Статья по русскому языку на тему: "Текст как дидактическая единица в работе над связной речью учащихся"
классный час по русскому языку по теме

Алаторцева Ольга Николаевна

 

          В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, т.к. успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alatortseva_o.n._statya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Текст как дидактическая единица в работе

над связной речью учащихся.

О.Н. Алаторцева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                       «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Энгельс

          В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, т.к. успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.

         Проблемами развития речи младших школьников занимались не только методисты современности, но и методисты 19 века и их продолжатели, такие как К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, Н.Ф. Бунаков, П.Н.Афанасьев, М.А.Рыбникова  и др.

          Преподавание русского языка в начальной школе подчинено решению следующих задач: ознакомлению школьников с системой языка, его основными категориями; развитию связной речи учащихся. «Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учениками совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют  для обучающихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями».

        В методике накоплен богатый материал по развитию речи и изучению единиц языка. «Вопреки этому нередко система языка изучается в отрыве от развития речи» (Смирнова;2007:93). Так, Н.А.Ипполитова отмечает, что причина многих методических ошибок заключается в том, что в процессе изучения русского языка в школе сначала изучается то или иное явление, а затем оно «привязывается» к речи (Ипполитова;1998:84). Отсюда вытекает важная методическая задача: обеспечение органического единства двух направлений – ознакомление с языком и развитие речи.

       Обобщая, можно сказать, что развитие речи в школе и его методика вступили в новый виток своего подъёма, соединяя в себе традиции и новаторство, укрепляя свой научный фундамент. Методика отвечает на запросы общественного развития; современному человеку мало знать правила грамматики, он должен свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи.

        Одна из важнейших идей теории Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития ребёнка основана на положении: то, что сегодня ребёнок может сделать с помощью взрослого, завтра он сделает самостоятельно (Выготский;1996:261). Это положение очень уместно при работе школьников с текстом. Тексты, которые предлагаются ученикам для работы (устный пересказ, письменное изложение) – это своеобразная помощь взрослого в сложном деле обучения построения высказывания. Но изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта только в том случае, если, во-первых, текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только доступен учащимся, но и может повести их за собой, т.е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся, а во-вторых, если пересказ будет выполняться осознанно, по следам проведённого анализа. Ученик при этом воспроизводит текст не механически, опираясь лишь на свою память, а отдаёт себе отчёт в том, как он вслед за автором строит высказывание, какие средства в тексте удачны, и потому он их использует. Поэтому, например, при системном классном и внеклассном чтении, когда ученики читают книги, которые предлагает в качестве обязательных учитель, когда ученики читают художественные произведения, помещённые в книги для чтения, представляется возможным и интересным для учеников изложение одного из самых захватывающих отрывков прочитанного произведения. И, соответственно, в оценке произведения обязательно должно быть отмечено, насколько близко удалось каждому ученику постичь и передать особенности каждого данного текста. В таком случае работа над изложением будет не механической, а творческой, захватывающей и, соответственно, принесёт лучшие результаты. В пользу такого подхода к работе с текстом говорит также и то, что ученики уже в начальной школе знакомятся с особенностями передачи на письме текста.

       Как  уже отмечалось, важной методической задачей, требующей развития и практического наполнения, является обеспечение органического единства двух направлений в обучении – ознакомление с языком и развитие речи. На решение этой задачи неоднократно обращали внимание многие учёные 19 и 20 столетий: Бунаков Н.Ф., Стоюнин В.А., Текучёв А.В., Ушинский К.Д., Чернышёв В.И. и др. По мнению ряда современных исследователей (Баранов М.Т., Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А.),  язык должен рассматриваться не как совокупность отдельных единиц, а во взаимосвязи всех его элементов, в специально  организованном целом. Таким целым выступает текст.        

         В языкознании «текст» понимается как некоторое упорядоченное множество предложений, объединённых различными типами лексической, грамматической, логической связи, способное передавать информацию (Тураева;1996:73).  Н.И.Жинкин, исследуя вопросы связи языка, речи и творчества, приводит несколько определений текста: «Текст – это единица речи, т.к. в нём представлена вся стихия языка. Он объединяет все элементы, компоненты языка, все его составляющие в определённую систему»; «Текст как речевая единица является средством общения, познания». В заключении  Н.И.Жинкин справедливо замечает, что развитие речи учащихся идёт путём вычленения элементов из целого, а не путём составления целого из элементов (Жинкин;1998:274).

