Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Кузнецова Надежда Андреевна

 

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы “Русский язык” С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rus_vin_3_klass.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Барнаула

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)"

Индустриального района г. Барнаула

ПРИНЯТО    

на заседании ШМО

Китаева О.Ю. руководитель ШМО

Протокол от _______

№____            (дата)                  

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Ильиных Л.И. ____________________    

                               (дата)      

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________________

Т.В. Коробкина

Приказ от_______№____

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

 

для 3Б класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

Надежда Андреевна Кузнецова

Барнаул, 2014

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы “Русский язык” С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.  

Предмет русский язык входить в предметную область «Филология».

        Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

        Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

        Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

        Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

        Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

        Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

        Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.

        Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

        Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  •  «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа»

        Часы для проведения контрольных работ и работ над ошибками выделены из резерва.  Оставшиеся резервные часы были распределены на уроки повторения по разделам «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация». Так как класс достаточно подготовленный, может усваивать учебный материал в отведенные авторами временные периоды, то необходимости на выделение резервных часов в течение учебного года нет.

Распределение резерва

Количество часов

Диктант

8

Списывание

4

Контрольная работа

2

Работа над ошибками

6

Комплексное повторение изученного в 3 классе

5

Всего

25

        В книге представлено избыточное количество контрольных работ из которых учитель должен выбрать такие контрольные работы и такие формы контроля, которые необходимы учащимя конкретного класса. В данной программе предпочтение отданно традиционным формам контроля (диктант, списывание), что связано с возратными особенностями младших школьников.

        Программа по “Русскому языку” УМК “Начальная школа 21 века” служит для реализации традиционной образовательной системы.

Общая характеристика курса “Русский язык. 1-4 классы”

        Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

        Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Особенности структурирования содержания учебного предмета “Русский язык” и его методической реализации

Важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления учеников. В то же время научная информация и методический аппарат средств обучения должны учитывать психологические особенности учащихся данного возраста и служить средством формирования учебной деятельности на уроках русского языка.

С целью соблюдения принципа научности данная программа предусматиривает выделение в учебном предмете “Русский язык” трех содержательных линий: “Система языка”, “Орфография и пунктуация”, “Развитие речи”. Каждая из выделенных линий характеризуется своим объектом изучения:

  • содержательная линия “Система языка” выделяет в качестве объекта изучения языковые единицы: язык (единица речи), морфему, слово, часть речи, предложение;
  • содержательная линия “Орфография и пунктуация”  выделяет в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму;
  • содержательная линия “Развитие речи”  выделяет в качестве объекта изучения текст как законченное устрое или письменное высказывание на определенную тему.

Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока, без традиционного смешивания: например, при изучении языковых единиц перед учащимися не ставятся орфографические или речевые задачи и т.п.

Методический принцип “один урок – один объект – одна цель” позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на ее основе, три блока: “Как устроен наш язык”, “Правописание” и “Развитие речи”. Под блоком понимается объединение уроков реализующих одну цель обучения и изучающих один из объектов той или иной содержательной линии.

  • Уроки блока “Как устроен наш язык” реализуют научно-исследовательскую (познавательную) цель – познакомить учащихся начальной школы с основами лингвистических знаний; уроки данного блока соответствуют содержательной линии “Система языка” и изучают языковые единицы следующих уровней: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
  • Уроки блока “Правописание” направлены на достижение социокультурной цели – формировать у учащихся начальной школы навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; уроки данного болка соответствуют содержательной линии “Орфография и пунктуация” и изучают орфограммы и пунктограммы.
  • Уроки блока “Развитие речи” также реализуют социокультурную цель в аспекте совершенствования коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения;  уроки данного болка соответствуют содержательной линии “Развитие речи” и изучают текст как законченное устное или письменное высказывание на определенную тему.

Такое структурирование курса позволяет успешно не только реализовать цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практичские задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, предоставить возможность ученику стать субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных объектов изучения.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

        В 3 классе урок русского языка проводится 5 раза в неделю, рассчитан на 170 часов в год (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета “Русский язык”

        Ведущее место предмета “Русский язык” в системе общего образования обусловленно тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

        В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремлениек его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

        Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

2. Планируемые результаты обучения

        К концу обучения в 3 классе ученик научится:

  • различать, сравнивать, кратко характеризовать:

имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

виды предложений по цели высказывания и интонации;

главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

предложения с однородными членами;

  • выделять, находить:

собственные имена существенные;

