Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Сенюрина Галина Константиновна

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yaz._triz_4_kl.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Сенюрина Галина Константиновна

Район

Ленинский

Место работы

МАОУ школа № 94

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

УМК

«Гармония»

Урок

Русский язык, 4 класс

Тема урока

«Склонение имен существительных»

Тип урока

Закрепление изученного материала

Цель, задачи

Цель:

1)        создать организационные и содержательные условия для осуществления контроля и систематизации знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных»;

2)         развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже единственного числа);

3)         способствовать:

•        развитию логического и творческого мышления, воображения,  внимания, памяти, речи, кругозора учащихся;

•        повышению мотивации учения;

•        созданию условий для развития коммуникативной культуры учащихся, воспитанию любви к своей Родине, к родному краю.

Необходимое оборудование

Компьютер, интерактивная и магнитно-меловая доски.

Дидактическое обеспечение

Учебник, тетради учащихся, наглядный  материал и раздаточный материал 

Грамзапись П. И. Чайковского «Времена года».

Мультимедийная презентация.

Таблицы, памятка, карточки для самостоятельной работы,  

тесты.

Оценочный лист..

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Воспитание лингвистической культуры; формирование мотивации к изучению родного языка.
  • предметные
  • Формирование грамматических и орфографических понятий, предопределённых дидактическими задачами урока
  • определять склонение имен существительных стоящих в косвенных падежах;
  • видеть орфограммы в слове, уметь их объяснять;
  • точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
  • видеть красоту окружающей природы и выражать увиденное словами, создавая необходимые по объему тексты.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

 1)   Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать,  классифицировать, сравнивать и обобщать.

2) Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую  группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации.

3) Регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самостоятельная работа по проверке умения подбирать, анализировать и грамотно записывать слова с изучаемой орфограммой; контрольный тест на этапе рефлексии.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник  М.С.Соловейчик Русский язык « К тайнам нашего языка», 4класс, 1 часть.

Дополнительная

  • В.В.Волина «Весёлая грамматика», М. 2003.

Интернет-ресурсы

  • http://eor.edu.ru

        

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Звуковое оформление: голоса птиц с музыкальным сопровождением.

- Ребята, посмотрите какое чудесное, солнечное утро.

К нам на урок заглянуло солнышко, чтобы согреть всех нас. Оно принесло доброту и пожелание успехов  в работе.

( Прикрепляю на доску нарисованное солнышко)

Чистописание.  

- Солнечные лучики любят поиграть. Посмотрите какой узор они образовали.

( Запись на доске  закрыта листком)

На что похож этот узор?

Что в этих элементах общего?

Чем различаются?  

Посмотрите, как я запишу эти элементы ( показ на доске)

А теперь красиво запишите эти элементы у себя в тетради.

Лучики подружились и превратились в буквы, они взялись за руки… Что у них получилось?

Затем учитель организует словарную работу, предваряя её словами:

« Предлагаю вам новинку:

Словарную разминку!

Слова из словаря возьмём,

Проверять мы их начнём».

Предлагается подобрать из словаря слова 3 склонения

Обучающиеся слушают голоса птиц, которые служат положительному настрою

Чистописание служит для дополнительной мотивации к учению через создание сказочной ситуации, а также повторению написания элементов букв.

Рассматривают,

высказывают свое мнение, выдвигают возможные варианты, исходя из личного опыта

Учащиеся называют и записывают в тетрадь, объясняют, почему они относятся к третьему склонению

Развиваются регулятивные УУД, так как идёт целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.

Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер

( мотивация  вызвана  тем, что  задание носит частично – поисковый характер,  для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал  умений).

Развиваются познавательные УУД, потому что  учащиеся  учатся работать со словарём как одним из источников информации.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Прием «Инсерт»(стадия вызова)

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Дано предложение на карточках для  индивидуальной работы :

«Зима укрывает землю снежным покрывалом.»  

а) Найдите имена существительные в предложении.

б) Определите падеж имен существительных.

в) Что такое склонение?

Далее учитель подводит учащихся к формулированию темы урока.

Повторение правила (воспользоваться материалом учебника)

Работа в парах по карточкам. Найти лишнее слово. Определить склонение.

- Сосна, кедр, липа, лиственница.

- Белка, медведь, ёж, грач, лось, синица.

(воспитательный момент «Покормите птиц…..»)

 Отгадать загадку: «Он пушистый, серебристый, белый, белый, чистый, чистый, ватой на землю лег» (снег)

- подобрать однокоренные слова;

- определить склонение имен существительных (снежинка, снеговик).

 Осуществить взаимопроверку.

Формулируют понятия с опорой на таблицу  и заполняют графы.

Затем учащиеся участвуют в целеполага-нии, принимают учебную задачу, формулируют тему урока

Нахождение существительных

Определение падежа

Определение склонение

Развиваются коммуникативные УУД, потому что  задание связано с умением  слушать, выстраивать устные высказывания.

Развиваются познавательные УУД,  потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Запись на доске:

«Зима укрывает землю снежным покрывалом.»

а) определить склонение имен существительных

В каких словах вам было трудно определить склонение.

Учитель задаёт вопросы, ориентирующие на повторение темы предыдущего урока:

- как определить склонение имени существительного, если оно не в форме именительного падежа.

- знакомство с правилом

- комментированное выполнение работы (упражнение 102, стр. 30)

В случае затруднений учитель предлагает обратиться к материалам учебника на страницах

Подбор однокоренных слов

Определение склонения

Учащиеся вспоминают вывод учёных, который они рассматривали на предыдущем уроке, делают попытку пересказать его.

Обсуждают заданную проблему,  высказывают своё мнение, осуществляют

самопроверку по материалу учебника.

