программа по русскому языку 8 вид 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_8_vid.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парфёновская средняя общеобразовательная школа

Топчихинского района Алтайского края

                                   

«Утверждаю»:

Директор МКОУ Парфёновская СОШ    ___________               /Шиповалова Г.А./

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР____________

/Васильченко С.Н./

«Принято»

Руководитель   МО

______

Протокол № 1__

от «26»  августа 2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык и развитие речи»  для 4 класса

составлена на основе  Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида. Авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова  (под редакцией И.М.  Бгажноковой)

М., Просвещение, 2011 г.)

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Составитель:

Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов (высшая категория)

2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. 

Нарушения мышления и речи, ровно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции.

Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Задачи программы по русскому языку следующие:


  • развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;

  • совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;

  • обучение школьников применению изученных орфографических правил;

  • формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.


Не стоит забывать, что, в отличие от нормально развивающихся детей, у школьников с нарушением интеллекта отсутствует внимание к слову как к звуковому комплексу. Однако без целенаправленного внимания к языковой материи невозможно изучение грамматики, затруднено дальнейшее совершенствование речи. Вот почему слово, как и любая другая единица языка, становится предметом направленного изучения. Учащиеся должны понимать, из чего складываются слова, как они изменяются при встрече друг с другом, как можно их сгруппировать. Все это познается в процессе выполнения практических упражнений. В результате выполнения серии упражнений дети получают сведения о звуках речи, о проверке сомнительной гласной и согласной сильной позицией этих звуков и др. Эти выводы (правила) учащиеся не заучивают, а применяют и закрепляют на конкретном материале.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

4 класс

Повторение пройденного в начале года (7 ч)

Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному).

Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи..

Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. 

Звуки и буквы (49 ч) 

Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и 

несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной 

изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.

Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.

Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов. 

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.

Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. 

Слово (34 ч)

Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.

Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,

злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.

Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота. 

Подбор слов, противоположных по значению.

Распространение предложений словами различных категорий.

Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.

Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.

Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.

Предложение (25 ч)

Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.

Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.

Связная письменная речь (11 ч) (в связи с изучением всех разделов программы) 

Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту. 

Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.

Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.

Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)

В процессе освоения данной программы систематически в течение всего учебного года проводится работа по письму и чистописанию, которая включает в себя:


  • Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.

  • Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. 

  • Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:


       1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

       2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;

       3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

       4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.


  • Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.

  • Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

4 класса

Учащиеся должны уметь:

1 – ый уровень


  • списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;

  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);

  • с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • делить текст на предложения;


Выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его;

2 – ой уровень


  • делить слова на слоги для переноса;

  • списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;

  • писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;

  • различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

  • выделять из текста предложения на заданную тему;


участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них контрольные диктанты, списывания


1.

1.1

1.2


Повторение.

Предложение.

Повторение пройденного материала



7

10





1



Итого:


17


1


2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8


Звуки и буквы.

Алфавит.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных.

Непроверяемые безударные гласные.



3

5

6

4

14

4

8

5




1


                  1


1



Итого:


49


2                1


3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5


Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

Имена собственные.

Предлоги.

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова.



14

5

6

1

8







              1


1



Итого:


34


1              1


4.

4.1

4.2

4.3


Предложение.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.



12

5

8

1

1  



Итого:


25

1              1


5.


Связная письменная речь.


11




Итого:


11




Итого:


136


5              3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Класс__ 4__

Количество часов: _136_ ч

Всего часов в неделю_4_ ч

Плановых контрольных уроков __8___ч



Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.


Учебник __А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчикова «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2009 г.


Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

Повторение

17

Знать: предложение,  обозначение начала и конца предложения на письме, что такое текст.

Уметь: обозначать начало и конец предложения на письме, строить предложение по вопросу, по схеме, из данных слов; делить текст на предложения, на части.

1

Что мы знаем о предложении.

1

2

Повторение знаний о предложении

1

3

Повторение знаний о предложении

1

4

Связь слов в предложении

1

5

Связь слов в предложении

1

6

Составление предложения по вопросу.

1

7

Составление предложений.

1

8

Составление предложений по схеме, из данных слов. 

1

9

Составление предложений

1

10

1

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение»

11

Работа над ошибками. Текст.

1

12

Текст.

1

13

Деление текста на предложения.

1

14

Деление текста на части

1

15

Деление текста на части

1

16

Восстановление текста по плану

1

17

Восстановление текста по плану

1

Звуки и буквы

49

Знать: гласные и согласные звуки и буквы, правила правописания слов.

Уметь: различать звуки и буквы, правильно обозначать звуки на письме, писать слова с орфограммами корня; составлять и записывать рассказ по наблюдениям. 

18

  Алфавит.

1

19

Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

1

20

Что мы знаем о звуках.

1

21

Составление и запись рассказа по серии картинок.

1

22

Употребление мягкого знака на конце слова.

1

23

Употребление мягкого знака в середине слова.

1

24

Мягкий знак на конце и в середине слова

1

25

Работа с деформированным текстом.

1

26

Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и.

2

27

Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и.

28

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись рассказа по серии картинок.

1

29

Сочетания гласных с шипящими.

1

30

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

31

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

32

Составление и запись рассказа по наблюдениям.

1

33

Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

1

34

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

1

35

1

Контрольный диктант №2 по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

36

Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.

1

37

Работа с деформированным текстом с опорой на план.

1

38

Проверка написания парных звонких и глухих согласных.

2

39

Проверка написания парных звонких и глухих согласных.

40

Дополнение текста на заданную тему

1

41

Закрепление изученного по теме «Парные согласные»

1

42

Ударение.

1

43

Ударные и безударные гласные.

