Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
    методическая разработка по русскому языку (3 класс)

    Гостюхина Любовь Владимировна

    Урок развития речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 17-urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока русского языка

    в 3 классе на тему: Сочинение по картине В.Д.Поленова

    "Золотая осень"

    Тема урока: «Сочинение по картине Василия Поленова «Золотая осень».

    Цель урока: учить детей писать сочинение по картине.

    Формирование универсальных учебных действий:

    1. Регулятивные УУД:

    - самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать свою работу.

    2. Познавательные УУД:

    - извлекать информацию, представленную в иллюстрации;

    - уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содер-жание картины;

    - уметь самостоятельно делать выводы.

    3. Коммуникативные УУД:

    - участвовать в диалоге;

    - слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

    - уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

    4. Личностные УУД

    - ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся научатся составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

    Оборудование урока.

    Репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень», музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», карточки к словарной работе, презентация к уроку.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Подготовка к восприятию нового.

    (Учитель читает строки из стихотворения  И. Бунина «Листопад» под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года») (Слайд № 1)

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки, елочки темнеют,

    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца.

    Лес пахнет дубом и сосной,

    За лето высох он от солнца…

    Какому времени года посвятил поэт Иван Бунин эти строки? (Осени)

    Именно сейчас в природе господствует Её Величество Золотая Осень. Именно сейчас мы имеем неповторимую возможность испытать последние осенние мгновения счастья. И пусть бунинские  строки послужат мостиком к теме нашего урока.

    Скажите, где можно увидеть осенние деревья, с чьих веток никогда не облетят листья? (На картине)

    III. Формулирование цели и темы урока.

    Кто уже догадался, какова цель нашего урока?  (Будем писать сочинение по картине) 

    - Верно, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова (Слайд № 2) и напишем сочинение по одной из его картин.

    Рассказ ученика о художнике:

    Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова. Многогранное творчество художника, где он стремился,  применить все свои дарования не знали границ. Он  живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор. Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.

    А сейчас послушайте о самых знаменитых картинах Василия Поленова:

    (Слайд № 3)  «Московский дворик». Это любимая картина многих поколений зрителей. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат.

    (Слайд № 4) «Заросший пруд». Тенистый уголок парка, небольшой пруд в окружении высоких деревьев. Пруд зарос водорослями и кувшинками. В глубине сада видна аллея со скамейкой. На ней женская фигура в светлом платье. Разве можно себе представить  место, лучшее для отдыха и размышлений о жизни?

    IV. Знакомство с картиной «Золотая осень»

    Какое название вы бы дали этой картине? (Репродукция картины)

    Выберите наиболее подходящее название из предложенных на слайде. Прокомментируйте свой выбор. (Слайд № 5)

    «Осенняя река»

    «Осень»

    «Солнечный день»

    «Золотая осень»

    Художник назвал свою картину «Золотая осень». Почему именно это название художник дал своему полотну? (Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени)

    Чем привлёк художника этот уголок природы?

    Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной? (Радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.)

    Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

    С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Поленов, чтобы показать «золото» осени? (Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)

    Какие деревья вы видите на картине? Какого цвета наряд у берёз? (Они все золотые)

    Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке)

    Что изображено на заднем плане картины? (Поля по берегам реки) Какие берега – пологие или крутые?

    Вам понравилась эта картина? Чем?

    Вывод: Обычно осень - время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая солнечная и тёплая погода, то появляется чувство бодрости и хорошее настроение.

    V. Составление плана сочинения.

    С чего бы вы начали сочинение по картине? (Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору — осень)

    Что бы вы написали после вступления? (Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

    Каково было бы заключение в вашем сочинении? (Обязательно написала бы о том, какое красивое время года - осень, и как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

    План (примерный) (Слайд № 6)

    1. Художник и его картина.

    2. Осенний день.

    3. Деревья в чудесном наряде.

    4. Лесная река.

    5. Моё отношение к картине.

    VI. Словарная работа.

    Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении (у каждого ученика таблица, в которую он вписывает эпитеты и сравнения).

    Эпитеты

    День:

    погожий, хороший, теплый, осенний

    Небо:

    ясное, голубое, светлое, лазурное

    Облака:

    легкие, воздушные, белые, пушистые

    Листья:

    жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

    Берёзы:

    стройные, гибкие, белоствольные

    Трава:

    жёлтая, зелёная

    Река:

    голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая

    Солнце:

    игривое, осеннее, лучистое

    Подберите сравнения

    Облака

    Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики.

    Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату.

    Река

    Река, как зеркало.

    Река - вьётся, как голубая лента.

    Деревья

    Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами

    в волосах.
    Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром.

    VII. Орфографическая подготовка.

    х_рош_й, _сенний, ле_кие, в_здушные, пуш_стые, ж_лтые, з_лотые, н_рядные, ж_лтая, з_лёная, з_ркальная, бл_стящ_я, _гривое  (Слайд № 7)

    VIII. Написание сочинения.

    IX. Проверка написанного (прочитать 2-3 сочинения)

    X. Рефлексия

    Что понравилось на уроке?

    Чему научились?

    Чему еще надо учиться?

    Кому захотелось ближе познакомиться с творчеством В.Д.Поленова?

    Кто доволен своей работой?

    XI. Организационный момент


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

    Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

    Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

    Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе  по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....

    Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

    Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

    Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

    Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

    В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...

    Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

         Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...