

Слайд 7

Здравствуй, мой любимый друг Оля! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл. Он Она Оно друг Оля лото папа мама дедушка молодость Майкл Россия дом доброта

Слайд 8

Женский род запомню я и скажу: она моя Ж.р., ед. ч.

Слайд 9

И запомню род мужской и опять скажу: он мой М.р., ед. ч.

Слайд 10

Средний род оно моё Это правило моё! С. р., ед. ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"

Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....

Конспект урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного».

Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного».Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.Задачи.Знать признаки имени существительного, его роль в п...

Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...

Конспект урока русского языка «Повторяем признаки имени существительного» с использованием образовательной платформы Учи.ру

Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного» с использованием образовательной  платформы Учи.ру...

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, закрепление знаний о склонениях имен существительных.Планируемы...

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Правильно писать окончания существительных в Д.п., осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных в Д.п.Планируемые резуль...