1

44

Различение ударных и безударных гласных.

2

45

Различение ударных и безударных гласных.

46

Составление текста по имеющемуся началу.

1

47

Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом.

1

48

Правописание безударных гласных. Различение основных категорий слов.

1

49

Развитие речи. Объявление. Письмо.

1

50

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. Большая буква в именах собственных.

1

51

Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. Большая буква в именах собственных.

1

52

Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Правописание безударных гласных.

1

53

1

Контрольное списывание по теме «Безударные гласные»

54

Правописание  слов с непроверяемыми безударными гласными.

2

55

Правописание  слов с непроверяемыми безударными гласными.

56

Закрепление изученного по теме «Правописание слов с безударным гласным»

1

57

Закрепление изученных правил о написании слов.

6

58

Закрепление изученных правил о написании слов.

59

Закрепление изученных правил о написании слов.

60

Закрепление изученных правил о написании слов.

61

Закрепление изученных правил о написании слов.

62

Закрепление изученных правил о написании слов.

63

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным»

64

Работа над ошибками. Закрепление изученных правил о написании слов

1

65

Восстановление деформированного текста.

1

66

Закрепление изученного по теме «Правописание слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми  гласными»

1

Слово

34

Знать: существенные признаки частей речи, правила написания большой буквы в именах собственных, правописания предлогов.

Уметь: различать части речи по их существенным признакам, правильно писать имена собственные, предлоги со словами; составлять тексты объявления и письма; составлять рассказ по опорным словам.

67

Слово. Названия предметов, действий и признаков.

1

68

Слова, которые обозначают названия предметов.

1

69

Слова, которые обозначают названия предметов.

1

70

Слова, обозначающие действия предметов.

1

71

Слова, обозначающие действия  предметов.

1

72

Слова, обозначающие действия  предметов.

1

73

Слова, обозначающие признаки  предметов.

1

74

Слова, обозначающие признаки  предметов.

1

75

Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом.

1

76

Составление текста по имеющемуся началу.

1

77

Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом.

1

78

Различение основных категорий слов.

1

79

Различение основных категорий слов. Развитие речи. Объявление. Письмо.

1

80

Имена собственные.

1

81

Большая буква в именах собственных.

2

82

Большая буква в именах собственных.

83

1

Контрольное списывание №2

84

Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей.

1

85

Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей.

1

86

Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

87

Предлоги до, без, под, над, около, перед.

1

88

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

89

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

90

Разделительный твёрдый знак.

1

91

Разделительный твёрдый знак.

1

92

Родственные слова.

1

93

Общая часть родственных слов.

1

94

Правописание корня в родственных словах.

1

95

Правописание корня в родственных словах. Составление рассказа  по опорным словам.

1

96

Подбор проверочных слов  для проверки безударных гласных.

1

97

Правописание слов с безударным гласным

1

98

Закрепление изученного по теме «Безударные гласные»

1

99

Закрепление изученного по теме «Слово»

1

100

1

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание слов»

Предложение

25

Знать: признаки предложения, обозначение начала и конца предложения в устной и письменной речи. определение главных членов предложения.

Уметь: распознавать предложение, составлять предложение, небольшой текс по опорным словам, серии картинок, плану. Находить главные и второстепенные члены предложения.

101

Повторение о предложении.

1

102

Повторение о предложении.

1

103

Роль предложения в речи.

1

104

Составление сказки по рисунку и вопросам.

1

105

Упражнения в составлении предложений.

1

106

Упражнения в составлении предложений.

1

107

Связь слов в предложении

1

108

Установление связи слов в предложении по вопросам.

1

109

Установление связи слов в предложении по вопросам

1

110

Упражнения в составлении предложений.

1

111

Упражнения в составлении предложений.

1

112

Знаки препинания в конце предложения.

1

113

Знаки препинания  в конце предложения.

1

114

Упражнение в постановке знаков препинания.

1

115

Упражнение в постановке знаков препинания.

1

116

Краткое изложение текста по вопросам

1

117

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

118

Главные члены предложения.

Подлежащее.

1

119

Главные члены предложения. Сказуемое.

Подлежащее.

1

120

Главные и второстепенные члены предложения.

1

121

Второстепенные члены предложения.  

1

122

Второстепенные члены предложения.  

1

123

Составление схемы предложения.

1

124

Составление схемы предложения.

1

125

Составление и запись рассказа по серии картинок.

1

Повторение

11

126

Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке

1

127

Родственные слова.

1

128

Проверка слов с безударным гласным

1

129

Контрольное списывание №3.

130

Работа над ошибками. Парные согласные

1

131

Проверка слов с парным согласным

1

132

Проверка слов с парным согласным

1

133

Упражнение в правильном написании слов

1

134

1

Контрольный диктант №5 по теме «Повторение изученного»

135

Работа над ошибками. Развитие речи. Составление письма.

1

136

Упражнение в правильном написании слов.

К/диктантов - 5,

К/списываний - 3

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Плакат «Алфавит» .

2.Азбука букв 

3.Магнитная азбука 

4.Наборное полотно 

5. Таблицы демонстрационные

6.Дидактический раздаточный материал для 1-4 классов.

7.Дидактические игры.

8. Карточки с индивидуальными заданиями по темам.

9. Презентации по темам


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык:учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/М.: - Просвещение, 2007 – 239с.

2.Безкоровайная О.В. Русский язык:1 класс. Вставь букву. Грамматические игры / М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Самостоятельные работы) 

5. Соболева О.П.,. «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007

Лист изменений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

В связи с тем, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе, появилась необходимость в создании рабочей програм...

Рабочая программа по русскому языку для4 класса по программе " начальная школа 21в."

В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения, ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...