личные местоимения 1, 2 и 3 лица;

грамматическую основу простого двусоставного предложения;

в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

  • решать учебные и практические задачи:

определять род изменяемых имен существительных;

устанавливать форму числа (единственное и множественное) имени существительного;

задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

определять принадлежность имен существительных к 1, 2 и 3-му склонению;

устанавливать с помощью смысловых вопросов связь между словами в предложении;

находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове;

подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

составлять план собственного и предложенного текстов;

определять тип текста: описание, повествование, рассуждение;

корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

составлять собственные тексты в жанре письма;

  • применять правила правописания:

приставки, оканчивающиеся на з, с;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

буквы и, ы в различных частях слов;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;

безударный гласный в падежных окончаний имен существительных;

буквы о, ё в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

безударные гласные в падежных окончаний имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

        Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу;
  • устанавливать род неизменяемых имен существительных;
  • склонять личные местоимения;
  • различать падежные и смысловые вопросы;
  • находить второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство;
  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • писать подробные изложения;
  • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса русский язык

        Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблдения за собственной речью.

        Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничествес целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

        Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

3. Содержание курса “Русский язык 3 класс”

5 ч в неделю; 170 часов

        «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

        Фонетика и графика (3 ч)

        Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова.

        Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

        Состав слова (морфемика) (4 ч). 

        Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу.

        Синтаксис (18 ч)

        Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

        Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

        Морфология (37 ч)

        Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

        Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.

        Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

        Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

        «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53ч)

        Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

        Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

        Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • соединительные гласные о, е в сложных словах;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

        «Развитие речи» (30 ч)

        Устная речь

        Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

        Письменная речь

        Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

        Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

        Знакомство с жанром письма.

        Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.

Резервные уроки (25 ч)

4. Тематическое поурочное планирование курса “Русский язык”

№ урока

Тема урока

Вид занятия

Планируемые результаты

Формы и виды деятельности

1

Повторяем фонетику

Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического анализа слова

Фронтальная и индивидуальная работа

2

Вспоминаем правило написания прописной буквы

Повторение: применение правила правописания прописной буквы в начале предложения и в именах собственных

Фронтальная,и индивидуальная работа

3

Фонетический разбор слова

Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического анализа слова

Фронтальная и индивидуальная работа

4

Вспоминаем правила переноса слов

Повторение: применение правила переноса слов

Фронтальная групповая и индивидуальная работа

5

Повторяем текст, его признаки и типы

Знать признаки и типы текста. Определять тип текста, подбирать заголовок, заканчивать текст.

Фронтальная и индивидуальная работа

6

Фонетический разбор слова

Проводить фонетический разбор слова. Оценивать правильность выполнения фонетического разбора

Фронтальная и индивидуальная работа

7

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих

Устанавливать орфограмму и объяснять написание слов

Фронтальная и индивидуальная работа

8

Повторяем состав слова

Знакомиться с алгоритмом разбора слова по составу. Использовать образец устного рассуждения.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

9

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова

Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Находить ошибки и объяснять причины их появления.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

10

Повторяем признаки и типы текста

Понимать текст, выявлять основную мысль текста. Различать типы текста. Выбирать заголовок к тексту из ряда предложенных, обосновывать свой выбор.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

11

Разбор слова по составу

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом разбора слов по составу.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

12

Повторяем правописание согласных в корне слова

Применять предложенные способы проверки слов с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова», устанавливать правильный способ проверки.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

13

Повторяем словообразование

Определять и объяснять способы образования слов Составлять слова из заданных морфем.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

14

Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова

Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Аргументировать правильность выбора буквы. Выявлять в тексте слова с заданной орфограммой.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

15

Диктант по теме: Повторение изученных орфограмм

Контрольный урок

Текущий контроль

Применять изученные орфограммы

Самостоятельная работа

16

Работа над ошибками

Устранение пробелов знаний

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

17

Текст и его заголовок

Устанавливать связь заголовка с текстом. Соотносить заголовок и части текста. Обосновывать значение заголовков.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

18

Разбор слова по составу и словообразование

Оценивать правильность использования алгоритма разбора слова по составу. Объяснять каждый шаг алгоритма. Использовать алгоритм разбора слова по составу в собственной деятельности.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

19

Вспоминаем правописание суффиксов

Доказывать правильность написания, предлагать различные способы проверки

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

20

Повторяем правописание приставок

Наблюдать за группами слов. Выявлять ошибки, объяснять причины их появления. Доказывать выбор буквы, фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

