план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему сочинение по картине И.И. Левитана " Золотая осень"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Четверикова Татьяна Владимировна

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochey_ocharovane.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

«Унылая пора! Очей очарованье!»

                                    МОУ «Тавровская СОШ»

Учитель начальных классов

Четверикова Т.В.

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА  

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Цели:

- Научить детей писать сочинение по картине;

- Развивать художественный вкус детей, вызывать интерес к изобразительному искусству и музыке;

- Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

компьютер;

мультимедийный проектор;

репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;

аудиозапись В. А. Гаврилин "Времена года" Осень

индивидуальные репродукции картины И.Левитана «Золотая осень» (формат А4); карточки

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочего места.

 2. Подготовительная беседа.

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года проёдут перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского. «В ней – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…» Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди, В. А. Гаврилин в музыкальных циклах “Времена года”. Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. «Есть в светлости осенних вечеров умильная таинственная прелесть…» Прочтите ещё раз эти строки Тютчева… В них не названы ни Русь, ни берёзки, ни раздолье, но в музыке стиха слышится всё.  Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. Такой человек найдет природу прекрасной во все времена года.

Сегодня мы будем говорить об осени, а точнее о ее короткой, но дивной поре – «золотой осени», когда на короткий срок устанавливается сухая и теплая погода, а лес одевается в яркие золотые цвета.

- вспомним как поэты говорили об этом времени года.

1 уч. «Унылая пора – очей очарованье.  Приятна мне твоя прощальная краса» А. Пушкин.

2 уч.  «Славная осень!» Н.Некрасов.

3 уч. «Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду» С.Есенин.

Учитель: О временах года писали композиторы. Давайте послушаем одну пьесу из альбома В. А. Гаврилина "Времена года" Осень.

 3. Сообщение темы и цели урока.

- состояние природы можно описать с помощью слов, звуков.

- Но легче это сделать с помощью красок.

- Кто использует краски, как средства для выражения своих чувств? Художник.

На доске: Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

Репродукция картины. [1]

4. Работа по теме урока

- Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину.

 - Куда мы пришли (на опушку леса)

 - Какое время года наблюдаем?  (осень)

  - Докажите (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава).

 - Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные - воды)

- Прослушайте отрывок из стихотворения Пушкина «Осень»

Работа по карточкам [2]

Карточка № 1. Работа в группах

Осень: Какими словами и/или словосочетаниями вы можете описать:

Осины –

_________________________________________________________________

Березы –

_________________________________________________________________

Листья–

_________________________________________________________________

День –

_________________________________________________________________

ФИО _______________________________________________________

Загадки: (о деревьях)

1. Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода. (осинка)

- Где изображена? (на переднем плане)

- Как раскрасила осень? (в красный цвет)

2. Стройны, кудрявы, белокоры,

И любят русские просторы.

Весной сережки надевают

И вкусным соком угощают. (березка)

- Где изображены? (вдали)

3. Пришла без красок

И без кисти,

Перекрасила все листья.

- Чтение стихов об осенних листьях

(ученик читает стихотворение Т. Погореловой)

4.- ДЕНЬ – Какой день изображен на картине? (солнечный, короткий, не жаркий)

5 – Где играют лучи солнца?

(На стволах деревьев, на золотистой земле, в воде.)

6- Какая вода в реке? (спокойна, неподвижная, потемневшая)

 7- Какая трава (пожухлая, тусклая, увядающая, усыпанная золотом листьев.)

      8.Вывод.

Почему деревья, река, небо создают единый ансамбль?

Как Вы воспринимаете природу на картине: она поет или шепчет, загадочная или яркая и броская. Как соотносится с Вашим мироощущением, какие мысли навевает.

Закончить можно небольшим сравнением: отличается ли осенняя природа на картине от осенней природы в той местности, где Вы живете.

Работа с карточками

5. Составление плана сочинения.

  1. Художник И.И. Левитан и его картина.
  2. Осенний день.
  3. Деревья в золотом наряде.
  4. Лесная речка.
  5. Моё впечатление о картине. [3]

6. Коллективное составление устного сочинения.

 Знаменитый русский художник И. И. Левитан прославился более всего, как создатель уникальных пейзажей. В своей картине «Золотая осень» он постарался передать трудный, но очень интересный период. Деревья облачаются в прекрасные наряды. Красоту этого убранства художник передает при помощи смешения красного и желтого цветов.

На картине мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный осенний день полон света.  Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами.

На заднем плане картины мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве.  На левом берегу реки стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой.

В глубине луга течет узкая речка с невысокими берегами. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками.

          Прекрасная картина большого мастера радует нас. Это праздник золота и синевы. Где-то в глубине души грусть от того, что скоро кончится праздник, а за ним придет белый зимний сон.

7.Словарная работа

На доске:

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

р_зн_цветная              радос_но

8. Написание сочинения по плану.

9. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что открыли для себя нового?

Список используемой литературы

  1. Анкина М.А. «Интегрированные уроки в современной школе» //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования.           -2012г.-№8.
  2. Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки – М.: Вако, 2008. – 3с.
  3. Программа «Начальная школа XXI века» - Вентана – Граф – 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Цель: научить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»Задачи:1.Образовательная: повышать грамотность учащихся; обогащать и активизировать словарь детей; озн...

Презентация на тему "Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень""

Презентация по русскому языку. УМК "Школа России", 4 класс.Презентация на тему "Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень""...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Сочинение по картине "Иван Царевич на Сером волке"" ("УМК Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование ...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему _Сочинение по картине И.С. Остроухова _Золотая осень_

Презентация  к уроку русский язык составлена в соответствии с этапами урока. К каждому этапу подобраны задания, позволяющие решать поставленные задачи....