Затем проводится сверка устных ответов учащихся с информацией учебника, вносятся коррективы в высказывания.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что  учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга.

Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются  и уточняются лингвистические понятия  учащихся, расширяется познавательная сфера.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Учитель предлагает для размышления вопрос:

« Достаточно ли знать правило, чтобы грамотно писать?»

Далее учитель предлагает варианты организации работы по выполнению проблемного задания: работать индивидуально или разбившись на группы.

Ученики высказывают мнение о том, что главное – не только правило знать, нужно уметь его применять.

Учащиеся выбирают групповой способ, обосновывая тем, что трудные задания легче и интереснее выполнять в группах.

Развиваются личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора.  

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель организует групповую работу, в ходе которой в отпечатанном тексте нужно найти слова, вызывающие недоумение, написанные с ошибками, обосновать правильность написания, используя алгоритм.

( Образовано 6 групп)

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Зима – это …

  • … время года
  • … сезон
  • … временной отрезок
  • … волшебница
  • … сказочная героиня

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Учащиеся распределяются на группы, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю.

Обсуждают заданную проблему,  продолжают заполнять таблицу, осуществляют взаимопроверку в группах.

По истечении определённого времени, группы представляют отчёты по работе, дополняют ответы других групп.

Развиваются познавательные УУД, поскольку происходит систематизация, обобщение, переработка   языковой  информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и в  письменной

(на листах).

Развиваются регулятивные УУД, потому что  происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намечен-ной последовательно-сти действий.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что организовано учебное сотрудничество в группах по выполнению задания, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Учитель предлагает выполнить задание в парах:

Найти имена существительные, определить падеж, склонение:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

Ученики выполняют задание, а затем идёт фронтальное обсуждение результатов.

Развиваются познавательные УУД, потому что  идёт повторение ключевых  понятий темы урока.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что сначала идёт парная, а затем фронтальная работа, при которой класс  даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Империческая деятельность:

фронтальная (устная работа):

Говорим о зиме                 П.п. зима

Строил горку                     В.п. горка

Сидели на дереве              П.п. дерево

Подлетели к окну              Д.п. окно

Высказывают свое мнение, анализируют, сравнивают.

 Затем ученики проверяют и оценивают успешность выполнения своей работы.  

Развиваются познавательные УУД, поскольку у учащихся формируются умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформированный способ действия.

Развиваются  личностные УУД, поскольку задание сопровождается мотивацией достижения успеха (ребята в полной мере готовы к  его качественному выполнению).

Развиваются регулятивные УУД, так как задание завершается самопроверкой, самооцениванием собственного знания-незнания.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Определить склонение:

В зимний день

Среди ветвей

Стол накрыт

Для гостей.

Что нужно знать, чтобы правильно определить к какому склонению относятся имена существительные?

Приём «Шесть шляп» (стадия регуляции)

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

-  Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью толкового словаря объясните значение слова «склонение»

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему необходимо определять склонение имен существительных?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите,  что без знаний о склонении имен существительных невозможно грамотно писать.

4 группа.  Красная  шляпа.

- Подумайте, эмоционально окрашенные слова ,относящиеся к 1,2,3 склонению.

5 группа.  Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы объяснить мальчику Джеку как различать склонения имен существительных?

 6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

Обсуждают заданную проблему,  определяют склонение и падеж, осуществляют взаимопроверку в группах.

Дифференцированная работа. Сильные ученики составляют свою речь, остальные вставляют пропущенные слова в готовое объяснение

.

Развиваются  познавательные  УУД, потому что идёт смысловой анализ материала, повторение  изученного алгоритма проверки парных согласных.

Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.

Развиваются личностные УУД, поскольку игра –импровизация мотивирует, расслабляет учащихся, позволяет в игровом действии раскрыться каждому ученику.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель организует проверку усвоения материала урока на основе пяти  тестовых заданий закрытого типа, представленных на слайде

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке с помощью солнечных лучиков разной длины (чем результативней, тем длиннее лучик)

Затем учитель задаёт  дифференцированное домашнее задание: или выполнить упражнение

из учебника, или сочинить текст объёмом 5-6 предложений, насыщенный словами 1 склонения в косвенных падежах

Учащиеся выполняют самопроверку и самооценку.

Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник.

Развиваются регулятивные УУД, потому что идёт оценивание степени освоения своих  знаний, сравнение с эталоном, то есть формируются рефлексивные умения.

Развиваются личностные УУД, так как подача домашнего задания носит вариативный характер и связана с самоопределением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание мягкого знака в именах числительных»

Методическая разработка урока русского языкаучителя начальных классов Бугаковой Татьяны АлексеевныКласс 4, УМК "Начальная школа XXI века"Тема урока «Правописание мягкого знака в именах числительных»Ти...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".

Урок обучения  распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Употребление имен прилагательных в речи"

Методическая разработка составлена по программе ФГОС "Школа России". Использовались различные виды работы: парами, групповая, индивидуальная.Цели:1.Формировать умение распознавать части речи.2. Развив...

Формирование орфографической зоркости. Технологии Базарного. Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по системе Занкова (2014-2015 уч.г.).

Материал содержит методическую разработку урока русского языка по теме "Род имён существительных". Урок с применением технологий здоровьесбережения В.Ф.Базарного....

Методическая разработка Урок русского язык в 3 классе "Падежи имен существительных"

Урок демонстрирует реализацию современных образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка. Цель урока: создание условий для формир...

Методическая разработка. Урок русского языка в 3 классе: "Склонение имен существительных в косвенных падежах"

Технологическая карта урока русского языка Предмет: Русский языкКласс: 3УМК: начальная школа XXI века Тема: Склонение имен существительных в косвенных падежах.Тип урока: Объяснение нового ма...