21

Заголовок и начало текста

Соотносить основную мысль текста, заголовок и начало текста.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

22

Предложение и его смысл. Слова в предложении

Знакомиться с разделом «Синтаксис». Различать предложение и набор слов. Восстанавливать предложение. Устанавливать границы предложений.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

23

Виды предложения по цели высказывания и интонации

Различать предложения по цели высказывания и интонации. Определять тип предложения по цели высказывания и интонации.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

24

Последовательность предложений в тексте

Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. Редактировать тексты с нарушенным порядком следования предложений.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

25

Деление текста на абзацы

Выделять в тексте абзацы. Наблюдать за последовательностью абзацев в тексте. Восстанавливать правильный порядок следования абзацев.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

26

Главные члены предложения

Знакомиться с понятиями «грамматическая основа предложения», «главные члены предложения».

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

27

Повторяем написание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков

Различать разделительные мягкий и твёрдый знаки. Графически доказывать выбор ъ или ь.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

28

Списывание, тест по теме: Повторение изученных орфограмм

Контрольный урок

Текущий контроль

Использовать изученные орфограммы

Самостоятельная работа

29

Главные члены предложения

Знакомиться с понятиями «подлежащее» и «сказуемое». Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

30

Учимся писать приставки

Выявлить закономерность написания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас- и формулировать выводы о правилах написания приставок.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

31

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с

Использовать алгоритм написания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

32

Подлежащее

Наблюдать за различными способами выражения подлежащего. Фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу предложения.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

33

Сказуемое

Наблюдать за различными способами выражения сказуемого. Использовать алгоритм нахождения сказуемого.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

34

Учимся писать письма

Задавать вопросы к абзацам текста. Составлять план текста.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

35

Подлежащее и сказуемое

Устанавливать различия между предложением, словосочетанием и словом. Обнаруживать границы предложений, аргументировать свой выбор.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

36

Учимся писать письма

Наблюдать за отбором языковых средств при написании писем различным адресатам.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

37

Второстепенные члены предложения

Наблюдать за функцией слов, не входящих в грамматическую основу. Знакомиться с понятиями «нераспространённое предложение», «распространённое предложение», «второстепенные члены предложения». Задавать вопросы по предложенному алгоритму.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

38

Диктант по теме: Орфограммы, изученные во 2 классе

Контрольный урок

Текущий контроль

Письмо слов с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

39

Работа над ошибками

Письмо слов с изученными орфограммами

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

40

Обстоятельство

Знакомиться с обстоятельством как второстепенным членом предложения. Находить в предложениях обстоятельства.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

41

Обстоятельство

Находить в предложениях обстоятельства. Знакомиться с фразеологизмами, выступающими в предложении в роли обстоятельств.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

42

Учимся писать приставку с-

Различать написание слов с приставкой с-  и ранее изученными приставками.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

43

Учимся писать письма

Наблюдать за порядком изложения мысли в тексте письма. Находить и объяснять допущенные ошибки. Редактировать неправильные тексты.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

44

Определение

Задавать вопросы к определениям. Использовать алгоритм определения грамматической основы предложения и определения.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

45

Определение

Знакомиться с различными способами выражения определений. Использовать алгоритм поиска грамматической основы предложения, обстоятельств и определений при решении практических задач.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

46

Учимся писать слова с двумя корнями

Наблюдать за способами словообразования предложенных слов. Фиксировать (графически обозначать) корни в сложных словах

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

47

Запоминаем соединительные гласные о, е

Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

48

Учимся писать письма

Создавать тексты по заданным окончаниям. Редактировать тексты с неоправданным повтором слов

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

49

Дополнение

Знакомиться с дополнением как второстепенным членом предложения. Устанавливать вопросы, которые задаются к дополнениям.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

50

Дополнение

Фиксировать (графически обозначать) члены предложения.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

51

52

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Наблюдать за способом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова. Использовать алгоритм обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова при решении практических задач.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

53

Учимся писать письма

Находить и исправлять в тексте речевые недочёты. Использовать фразеологизмы в письменной речи. Составлять тексты с фразеологизмами

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

54

Однородные члены предложения

Знакомиться с однородными членами предложения. Сравнивать предложения с однородными членами и без них.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

55

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Формулировать зависимость выбора буквы от части слова. Использовать алгоритм.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

56

Диктант по теме: Правописание сложных слов; о-ё после шипящих в корне слова; [ы] после ц.

