Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ооржак Валентина Хырааевна

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_skloneniya_im.sushch.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Три склонения имен существительных.

Цель урока: Продолжение работы по теме «Существительное». Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

Оборудование: Учебник, ТСО.

Ход урока.

I Организационный момент.

Внимательно послушайте стихотворения Н.Найденовой:

Подружки и товарищи,

Мы весело живем

Друг друга очень любим мы,

в обиду не даем.

- Вы живете весело? (Да, мы живем весело!)

Постараемся доказать это правило на сегодняшнем уроке.

II Сообщение темы урока.

- О ком говорится в этом стихотворении?

Слайд 1. (О подружках и товарищах)

- Ребята, какой частью речи являются эти слова? (существительным)

- Правильно! Сегодня мы продолжим работу по теме существительное, углубим и закрепим знания о типах склонений.

III Повторение.

1.) Слайд 2. Город, гордо, горожанин.

 - Какое из этих слов не является существительным? (Гордо)

- Назовите имена существительные. (город, горожанин)

Задание: Сделать морфологический разбор слова «город».

- Предлагаю вам образовать группу однокоренных слов к слову «город» (ответы: города, городок, городской, загородный, городище, пригородный)

- Покажите, почему названные нами слова однокоренные? И почему слово «гордо» не включено нами в эту группу?

- Как называется такое изменение слов? (Словообразование)

                             ^            ^        ¬

Слайд 3. Городок-городской-загородный.

- А как образовались эти слова? (Ребята называют части слова, при помощи которых образовались слова и выделяют значком)

- Какой частью речи являются эти слова?

- Какое изменение произошло в слове «города»? (Словоизменение)

2.) Сколько падежей в русском языке? Назовите, какие?

Дальше учитель предлагает ребятам выполнить словарный диктант, где им нужно определить падеж существительных. (приехал в город, экскурсия по городу, улицы города, жил в городе, гордимся городом.)

Вывод: Значит, чтобы точно выразить свою мысль, правильно написать окончания существительных, надо знать падежи.

IV Физкультминутка.

V Новая тема.

а) Работа по учебнику. Упр. 4, стр.89.

Какая часть в слове изменяется? (окончание)

Какой вывод сделать об изменении окончаний имен существительных по вопросам?

Вывод: изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

б) Слайд 4. Улица, Юра, магазин, работа, машина, автомобиль, дядя, небо, солнце.

- Прочитайте слова, найдите в них общее. (все слова – сущ. в ед. числе.)

- Давайте разделим имена существительные на 3 группы, ориентируясь на указания.

- Назовите сущ. жен. рода с окончанием а, я. (улица, работа, машина)

- Назовите сущ. муж. рода с окончанием а, я. (дядя, Юра)

-Прочитайте оставшиеся сущ. муж. рода. (автомобиль, магазин)

-Назовите сущ. ср. рода. (Небо, солнце)

- Определите род, выделите окончание у оставшихся имен сущ. (Дочь, мать)

в) Слайд 5. Появляется запись.

Сущ. ж.р.

Улица

Работа

Машина

Сущ. м.р.

Дядя

Юра

Сущ. м.р.          

Магазин

Автомобиль

Сущ. ср. р.

Небо

Солнце

Сущ. ж.р.

Мать

дочь

- По каким признакам мы сгруппировали сущ.? (по роду, по окончанию)

Учитель: С помощью рода и окончания сущ-го мы можем определить его склонение. Сущ-ые бывают I, II, III склонений.

г) Слайд 6. (Учитель завершает запись)

Сущ. ж.р.

Улица

Работа

Машина

Сущ. м.р.

Дядя

Юра

Сущ. м.р.          

Магазин

Автомобиль

Сущ. ср. р.

Небо

Солнце

Сущ. ж.р.

Мать

дочь

                

                       I скл                                             II скл                                     III cкл

Вывод: к I склонению относятся сущ. жен. и муж. рода с окончанием а, я.

Ко II склонению относятся сущ. муж. и ср. рода с нулевым окончанием или окончанием о,е.

 К III скл. относятся сущ. жен. рода с мягким знаком на конце.

д) Слайд 7. Определите склонения. Картинки: яблоко, лимон, вишня, помидор, морковь, огурец, слива, фасоль.

Как определить склонение имени сущ-го в И.П. ед. числа? (узнать род, выделить окончание по роду и по окончанию определить склонение)

е). Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр. 90.

Выполнить Упр. 3 стр. 91.

VI Закрепление.

1. Игра «Отгадай»

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это сущ. 1 скл., вы должны присесть. Если это сущ. 2 скл. – встать. Если 3 скл.- похлопать.

  • Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа)
  • Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел)
  • Много рук, а нога одна. (Дерево)
  • Ящик на коленях пляшет-

То поет, то горько плачет. (Гармонь)

  • Колюч, да не еж. (Ерш)
  • По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)

2. Слайд 8. Саша записал слова в две группы:

  1. Конь, зверь, огонь, часть, медведь, тень, шинель – слова 2 скл.
  2. Лошадь, скорость, боль, мысль, лень, обувь, июль, шампунь – 3 скл.

- Проверь, нет ли ошибок в его работе. (шампунь- м.р.)

3. Игра «Мяч». Мальчики ловят мяч на словах с ь знаком муж. р., девочки – слова с ь жен. рода.

Мальчики                                                              Девочки

Мяч, ключ, лещ, уж, карандаш        Дочь, ночь, вешь, молодежь, мышь

VII Рефлексия.

- Нам пора заканчивать урок. Для этого надо найти верный путь домой. Перед вами 3 слова: весело, город, горожанин.

  • Найдите среди них сущ. 2 скл. (город)
  • Найдите то слово, с каким настроением вы пришли на урок (весело)
  • Найдите такое слово. Что обозначает одушевленный предмет (горожанин)

IIX Итог урока.

С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение сущ-ых? (чтобы правильно писать окончание сущ-го)

Использованная литература:

  1. Поурочные планы по русскому языку. Рамзаева  Т.Г.
  2. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором (рус.яз нач.шк.) Л.А.Ахременкова.
  3. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. Канакина В.П.
  4. Словарик школьника. В.М.Славная.
  5. Работа со словарными словами. Л.П.Николаева, И.В.Иванова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Конспект по русскому языку "Склонение имен существительных"

Конспект урока "Склонение имен существительных разработан по УМК "Школа России" для 4 класса, в соответствии с ФГОС...

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"

Презентацию можно использовать на уроках русского языка, работая по любому УМК....