Конспект к уроку письма "Письмо строчной буквы «ф»"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Лехова Наталья Игоревна

Конспект к уроку письма "Письмо строчной буквы «ф»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_bukvy_f_no1.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Место проведения. ГБОУ СОШ№849, 1 класс  «А»

                                 Учитель: Лехова Н.И.

                                  УМК  «Начальная школа XXI века»

ТЕМА УРОКА:  Письмо строчной буквы «ф»

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Научить детей писать строчную букву «ф», правильно соединять её с другими буквами  при письме  слогов , слов.
  2. Развивать внимание , мышление , память , речь детей, их графический навык , орфографическую зоркость ;
  3. Воспитывать культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в прописи.

ТИП УРОКА: УРОК  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО

урок с использованием мультимедийной презентации

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

  1. Пропись М.М. Безруких, М.И. Кузнецова  №3 к Букварю Л.Е. Журовой, О.А. Евдокимовой
  2. АРМ учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска (интерактивное копи-устройство Mimio Xi со стилусом-мышкой магнитно маркерная доска), колонки акустические компьютерные.
  3. Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint  2007,

На протяжении урока планирую формирование у  детей  общеучебных навыков и способности  к самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи

УУД как образовательные цели данного урока.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Личностные УУД 

Развитие познавательных интересов,  учебной мотивации, умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; толерантности во взаимоотношениях; эмпатии, чувства сопереживания.

Регулятивные УУД

  Формировать: умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели   и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и действовать по плану; умение преодолевать импульсивность , непроизвольность поведения;   умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;  умение адекватно оценивать свою деятельность; установку  на улучшение результатов своей деятельности; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе   признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД

 Развитие: познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; ориентации на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач; познавательной инициативы; умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  речи;

Учить классифицировать- соотносить предметы к группе на основе заданного признака (классифицировать). выделять существенные признаки и их синтез, устанавливать аналогии Учить: кодировать  с помощью знаков и символов (схемы).

Коммуникативные УУД

Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях; учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;  понимать  позицию других людей,

отличную от собственной;  уважать иную точку зрения.

  Формировать умение  Договариваться,  находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов; умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в паре).

ХОД УРОКА

Деятельностный подход

Формирование УУД

ИНВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ                Орг.момент                           Проверка готовности учащихся к уроку.

I этап Мотивация ( самоопределение ) к учебной деятельности

СЛАЙД №  1

- Посмотрите на экран:   вам светит солнышко. Потрите ладошки. Улыбнитесь друг другу и пожелайте  удачи в работе  на уроке.

На уроке вам понадобятся знания , которые вы приобрели  на предыдущих занятиях. Какие это знания?

  1. Знание написания элементов   букв  (слайд №2), 
  2. Правила  посадки при письме

3.( слайд №3),

Знание алгоритма написания букв)

Посмотрите , Наш Незнайка , сломал букву . У вас на партах  лежат «сломанные буквы»- соберите вдвоём эту букву.  Что за буква получилась? Ф. У нас на уроке сегодня гость. Птица на букву Ф. ( слайд №4),

Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (филин)

Очень важная и умная. Катя, прочитай, что написано в словаре про эту птицу?

Определение учащихся к деятельности.

 надо       могу        хочу

создаются условия для возникновения  у ученика внутренней  потребности включения в учебную деятельность (хочу)

Положительное подкрепление , поощрение правильных действий  ученика, вовлечение в общий  труд учения. Вызывая у них радостное чувство успеха.

Психологическая комфортность.

  • Формирование Личностных УУД                      действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том  « какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
  • Формирование Коммуникативных  УУД   Коммуникативная (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, владение монологической и диалогической  формами речи)

Филин — хищная птица отряда Совообразных. Одна из крупных сов.( http://ru.wikipedia.org/wiki/Bubo_bubo)

-Но, чтобы он прилетел  нужно написать заклинание на  волшебных листочках ( у вас на парте), а Маргарита  напишет на доске.

II этап   Актуализация и фиксирование (индивидуального) затруднения в пробном действии.

ары- бары –виры - фиры

В ходе письма выясняется, что  слово фиры дети написать не могут.

Выявление операции  где возникло затруднение.

Положительное подкрепление , поощрение правильных действий  ученика, вовлечение в общий  труд учения. Вызывая у них радостное чувство успеха.

Формирование Личностных УУД                      действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом 

Формирование

регулятивных УУД прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

III этап   Постановка проблемы.

-Что нам для этого нужно?

-Научиться писать строчную букву ф.

-Кто сможет сформулировать тему урока?