Контрольный урок Текущий контроль

Писать слова с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

57

Работа над ошибками

Писать слова с изученными орфограммами

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

58

Однородные члены предложения

Находить и составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

59

Знаки препинания при однородных членах предложения

Формулировать правило. Знакомиться с условиями выбора знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

60

Учимся писать письма

Определять основную мысль текста. Устанавливать последовательность абзацев. Выделять ключевые слова каждого абзаца. Находить в тексте средства художественной выразительности.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

61

Однородные члены предложения

Находить и фиксировать (графически обозначать) однородные члены в предложениях. Составлять предложения с однородными членами.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

62

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

Наблюдать за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

63

Однородные члены предложения

Находить в предложениях однородные члены.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

64

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

Объяснять постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

65

Списывание по теме: Правописание сложных слов, о-ё после щипящих; [ы] после ц.

Контрольный урок

Текущий контроль

Писать слова с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

66

Учимся писать письма

Применять правила оформления конверта при выполнении поставленной в упражнении задачи. Составлять собственный текст

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

67

Повторяем фонетику и состав слова

Использовать алгоритм фонетического анализа и алгоритм разбора слова по составу при решении практических задач.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

68

 Повторение

Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма списывания. Обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

69

Части речи

Знакомиться с понятием «части речи», с признаками выделения частей речи.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

70

Самостоятельные и служебные части речи

Различать самостоятельные и служебные части речи. Определять, какой частью речи является слово, опираясь на грамматические признаки, доказывать свой ответ.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

71

Повторение

Озаглавливать текст. Составлять план. Определять тип текста.  Определять основную мысль текста

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

72

Имя существительное

Знакомиться с именем существительным как частью речи. Наблюдать за значением имён существительных.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

73

Повторение

Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Обнаруживать пропуски запятых и объяснять необходимость их постановки.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

74

Диктант по теме: Орфограммы изученные в первом полугодии

Контрольный урок Промежуточный контроль

Письмо слов с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

75

Работа над ошибками

Письмо слов с изученными орфограммами

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

76

 Учимся писать изложение

Знакомиться с изложением. Выделять в текстах-описаниях опоры для пересказа. Устно кратко пересказывать исходный текст.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

77

78

Род имён существительных

Знакомиться с категорией рода имён существительных. Определять род имён существительных. Устанавливать род несклоняемого имени существительного по форме рода имени прилагательного

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

79

Учимся писать изложение

Сравнивать тексты разных типов. Определять тип текста, доказывать свой ответ. Письменно пересказывать текст-описание.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

80

Число имён существительных

Знакомиться с категорией числа имён существительных. Наблюдать за изменением формы числа имён существительных.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

81

82

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

Наблюдать за словами с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих», высказывать предположение о написании ь после шипящих. Знакомиться с алгоритмом написания имён существительных с шипящим звуком на конце

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

83

Число имён существительных

Знакомиться с алгоритмом определения рода имени существительного в форме множественного числа.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

84

85

Изменение имён существительных по числам

Наблюдать за сложными случаями образования формы множественного числа имён существительных.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

86

Учимся писать изложение

Определять тип текста, обосновывать свою позицию. Озаглавливать текст. Отбирать необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

87

Изменение имён существительных

по падежам

Наблюдать за изменением форм имён существительных. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Знакомиться с падежом как грамматическим признаком имён существительных.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре.

88

Падеж имён существительных

Восстанавливать предложения, включая в них имена существительные в определённой падежной форме.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

89

Падеж имён существительных

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения падежа имён существительных

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

90

Учим слова с удвоенными согласными в корне слова

Систематизировать информацию (записывать слова в алфавитном порядке), писать слова с удвоенными соглассными

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

91

Учимся писать письма

Находить в тексте заданную информацию. Кратко пересказывать исходный текст

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

92

Падеж имён существительных

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения падежа имён существительных.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в группе

93

Списывание по теме: ь после шипящих на конце имен существительных, удвоенные согласные в словах; суффиксы им. существительных

Контрольный урок

Текущий контроль

Писать слова с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

94

 Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

Ознакомление с правилом правописания суффикса -ок- и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

95

Падеж имён существительных

Изменение существительных по падежам. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

96

Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ичк и ечк

Ознакомление с правилами правописания суффиксов -ец- и -иц-, сочетаний ичк, ечк; их применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

97

Работаем с текстом

Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Озаглавливание текстов.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

98

Склонение имён существительных

Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

99

Учимся писать сочетания инк и енк

Использовать алгоритм написания слов с сочетаниями инк, енк при решении практических задач.

 Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

100

Списывание по теме: ь после шипящих на конце имен существительных, удвоенные согласные в словах; суффиксы им. существительных

Контрольный урок

Текущий контроль

Письмо слов с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

101

Работа над ошибками

Письмо слов с изученными орфограммами

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

102

Склонение имён существительных

Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Формулировать алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

103

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

Ознакомление с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

104

Работаем с текстом

Составлять план текста, писать текст по заданному плану. Заканчивать текст по предложенному началу.

 Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

105

Склонение имён существительных

Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Знакомиться с понятием «несклоняемые имена существительные».

 Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

106

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

Ознакомление с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

107

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Знакомиться с лексико-грамматическим признаком имён существительных — одушевлённостью/неодушевлённостью.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

108

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения

Знакомиться с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных и его применять. Выбрать один из двух предложенных способов проверки безударных гласных в окончаниях существительных 2-го склонения.

 Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

109

Контрольная работа по теме: Части речи, род, число имен существительных

Контрольный урок Текущий контроль

Писать слова с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

110

Учимся писать изложение

Знакомство с изложением. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

111

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Распознавать лексико-грамматический признак имён существительных (одушевлённость/неодушевлённость)

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

112

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения

Устанавливать наличие орфограммы в слове, определять место и тип орфограммы, объяснять написание слов.

 Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

113

Имена существительные собственные и нарицательные

Различение собственных и нарицательных имён существительных

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

114

Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц

Ознакомление с правилом правописания гласных о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

115

Учимся писать изложение

Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

116

117

Способы образования имён существительных

Словообразование имён существительных. Устанавливать и доказывать способ образования имён существительных.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

118

119

Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения

Ознакомление с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

120

Диктант по теме: Орфограммы изученные в 3 четверти

Контрольный урок Текущий контроль

Письмо слов с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

121

Работа над ошибками

Письмо слов с изученными орфограммами

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

122

Учимся писать изложение

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи

Фронтальная и индивидуальная работ, работа в паре

123

Повторяем фонетику и состав слова

Повторение изученного на основе фонетического разбора и разбора слова по составу

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

124

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения

Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

125

Имя прилагательное

Знакомиться с именем прилагательным как частью речи. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

126

Правописание окончаний имён существительных множественного числа

Ознакомление с правилом правописания окончаний имён существительных множественного числа и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

127

Повторение

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Озаглавливание текстов. Составление плана текста. Корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

128

Имя прилагательное

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

129

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных

Повторение правила правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

130

Имя прилагательное

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

131

132

Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие

Ознакомление с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ия, -ие и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

133

Повторение правописания безударных окончаний имён существительных

Повторение правила правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

134

Диктант по теме: Правописание падежных окончаний имен существительных.

Контрольный урок

Текущий контроль

Письмо слов с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

135

136

Качественные имена прилагательные

Знакомиться с качественными прилагательными и их признаками. Наблюдать за возможностью качественных имён прилагательных, обозначать степень проявления признака.Знакомиться с лексическим признаком качественных прилагательных — наличием антонимической пары.

 Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

137

Изложение с элементами сочинения

Написание текста по заданному плану. Создание собственных текстов заданного типа. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

138

Правописание окончаний имён прилагательных

Ознакомление с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

139

Учимся писать изложение

Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

140

Правописание окончаний имён прилагательных

Ознакомление с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

141

Краткая форма качественных прилагательных

Знакомиться с краткой формой качественных прилагательных. Наблюдать за образованием краткой формы имён прилагательных.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

142

Правописание окончаний имён прилагательных

Ознакомление с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

143

Учимся писать сочинение

Знакомство с сочинением как видом письменной работы. Озаглавливание текстов. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Составление плана текста

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

144

Относительные имена прилагательные

Знакомиться с особенностями относительных прилагательных.

Подбирать однокоренные слова, устанавливать, качественными или относительными они являются, обосновывать свой ответ.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

145

Правописание относительных прилагательных

Ознакомление с правилами правописания относительных имён прилагательных и их применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

146

Списывание по теме: Орфограммы изученные в 3 классе.

