Материал по развитию речи.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания контрольной работы № 2
Задание № 1. Используя предложенный текст-повествование, разработайте вопросы для учащихся с целью профилактики трудностей, связанных с использованием лексических средств связи в тексте (наблюдение над синонимическим рядом, используемым автором в тексте, местоимениями).
«Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку. В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути» (Т.Г. Рамзаева «Русский язык». 3 класс)
Задание № 2. Используя данные тексты-описания, составьте вопросы для учащихся на тему «Сравнение художественного и научного (делового) описаний».
«Днём кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею. А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнёт с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернёт кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех. (по Н.Сладкову)
«Кувшинка – многолетнее водное растение. Род насчитывает около 35 видов водных растений,
произрастающих в умеренных и тропических областях земного шара – от экватора до Скандинавии и Канады. Обычно встречается в среднерусских естественных водоёмах. Цветение кувшинок начинается в мае-июне и продолжается иногда до первых заморозков, пик цветения приходится на июль-август. В это время водоёмы бывают покрыты плавающими на поверхности красивыми широкими листьями величиной 20–25 см, округлыми в очертании и с глубоким вырезом у основания, и снежно-белыми цветками с тонким ароматом, достигающими 10, а иногда даже 15 см в диаметре».
Задание № 3. Разработайте фрагмент урока русского языка, на котором будет идти работа с предложенным текстом-рассуждением.
Почему хорошо на свете?
Молодой Скворушка научился летать. Летал-летал по саду, сел на макушку берёзки, огляделся. Хорошо кругом! И защёлкал, засвистал:
- Почему так хорошо на белом свете?
Выглянуло Солнышко из-за тучки, улыбнулось по-доброму и сказало:
- Хорошо потому, что все мы делаем что-нибудь хорошее.
(П.Дудочкин)
Задание №1.
- Какие летние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. Какой месяц начинает лето? Каким месяцем заканчивается лето?
(Лето состоит из трёх месяцев – июнь, июль, август. Лето начинает июнь. Заканчивается лето – августом.)
- Откуда шли ребята? По какой тропе они двигались?
(Ребята возвращались с рыбалки. Они шли лесной тропой.)
- Кто и как появился на их пути?
(На их пути неожиданно появился хромой зайчишка.)
- Как вы понимаете выражения «счастливый случай», «несчастный случай», «случайная встреча»?
(«Счастливый случай» – когда что-то хорошее произошло неожиданно, «несчастный случай»-когда произошло что-то плохое, чего ты не ждал, «случайная встреча»-если ты не ожидал, что с кем-то встретишься.)
- Зачем поймали зайчишку и принесли домой?
(Зайчишку поймали и принесли домой потому, что ему нужна была помощь.)
- Почему зверёк сильно хромал?
(Зверёк сильно хромал потому, что у него была сломана лапка.)
- Какую помощь люди оказали зайчику? Что надо делать при переломе?
(На перелом зайчику наложили две шины и забинтовали лапку.)
- Какую кличку придумали ему?
(Ему придумали кличку – Яшка.)
- Как и чем дети накормили малыша?
(Дети накормили малыша молоком с бутылочки.)
- Почему автор называет зайчонка беднягой?
(Автору стало жалко зайчонка. Зверёк пострадал, ему было больно и страшно, он был ещё маленький.)
- Почему ребята выпустили зверька, когда лапка срослась?
(Когда у зверька срослась лапка, ребята его выпустили, потому что это дикое животное и должно жить в природе.)
- Почему зайка стал любимцем? Кто такой любимец? Можно ли это слово применить к человеку?
(Пока ребята ухаживали за зверьком очень привязались к нему, поэтому он стал их любимцем. Любимец-это тот, кого любят. К человеку тоже можно применить это слово, когда человека выделяют среди других и уделяют ему больше внимания, чем другим.)
- Когда мы отправляемся в путь, что желаем друг другу? Что пожелали ребята зайцу? Почему?
(Когда мы отправляемся в путь, то желаем счастливого пути. Когда ребята выпускала зайчишку на волю, то пожелали счастливого пути, чтобы больше с ним ничего плохого не случилось.)