-Письмо строчной буквы ф.

Учитель выясняет : почему строчной и насколько это нужно ребятам.

Выявление операции  где возникло затруднение.

Положительное подкрепление , поощрение правильных действий  ученика. Выявление каких знаний не хватает. Фиксирование проблемы во внешней речи.

Формирование

регулятивных УУД

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

IV этап   Построение проекта выхода из затруднения.

-Скажите , что ВЫ хотите  сегодня узнать на уроке, чему научиться?

- Составьте план построения урока.

Учитель  слушает ответы ребят и в совместной деятельности  строится план урока.

ПЛАН.

  1. Найдём знакомые элементы.
  2. Сравним с другими буквами.
  3. Составим алгоритм письма .
  4. Научимся писать и соединять.
  5. Упражняемся в написании.

-Ребята, с кем, в каких формах вы планируете свою деятельность? ( в парах, с учителем,  в группах, индивидуально…)

 

Поставлена цель , согласование темы урока ,выбор способа решения проблемы , построение плана достижения цели, определение средств как (формы работы)

Формирование

регулятивных УУД

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

V этап   Реализация построенного проекта.

1.У кого лично что-то связано с этой буквой? (фокусы, футбол, форма и т.д.)

2. Найдите знакомые элементы  в этой букве.

На какие буквы она похожа?(р,п,д)

3.Кто попробует составить алгоритм письма написания строчной буквы ф?

Учитель слушает несколько ответов .

-Откройте пропись на стр .22 ,посмотрите на верхнюю строку. Попробуйте , с помощью подсказок, сказать алгоритм написания буквы ф.

( слайд №5),Алгоритм

-Найдите пустую строчку , под галочкой, и пропишите строчную букву ф до конца строки. Подчеркните самую красивую.

( слайд №6),4.Незнайка  писал вместе  с вами. Посмотрите  на его строчку  и прокомментируйте  письмо.

Дети выявляют каллиграфические ошибки в написанных буквах. Обводят правильно написанную.

-Ребята, теперь мы можем продолжить писать заклинание?

( нет, ещё надо научиться соединять букву ф)

5.Далее ребята совместно с учителем анализируют разные типы соединений с буквой ф и прописывают их в тетради

фа  фл  фи

--Ребята, теперь мы можем продолжить писать заклинание?

-Да.

Но сначала отдохнём .  

Физическая минутка 

              Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

(Выполняют наклоны головы влево - вправо.)

              Вы можете в зубы попасть крокодилам!

(Выполняют руками упражнение «ножницы».)

              Они притаились на каждой площадке,

(Приседают.)

              И всех, кто съезжает, хватают за пятки

(Выполняют наклоны, стараясь дотянуться до пяток.)

              И тащат на дно африканского Нила.

(Берутся с соседом за руки и тянут друг друга.)

              Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

(Тянут руки вверх.)

6.Допишем заклинание. Ребята дописывают слово фивы.

На экране появляется филин. ( слайд №7),

7.Филин принёс непонятные слова.

ФАНФАРЫ                               ФАРАОН

-Предположите , что могут означать эти слова?  

Ребята высказывают свои гипотезы.  Давайте исследуем эти новые слова

Работа в группах

Ребята делятся  при помощи учителя, на группы и выполняют работу .

1гр.-составляет из букв слово фанфары и делает полный фонетический разбор.

2гр.-составляет из букв слово фараон и делает полный фонетический разбор.

3гр.- собирает картинку- пазл к слову фанфары.

4гр.- собирает картинку- пазл к слову фараон.

5 гр- находит слова в толковом словаре, для того, чтобы рассказать всему классу лексическое значение.

6 гр- находит слова в глоссарии на ИП класса, для того, чтобы сравнить лексическое значение со словарём.

Далее , когда вся информация собрана, идёт разбор лексического значения слов у доски.

Реализация построенного проекта в соответствии с планом. Фиксирование нового способа действия  с помощью эталона. Уточнение  общего характера  нового знания .Фиксация преодоления затруднения.

Формирование Личностных УУД       действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом  на  основе личного опыта.

           

Познавательные УУД (логические ууд)

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

установление причинно-следственных связей;

  • Познавательные УУД
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Формирование

регулятивных УУД (прогнозирование)

оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Формирование Коммуникативных  УУД   планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

VI  этап   Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

- Пропишите в прописи то слово, которое вам больше понравилось.

Физическая минутка 

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Ученики, рассказывая хором стихотворение, выполняют движения.)

( слайд №8),Филин

-Посмотрите на строчку  ниже. Загорелся красный сигнал светофора.  Нам с вами можно двигаться на соседнюю страничку? (нет)

-Как же нам быть?  