      Именно текст составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются основные коммуникативные умения: чтобы научить школьников создавать тексты, обеспечивающие результативное общение, нужно показать им образцы подобных текстов, изучить их структуру,  языковые особенности, коммуникативные возможности и т.п.

       В практике начального обучения приняты следующие  виды текстовых  упражнений, группирующихся по трём направлениям, или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие; упражнения подразделяются на устные и письменные:

А) устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый (несколько степеней сжатия), выборочный, творческий, драматизация; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение;

Б) различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения (преимущественно устные);

В) различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.;

Г) сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;

Д) записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы, личных дневников;          

Е) письменные с тщательным редактированием изложения образцовых текстов, с лингвистическим анализом художественных, публицистических, научно-популярных текстов;

Ж) различные виды драматизации (перестройка текста с целью сценического воплощения): инсценирование рассказов, воображаемая экранизация сюжетов, сценическое исполнение;  

З) сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией; отработка особенностей каждого вида, т.е.  реализация системы упражнений в связной речи;

И) отзывы о прочитанном, о спектаклях, статьи, письма дружеские, деловые, документы.

В этом перечне представлена речь мысленная, устная и письменная; преобладают монологи, но есть и диалоги; материал разнообразен: от живого опыта, наблюдений и дневниковых записей до творческого воображения и импровизации; широко  представлен материал из книг, художественная литература; шкала стилевого разнообразия: и поэтический текст, и пейзаж, образный, близкий к художественному, и язык школьников, и учебно-научный стиль, и лаконичный стиль деловых бумаг, телеграмм. Представлены типы речи: повествование, описание, рассуждение, повествование с элементами рассуждения, с элементами описания и т.п., контаминированный текст, драматизированное изложение материала. Работы и классные, и домашние, и обучающие, и конкурсные, и социально значимые, с длительной, рассредоточенной подготовкой и моментальные, миниатюрные; литературно-творческие опыты. Чем больше разнообразие, тем больше оснований для разработки системы развития речи. Планируя  развитие речи учащихся  на длительное время, учитель использует всё разнообразие упражнений и создаёт систему своей работы, обладающую пятью признаками:

-- в плане на длительный срок проставляются все виды работ учащихся в соответствии с данной классификацией, разнообразная тематика, разные стили и жанры;

-- соблюдается постепенное нарастание трудности работ – и в целом, и по отдельным типам;

-- создаётся непрерывность речевых упражнений: 2-3 раза в месяц – крупные письменные изложения и сочинения с разбором и редактированием текста и так называемые сочинения малых форм (микросочинения), пересказы, развёрнутые ответы и пр. – почти ежеурочно;

-- в каждой новой работе предусматривается какая-то новая доза знаний и умений: умение строить вступление или заключение; делить текст на абзацы; устранять неоправданные повторы; усложнять синтаксические структуры; использовать художественные средства;

-- система речевых упражнений связывается с внеклассной работой, газетой, школьным театром, библиотекой, экскурсиями, кружками, олимпиадами, конкурсами; в какой-то мере эта система становится межпредметной, поскольку  доклады, сочинения, дневники, ораторские выступления имеют место не только на уроках русского языка, но и на уроках природоведения, изобразительного искусства, музыки, истории.

       Для успешного формирования коммуникативных умений необходимы согласованные и целенаправленные действия учителя и учеников. Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по развитию связной речи используются:

-- анализ текстов;

-- составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;

-- редактирование текстов;

-- обсуждение первых вариантов создаваемых текстов.

        Одна из особенностей указанных приёмов состоит в том, что многие из них являются одновременно и предметом обучения (например, составление плана – и приём обучения, и способ деятельности ученика, которым он пользуется при создании своего речевого произведения). Вторая особенность этих приёмов – в широком сочетании их с таким дидактическим средством, как текст.

Задания, которые используются при этом, можно условно разделить на пять групп.

1.Задания аналитического характера по готовому тексту. Например: определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится пример-доказательство …, в которой даётся описание того-то; найти (определить) в тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить; озаглавить отрывок словами текста; сопоставить исходный  текст и написанный учеником.

2.Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в целом). Например: сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст.

3.Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования. Например: устранить такие-то недочёты в содержании и речевом оформлении высказывания.

4.Задания, требующие создания нового текста на основе данного (готового). Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст; дополнить текст своими рассуждениями; записать услышанный рассказ и т.д.

5.Задания, требующие создания своего (в полном смысле этого слова) текста (высказывания). Например: составить отзыв о прочитанной книге.