Задание №2.
- Что общего в этих текстах? Чем отличаются описания?
(В этих текстах говорится о кувшинке. Отличаются они содержанием.)
- Что вы узнали о кувшинке из художественного текста? А что узнали о кувшинке из научного описания?
(Из художественного текста узнали, что делает кувшинка днём, а что делает ночью, когда и как появляется. Из научного описания мы узнали, в каких странах растёт кувшинка, где, в какие месяцы цветёт, какая величина листьев, цветов, какой у цветка аромат.)
- В каком из двух текстов чувствуется присутствие автора? Докажи.
(В первом тексте чувствуется присутствие автора, читая, мы понимаем его видение и отношение к появлению кувшинки.)
- Какими словами автор рисует картину появления кувшинки в художественном тексте? Передаёт ли он нам своё отношение к этому явлению?
(Автор рисует нам картину появления кувшинки такими словами – нежится в воде, ею любуются, ныряет под воду, стиснет белые лепестки в кулачок, спит всю ночь, вынырнет из воды, развернёт лепестки навстречу солнцу, станет радовать всех. Этими словами автор передаёт нам своё отношение к этому явлению, которое приносит ему радость.)
- Какие приметы научного языка в деловом тексте?
(В деловом тексте нет присутствия автора, присутствуют цифровые данные, точные научные факты.)
- Какие строки ты считаешь самыми важными в художественном описании?
(В художественном описании самыми важными являются строки – снова развернёт кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.)
- Назови олицетворения в художественном описании. Есть ли олицетворения в научном тексте?
(В художественном описании есть олицетворения – «кувшинка нежится», «стиснет лепестки в кулачок», «нырнёт с головой», «спит всю ночь». В научном тексте нет олицетворений.)
- Какие картины вы представляете себе при чтении первого описания (художественного)?
(Читая художественное описание, мы представляем себе красоту появления кувшинки и вместе с автором любуемся красотой этого растения.)
- Какие картины вы представляете себе при чтении второго описания (научного)?
(Читая научное описание, мы представляем, как выглядит растение, где растёт.)
- По какому из двух текстов легче представить и нарисовать словесную картину о кувшинке?
(Легче нарисовать словесную картину по первому (художественному) описанию)
Задание № 3.
Фрагмент урока русского языка.
Тема урока: «Текст – рассуждение».
Цель урока: совершенствовать умение строить предложение-рассуждение, выделить существенные признаки текста-рассуждения.
Задачи урока:
предметно-информационные
закрепляем знания о простейшем рассуждении-предложении, знакомимся с понятием «текст-рассуждение», с его существенными признаками,
деятельностно-коммуникативные
закрепляем умения строить простейшее рассуждение, развиваем умение подбирать заголовок к тексту-рассуждение; совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;
ценностно-ориентационные
развиваем внимание к слову, учимся бережному отношению к слову, точному выражению мысли и культуре общения со сверстниками и взрослыми.
Работа над предложением - рассуждением.
-К нам сегодня на урок пришёл самый беспокойный, самый любознательный мальчик, который был на прошлых уроках. Вспомните, пожалуйста, какое слово?
(Почему?)
- С кем дружит наш Почемучка?
(Наш Почемучка дружит с девочкой Потому)
(Потому)
- Какую работу выполняет каждое из этих слов?
(Слово Почему? задает интересные вопросы, а слово Потому помогает нам отвечать на эти вопросы)
-Итак, первый вопрос со словом Почему?
- Почему хорошо на свете?
- Ответ на этот вопрос проговорите соседу по парте, а затем скажите всему классу.
- Вспомните, пожалуйста, как мы называли ответ на вопрос слова Почему?
( Предложение-рассуждение)
-У вас на партах есть карточки с частями, из которых состоит предложение-рассуждение.
(потому что, объяснение, то, что объясняется)
-Постройте, пожалуйста, схему предложения-рассуждения, работая вместе с соседом по парте, а один человек по желанию будет работать у доски.