Контрольный урок  Текущий контроль

Письмо слов с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

147

Как образуются относительные прилагательные

Знакомиться с основными признаками относительных имён прилагательных

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

148

Правописание относительных прилагательных

Знакомиться с правилами правописания относительных имён прилагательных и их примять

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

149

Учимся писать сочинение

Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

150

Правописание относительных прилагательных

Знакомиться с правилами правописания относительных имён прилагательных и их примять

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

151

Притяжательные прилагательные

Знакомиться с притяжательными прилагательными. Наблюдать за значением и словообразовательными особенностями притяжательных прилагательных.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

152

Правописание притяжательных прилагательных

Знакомиться с правилами правописания притяжательных имён прилагательных и их применять

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

153

Повторение

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

154

Повторяем фонетику и состав слова

Повторение изученного на основе фонетического разбора и разбора слова по составу

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

155

Правописание краткой формы имён прилагательных

Ознакомление с правилом правописания краткой формы имён прилагательных и его применение

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

156

Диктант по теме: Правописание паджных окончаний имен прилагательных

Контрольный урок

Промежуточный контроль

Письмо слов с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

157

Местоимение

Знакомиться с местоимением как частью речи. Наблюдать за значением местоимений, их признаками и функцией в тексте.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

158

Работаем с текстом

Письменно пересказывать текст. Сочинять продолжение текста.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

159

160

Личные местоимения

Наблюдать за значением и функциями местоимений, их грамматическими признаками. Знакомиться с личными местоимениями.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

161

Правописание местоимений с предлогами

Ознакомление с правилом раздельного написания предлогов с личными местоимениями

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

162

Как изменяются местоимения

Наблюдать за изменением местоимений и их использованием в предложениях.

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

163

Правописание местоимений

Ознакомление с правилом правописания личных местоимений

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

164

Как изменяются местоимения

Наблюдать за изменением и функционированием в предложениях местоимений-прилагательных.

 Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

165

Комплексаная итоговая контрольная работа

Контрольный урок

Текущий контроль

Письмо слов с изученными орфограммами

Самостоятельная работа

166

167

168

169

170

Комплексное повторение изученного в 3 классе

Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по предмету «Русский язык»

Печатные средства обучения:

  1. С.Е. Иванов, М.И. Кузнецова: Русский язык. 3 класс. Комментарии к урокам. - М.: Вентана – Граф, 2012
  2. Беседы с учителем: Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2007
  3. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012
  4. Кузнецова, М.И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2013
  5. М.И. Кузнецова: Учусь писать без ошибок. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2013
  6. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. 2-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2013
  7. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова: Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль (+CD) – М.: Вентана – Граф, 2012

Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )

Дидактические материалы:

Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный).

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Лента букв, дидактические игры, карточки заданий.

Оборудование класса:

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).

Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

6. Критерии оценивания учащихся по предмету

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. После диктанта учащимся предлагается орфографическое задание.

        За диктант выставляется одна отметка:

«5» - если в диктанте нет ошибок;

«4» - если допущено не более двух ошибок;

«3» - если допущено не более пяти ошибок;

«2» - если допущено пять и более ошибок.

Ошибкой считается:

нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

неправильное написание изученных словарных слов;

отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой.

Орфографическое задание оценивается так:

«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;

«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное задание при двух ошибках;

«2» - за невыполненное задание.

        Списывание как и диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков, умение видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников.

        Оценивание списывания:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» - за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка;

«3» - за работу, в которой две-три ошибки;

«2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.

        В словарные диктанты включены слова с непроверяемым написанием.

        Количество слов в словарном диктанте не должно превышать: во 2 классе – 10 слов, в 3 классе – 12 слов, в 4 классе – 15 слов.

        Оценивание словарного диктанта:

«5» - за работу без ошибок;

«4» - за работу, в которой одна ошибка;

«3» - за работу, в которой две ошибки;

«4» - за работу, в которой дри-пять ошибока.

        Изложение имеет целью проверить, как идет формирование навыка письменной речи.

Издожение оценивается по пятибальной системе:

«5» - за правильное и последовательно воспроизведенное содержание текста, отсутствие фактических ошибок, правильное построение предложений и употребление слов;

«4» - за содержание преданное достаточно правильно и точно, отсутствие в построении предложений и употреблении слов существенных недостатков, незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, наличие отдельных фактических и речевых недочетов;

«3» - за существенное отклонение от авторского текста, нарушения в последовательности изложения мыслей, недочеты в построении предложений и употреблении слов;

«2» - существенное искажение авторского текста, большое количество фактических неточностей, нарушение последовательности изложения мыслей, употребление слов в несвойственном им значении, более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...