Из чего же обычно складывается анализ текста, предлагаемого нами для письменного изложения?

  1. Беседа по содержанию, цель которой – проверить, поняты ли текст в целом, его основная мысль, задача автора. При этом это должно чётко фиксироваться на листе для изложения (на черновике), а учителем – на доске.
  2. Анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием и редакцией предложенного . выбор заголовка для каждого пункта плана.
  3. Анализ использованных средств языка, который включает наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слова, фразеологизмов, синтаксических конструкций; сопоставление различных глаголов, уточнение разницы в значении каждого из них. Сюда же можно отнести и работу по предупреждению речевых недочётов, таких как: несогласованность глаголов по временам, назойливые повторы, употребление однокоренных слов в одном предложении, неудачные словосочетания, неправильный подбор пар предлогов, неточные по смыслу прилагательные. Эта работа (по отбору примеров) с текстом должна быть проведена учителем заранее и накапливаться в особой картотеке. Систематичность подобной работы приносит ученикам несомненную пользу.
  4. Самостоятельное прочитывание текста, при котором обращается внимание на написание слов и знаки препинания; коллективное обсуждение, какие слова для написания являются наиболее трудными и поэтому должны быть вынесены на доску. Синтаксические конструкции лучше всего оформлять в виде готовых схем и вывешивать подходящую схему для данного предложения. Сюда относятся члены предложения и схемы по передаче прямой речи.
  5. По ходу записи учащиеся в некоторых словах вместо букв, в написании которых они сомневаются, оставляют пропуски, чтобы потом посмотреть в словаре, как пишется это слово.
  6. Самоконтроль как проверка написанного. Рекомендуется детям несколько раз перечитывать свой текст, каждый раз имея в виду определённую цель:

-- оценить, всё ли будет понятно читающему, удалось ли выразить свою мысль и решить поставленную задачу (поделиться, убедить, объяснить, привлечь внимание и т.п.), нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой;

-- решить, удачно ли сформулированы мысли, нет ли тех самых речевых недочётов, о которых речь шла ранее;

-- проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приёмы правки могут быть следующими: при желании устранить предложение или часть текста -  заключить в квадратные скобки; при необходимости дополнить текст – в соответствующем месте поставить значок  «V», потом повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении порядка слов в предложении, последовательности предложений – воспользоваться цифрами, при необходимости одно слово заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене и перестройке предложения – поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется, каким-то условным значком, например, звёздочкой (*).

 Понятно, что обязательное условие правки – аккуратность. Умение контролировать свою речь и вносить в неё коррективы «положительно влияет в целом на речевую деятельность человека, в частности на его способность и говорить, и писать» (Давыдова;2009:142).

Итак, центральным понятием в работе по развитию связной речи учащихся начальных классов является «текст», т.к. конечная цель освоения русского языка в школе – научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной формах. Важным условием при работе с текстом является  использование специальных заданий, которые направлены а стимулирование мыслительной деятельности, формирование творческого воображения, образного мышления.

Список литературы:

  1. Архипова Е.В. Урок развития речи в начальной школе. – Начальная школа. – 200. - № 4.
  2. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М.Т.Баранова. – М., 2001.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь  - М., 1996.
  4. Давыдова О.В. Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе. – М., 2009.
  5. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Использование текста на уроках русского языка для развития языковой и коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Обучение речевым жанрам малой формы. – М., 1995.
  6. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М., 2001.
  7. Смирнова О.И. Текст как дидактическая единица русского языка и развития речи учащихся. – Начальная школа. – 2007. - №6.
  8. Справочник руководителя и учителя начальной школы: Нормативные документы и информационные письма. – М., 2009.

413111 Саратовская область, г.Энгельс, ул.148 Черниговская дивизия, д.2, кв.119.

 Тел.: 8-937-140-0057, e-mail: alatortzeva.olya@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку по теме "Текст"

Проверочная работа по русскому языку по теме "Текст". 3 класс....

Проверочная работа по русскому языку по теме "Текст. Предложение. Слово."

Проверить умение составлять предложения из слов и текст из предложений....

Проверочная работа по русскому языку по теме " Текст. Предложение. Словосочетание."

Проверочная работа по русскому языку по теме " Текст .Предложение. Словосочетание." 3 класс . УМК " Школа России"...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Текст"

Проверочная работа по теме " Текс" (с грамматическими заданиями) позволит проверить навыки грамотного письма, а также умение выполнять задания по инструкции после текста....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....