( На доске появляется схема: то, что объясняется.... потому что…. объяснение)
- Оцените, пожалуйста, ответ у доски с помощью сигнальных карточек.
( Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно).
(На доске иллюстрация скворца и табличка «скворушка»)
- Вот вам второй вопрос со словом Почему?
- Почему птицу назвали не скворец, а скворушка?
(Эту птицу назвали скворушка, потому что он ещё молодой.)
-Третий вопрос со словом Почему?: - А можно ли нас с вами назвать Незнайками?
( Нас можно назвать Незнайками, потому что у нас еще мало знаний, и мы мало умеем что делать.
Нас нельзя назвать Незнайками, потому что мы, хоть и мало знаем, но хотим знать и уметь много.)
-Спасибо ребята. Вы молодцы. Внимательно слушали ответы друг друга и оценивали.
- Задайте теперь сами вопрос со словом Почему? своему соседу. Выслушав ответ, оцените его
- Кто чувствует в себе уверенность: «Я умею отвечать на вопрос, начинающийся со слова Почему?» (покажите сигнальную карточку)
Вывод. Мы научились составлять предложение-рассуждение для того, чтобы точно выражать свои мысли и уметь их обосновывать.
Работа с текстом-рассуждение
- Сейчас я вам предлагаю новое задание. Прочитайте, пожалуйста, предложения, напечатанные у вас на листочках и скажите, что это такое?
Почему хорошо на свете?
Молодой Скворушка научился летать. Летал-летал по саду, сел на макушку берёзки, огляделся. Хорошо кругом! И защёлкал, засвистал:
- Почему так хорошо на белом свете?
Выглянуло Солнышко из-за тучки, улыбнулось по-доброму и сказало:
- Хорошо потому, что все мы делаем что-нибудь хорошее.
(П. Дудочкин)
( Это текст)
-Почему вы так думаете?
( Это текст, так как все предложения связаны по смыслу.)
-О ком этот текст? (О скворушке)
-Сколько частей в этом тексте? (В этом тексте две части)
-Прочитайте первую часть текста. Каков смысл этой части?
( В этой части текста автор задаёт вопрос: почему? - от имени молодого неопытного скворушки.)
- Какие новые необычные слова вы заметили в этой части текста? (летал-летал).
- Запомним эти слова. Они характерны для текста – рассуждения, часто в них встречаются.
- Прочитайте вторую часть текста. Каков смысл этой части?
( В этой части текста автор подводит итог всему, что он сказал.)
- В этой части текста звучит вывод, что тоже характерно для текста – рассуждения.
- Мы сейчас с вами тоже сделаем вывод, какой текст называют текстом-рассуждением?
Вывод. Текст, в котором человек объясняет, доказывает свое мнение - называется текст-рассуждение.
Подведение итогов урока.
- Как вы думаете в жизни пригодятся вам знания, полученные на уроке?
( Да, конечно. Например при защите наших исследовательских проектов мы должны уметь четко доказывать свое мнение.)
- Что нового узнал каждый из вас? Проговорите сначала соседу по парте.
- Оцените собственную работу на уроке с помощью наших сигнальных карточек (красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно).
- Сравним ваши оценки с моими результатами наблюдений за нашей совместной деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."
Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...
Дидактический материал по развитию речи.
Дидактический материал представляет собой серию карточек с заданиями по темам:"Фразеология", "Виды речевых ошибок", "Пословицы", "Работа с текстом", "Синонимы. Антонимы", "Типы текста"....
Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха
К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...
Дидактический материал по развитию речи.
Дидактический материал по развитию речи для обучающихся 4 класса. Программа "Школа России"...
Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка
Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30699.jpg)
Материала для развития речи по теме «Защитники Отечества»
Предлагаю подборку материала для развития речи по теме «Защитники Отечества»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-164986-1360599906.jpg)
Дидактический материал по развитию речи для 2 класса.
Данный материал представляет раздаточный материал по развитию речи в виде деформированных текстов.Задания следующего характера:1. Раздели текст на предложения.2. Из слов каждой строчки составь и запиш...