Ребята предполагают, что можно выполнить какие – нибудь задания и загорится зелёный глаз.   Идёт беседа о ПДД.

- Филин:

Обведите  буквы по пунктиру, комментируя их написание.

После выполнения задания  ребята видят, что зелёный глаз так и не загорелся

-Наверное этого мало, чтобы загорелся зелёный цвет. Какое задание мы ещё можем выполнить?

-Проставить элементы.

-Выбери любимый элемент и отметь на слове.

Раскрась пирамидку соответственно выполненному заданию.

Кто выбрал        v и .- раскрасят нижнее колечко, кто выбрал  -  -два колечка, а кто выбрал самое сложное Х- всю пирамидку.

После выполнения задания  ребята видят, что загорелся жёлтый  глаз .

-Наверное этого мало, чтобы загорелся зелёный цвет. Какое задание мы ещё можем выполнить?

Усвоение детьми нового способа действий  при решении данного затруднения с их проговариванием во внешней речи.

  • Формирование Личностных УУД    действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. 
  • Познавательные УУД 
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

VII этап   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Фонетический разбор слова.

Один ребёнок выполняет у доски.

Загорается зелёный светофор.

-Филин:

-Ура , мы можем идти дальше!

Проверка  на основе эталона своего умения применять новое учебное содержание.

Формирование

регулятивных УУД целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

VIII этап   Включение в систему знаний и повторение.

( слайд №9),-Пока мы занимались серьёзной работой,  Незнайка опять нахулиганил. Кто из вас сможет прочитать эти слова?

фарфор      фазан       фламинго   флаг

Дополните  буквы недостающими элементами. Поставьте ударение в словах, разделите эти слова на слоги. 1 ребёнок у доски.

 Фиксация нового содержания , изученного на уроке. Выявление где можно применить новое. Повторение учебного содержания

Формирование регулятивных УУД

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

IХ этап   Рефлексия учебной деятельности.

( слайд №10),-Скажите, вы достигли  своей цели?

-Выполнили все пункты нашего плана?

-Какие затруднения встретили на уроке?

Посмотрите , на нижнюю часть стр. 22, повторим  алгоритм письма ф. Соедините по порядку элементы буквы.

Что у вас получилось? (лесенка)

-Ой! Где наш филин? Он перелетел в ваши прописи. Откройте стр. 23   , Найдите филина. Посадим  филина на верхнюю ступеньку  если у вам всё на уроке было понятно и у вас всё получилось.  Посадите филина на  нижнюю ступеньку, если вам не всё удалось понять на уроке и вы готовы ещё раз вернуться к непонятному.  Посадите филина в серединку, если у вас что-то не получилось как бы  вы хотели , но вы готовы это исправить.

На ленте букв раскрасьте ту букву, которую вы сегодня научились писать.

Спасибо вам за урок.

Проводится рефлексивный анализ  учебной деятельности с точки зрения  выполнения требований , известных учащимся. Оценка собственной деятельности на уроке. Фиксирование затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности.

  • Познавательные УУД рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта

        Формирование Личностных УУД    действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Формирование

регулятивных УУД волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока "Письмо строчной буквы в"

Урок по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс ФГОС...

Конспект урока "Письмо строчной буквы э" 1 класс. В.Г.Горецкий УМК «Школа России»

Традиционный урок открытие новых знаний с игровыми элементами....

Конспект урока "Письмо строчной буквы ш( 1урок)"

Предлагаю Вам конспект урока письма в 1 классе по теме «Строчная буква ш». (УМК «Школа России». В.Г. Горецкий «Пропись» к «Азбуке» Т. В.Г. Горецкого). Данный материал будет полезен учителям первых кла...

Конспект урока письма "Строчная буква -л-"

Цели:Предметные результаты:1.Создать условия для формирования умения писать строчную букву л;2.Научить писать строчную букву л;3.Способствовать развитию фонематического слуха; мелкой моторики, глазоме...

Конспект урока «Письмо строчной буквы Д,д", 1 кл, УМК "Школа России"

Конспект урока письмаТема: «Письмо строчной буквы Д,дЦели деятельности учителя: научить детей писать письменную, строчную и заглавную букву Д,д, правильно соединять их с другими буквами. Дать пр...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н»» в 1 «А» классе

Тип урока: Урок – игра Цель урока: • обучающиеся должны знать алгоритм написания строчной буквы н; • уметь выполнять письмо строчной буквы н; • писать слоги, слова с буквой н; • пис...

Конспект урока "Письмо строчной буквы "д"

Конспект урака по бучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"...