Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе по теме: "Сочинение по пословице"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Русский язык. Урок  по развитию рече.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок русского языка16.61 КБ
    Файл urok_rus._yaz.docx16.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок

    русского языка

    в 3 классе.

    Учитель: Климова Марина Евгеньевна

                                                              МБОУ «Средняя школа №5»

    2013 г.

    Тема урока: Сочинение по пословице.

    Цели: Формировать умения составлять  текст-повествование с элементами описания по заданной пословице.

    Развивать наблюдательность, мышление.

    Обогащать словарный запас учеников.

    Развивать устную и письменную связную речь учащихся.

    Ход урока:

    Организационный момент

    Постановка  темы и целей урока.

    Сегодня нам предстоит  познакомиться  с новым видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения и потренируемся в его написании.  Уверена, что вам это удастся.

    Актуализация знаний.

    «Пословица- мудрость народная.  Пословица недаром  молвится».

        - Как вы понимаете эти выражения?

       - Что такое пословица?  

      -    Какие пословицы вы знаете? Объясните их смысл.  

    Все пословицы можно разделить на группы: о труде, о дружбе, о матери, о Родине, о человеке и его качествах, об учении и другие.

    Великий русский писатель Владимир Иванович Даль занимался сбором пословиц. Он их собирал 53 года и позже издал книгу «Пословицы русского народа».

    Знакомство с новым материалом.

    На уроках литературного чтения мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам.     А вот К.Ушинский и Л. Толстой создавали литературные произведения по пословицам.

    А что вы знаете об этих авторах?

    Великий русский писатель Л.Н.Толстой был графом. В то время  школ было мало, а в деревнях их вообще не было.  И Лев Николаевич открыл школу в своей усадьбе в Ясной Поляне. В назначенный день дети робко вошли в школу, они очень волновались. Но  вот граф улыбнулся,  заговорил и робость прошла. Ребятишки с удовольствием стали учиться. Но книг для детей было мало.  И  Л.Н.Толстой создаёт «Новую азбуку» и «Русские  книги для чтения». В школе он учил детей и писать сочинения по пословицам. Сам писатель признавался, что  дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

    Замечательный  русский писатель, педагог К.Ушинский создал для детей своеобразную энциклопедию об окружающем мире, о космических планетах и материках, об истории страны, о растениях и животных. Эта книга называлась «Детский мир».

    Работа в группах.

    -Каждая группа получит карточку с текстом. Ваша задача прочитать, обсудить, попробовать самим придумать небольшой рассказ по данной пословице.

    Карточка 1.

    «Не ладно скроен, да крепко сшит».

    Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

    - Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье!                                                            - Правда,- отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

    Зайчик вместо ответа только вздохнул.                                                                                                                          К. Ушинский.

    Карточка 2.

    «Худо тому, кто добра не делает никому».

    «Гришенька! Одолжи на минуточку карандаш». А Гриша  в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен».                                                                                                                «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам и укладывай».                                                                                                                                                                            

         К.Ушинский                                                                                            

    «Тайное  всегда становится явным».

    Купила мама слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив Когда никого не было в  горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.     За обедом отец и говорит:                                                               - А что, дети,  не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:- «Нет».                              Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже : - «Нет, я не ел» .                                                   Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».                                                               Ваня побледнел и сказал: - «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.                                                                                                                                                                                                   Л. Толстой          

    Карточка 4.

    «Как глядишь, так и видишь».

    Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: - «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: - «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

    Л.Толстой        

    Обсуждение рассказов авторов и собственных сочинений.

    - Мы с вами убедились, что писатели раскрыли смысл пословиц конкретным примером. Вы тоже коллективно попытались это сделать и у вас неплохо получилось. А сейчас каждый из вас самостоятельно придумает рассказ к  пословице «Тише едешь – дальше будешь».

    Устное составление рассказа.  

    -       Объясните смысл пословицы. - Кто, по - вашему, будут герои рассказа?

    - О чём будут ваши истории? - Сколько частей будет в вашем рассказе?

    Итак, обдумайте сначала историю, сделайте на черновик наброски. Важно, чтобы идея вашего рассказа совпала со смыслом пословицы.

    Написание сочинения, самопроверка. 



    Предварительный просмотр:

    Урок

    русского языка

    в 3 классе.

    Учитель: Климова Марина Евгеньевна

                                                              МБОУ «Средняя школа №5»

    2013 г.

    Тема урока: Сочинение по пословице.

    Цели: Формировать умения составлять  текст-повествование с элементами описания по заданной пословице.

    Развивать наблюдательность, мышление.

    Обогащать словарный запас учеников.

    Развивать устную и письменную связную речь учащихся.

    Ход урока:

    Организационный момент

    Постановка  темы и целей урока.

    Сегодня нам предстоит  познакомиться  с новым видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения и потренируемся в его написании.  Уверена, что вам это удастся.

    Актуализация знаний.

    «Пословица- мудрость народная.  Пословица недаром  молвится».

        - Как вы понимаете эти выражения?

       - Что такое пословица?  

      -    Какие пословицы вы знаете? Объясните их смысл.  

    Все пословицы можно разделить на группы: о труде, о дружбе, о матери, о Родине, о человеке и его качествах, об учении и другие.

    Великий русский писатель Владимир Иванович Даль занимался сбором пословиц. Он их собирал 53 года и позже издал книгу «Пословицы русского народа».

    Знакомство с новым материалом.

    На уроках литературного чтения мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам.     А вот К.Ушинский и Л. Толстой создавали литературные произведения по пословицам.

    А что вы знаете об этих авторах?

    Великий русский писатель Л.Н.Толстой был графом. В то время  школ было мало, а в деревнях их вообще не было.  И Лев Николаевич открыл школу в своей усадьбе в Ясной Поляне. В назначенный день дети робко вошли в школу, они очень волновались. Но  вот граф улыбнулся,  заговорил и робость прошла. Ребятишки с удовольствием стали учиться. Но книг для детей было мало.  И  Л.Н.Толстой создаёт «Новую азбуку» и «Русские  книги для чтения». В школе он учил детей и писать сочинения по пословицам. Сам писатель признавался, что  дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

    Замечательный  русский писатель, педагог К.Ушинский создал для детей своеобразную энциклопедию об окружающем мире, о космических планетах и материках, об истории страны, о растениях и животных. Эта книга называлась «Детский мир».

    Работа в группах.

    -Каждая группа получит карточку с текстом. Ваша задача прочитать, обсудить, попробовать самим придумать небольшой рассказ по данной пословице.

    Карточка 1.

    «Не ладно скроен, да крепко сшит».

    Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

    - Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье!                                                            - Правда,- отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

    Зайчик вместо ответа только вздохнул.                                                                                                                          К. Ушинский.

    Карточка 2.

    «Худо тому, кто добра не делает никому».

    «Гришенька! Одолжи на минуточку карандаш». А Гриша  в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен».                                                                                                                «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам и укладывай».                                                                                                                                                                            

         К.Ушинский                                                                                            

    «Тайное  всегда становится явным».

    Купила мама слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив Когда никого не было в  горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.     За обедом отец и говорит:                                                               - А что, дети,  не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:- «Нет».                              Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже : - «Нет, я не ел» .                                                   Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».                                                               Ваня побледнел и сказал: - «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.                                                                                                                                                                                                   Л. Толстой          

    Карточка 4.

    «Как глядишь, так и видишь».

    Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: - «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: - «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

    Л.Толстой        

    Обсуждение рассказов авторов и собственных сочинений.

    - Мы с вами убедились, что писатели раскрыли смысл пословиц конкретным примером. Вы тоже коллективно попытались это сделать и у вас неплохо получилось. А сейчас каждый из вас самостоятельно придумает рассказ к  пословице «Тише едешь – дальше будешь».

    Устное составление рассказа.  

    -       Объясните смысл пословицы. - Кто, по - вашему, будут герои рассказа?

    - О чём будут ваши истории? - Сколько частей будет в вашем рассказе?

    Итак, обдумайте сначала историю, сделайте на черновик наброски. Важно, чтобы идея вашего рассказа совпала со смыслом пословицы.

    Написание сочинения, самопроверка. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе по теме: Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Три богатыря"

    В работе четко сформулированы цели и задачи, репродукция картины, репродукция портрета художника, последовательность работы над картиной, сочинение учащегося....

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Сочинение-описание. "Зима в моём городе"

    Урок русского языка в 3-м классе. Сочинение—описание по теме:" Зима в моём городе"...

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе по программе "Гармония" по теме : «Рефлексивные технологии на уроках развития критического мышления»

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе по программе "Гармония" по теме : «Рефлексивные технологии на уроках развития критического мышления» Конспект прилагается....

    Учебно-методический комплект для проведения урока русского языка в 3 классе по теме "сочинение сказки с использованием сущ. с различными суффиксами"

    Предмет: Русский зыкТема урока: сочинение сказки с использованием сущ. с различными суффиксамиЦели урока: учимся сочинять сказку, правильно употреблять предложения в речиПланируемые результаты: ·...

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Сочинение по картине в жанре репортажа"

    В уроке ребята ведут репортаж по картине Пермского писателя, журналиста и художника Анатолия Николаевича Тумбасова "Зима в деревне". Дети рассматривают картину, на основе клише составляют текст репорт...

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"

    Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир вовнутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-топроблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в...