Материал по развитию речи.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Довбня Светлана Владимировна

 Данный материал может быть использован на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_russkogo_yazyka.docx91.71 КБ

Предварительный просмотр:

Задания контрольной работы № 2

    Задание № 1. Используя предложенный текст-повествование, разработайте вопросы для учащихся с целью профилактики трудностей, связанных с использованием лексических средств связи в тексте (наблюдение над синонимическим рядом, используемым автором в тексте, местоимениями).  

    «Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом.  Вдруг из травы  выскочил зайчонок. Он сильно хромал.  Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку. В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути»          (Т.Г. Рамзаева «Русский язык».  3 класс)

    Задание № 2. Используя данные тексты-описания, составьте  вопросы для учащихся на тему «Сравнение  художественного и научного (делового) описаний».

    «Днём кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею. А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнёт с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернёт кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех. (по Н.Сладкову)

    «Кувшинка – многолетнее водное растение. Род насчитывает около 35 видов водных растений,  

произрастающих в умеренных и тропических областях земного шара – от экватора до Скандинавии и Канады. Обычно встречается в среднерусских естественных водоёмах. Цветение кувшинок начинается в мае-июне и продолжается иногда до первых заморозков, пик цветения приходится на июль-август. В это время водоёмы бывают покрыты плавающими на поверхности красивыми широкими листьями величиной 20–25 см, округлыми в очертании и с глубоким вырезом у основания, и снежно-белыми цветками с тонким ароматом, достигающими 10, а иногда даже 15 см в диаметре».

    Задание № 3. Разработайте фрагмент урока русского языка, на котором будет идти работа с предложенным текстом-рассуждением.

                                          Почему хорошо на свете?

   Молодой  Скворушка  научился  летать.  Летал-летал  по  саду,  сел  на  макушку  берёзки,  огляделся.  Хорошо кругом! И защёлкал, засвистал:

    - Почему так хорошо на белом свете?

   Выглянуло Солнышко из-за тучки, улыбнулось по-доброму и сказало:

    - Хорошо потому, что все мы делаем   что-нибудь хорошее.

                                                                                         (П.Дудочкин)  

Задание №1.

  1. Какие летние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. Какой месяц начинает лето? Каким месяцем заканчивается лето?

(Лето состоит из трёх месяцев – июнь, июль, август.  Лето начинает июнь. Заканчивается лето – августом.)  

  1. Откуда шли ребята? По какой тропе они двигались?

(Ребята возвращались с рыбалки. Они шли лесной тропой.)

  1. Кто и как появился на их пути?

(На их пути неожиданно появился хромой зайчишка.)

  1. Как вы понимаете выражения «счастливый случай», «несчастный случай», «случайная встреча»?

(«Счастливый случай» – когда что-то хорошее произошло неожиданно, «несчастный случай»-когда произошло что-то плохое, чего ты не ждал, «случайная встреча»-если ты не ожидал, что с кем-то встретишься.)

  1. Зачем поймали зайчишку и принесли домой?

(Зайчишку поймали и принесли домой потому, что ему нужна была помощь.)

  1. Почему зверёк сильно хромал?

(Зверёк сильно хромал потому, что у него была сломана лапка.)

  1. Какую помощь люди оказали зайчику? Что надо делать при переломе?

(На перелом зайчику наложили две шины и забинтовали лапку.)

  1. Какую кличку придумали ему?

(Ему придумали кличку – Яшка.)

  1. Как и чем дети накормили малыша?

(Дети накормили малыша молоком с бутылочки.)

  1. Почему автор называет зайчонка беднягой?

(Автору стало жалко зайчонка. Зверёк пострадал, ему было больно и страшно, он был ещё маленький.)

  1. Почему ребята выпустили зверька, когда лапка срослась?

(Когда у зверька срослась лапка, ребята его выпустили, потому что это дикое животное и должно жить в природе.)

  1. Почему зайка стал любимцем? Кто такой любимец? Можно ли это слово применить к человеку?

(Пока ребята ухаживали за зверьком очень привязались к нему, поэтому он стал их любимцем. Любимец-это тот,  кого любят. К человеку тоже можно применить это слово, когда человека выделяют среди других и уделяют ему больше внимания, чем другим.)

  1. Когда мы отправляемся в путь, что желаем друг другу? Что пожелали ребята зайцу? Почему?

(Когда мы отправляемся в путь, то желаем счастливого пути.  Когда ребята выпускала зайчишку на волю, то пожелали счастливого пути, чтобы больше с ним ничего плохого не случилось.)

                                                         

     Задание №2.

  1. Что общего в этих текстах? Чем отличаются описания?

(В этих текстах говорится о кувшинке. Отличаются они содержанием.)

  1. Что вы узнали о кувшинке из художественного текста? А что узнали о кувшинке из научного описания?

(Из художественного текста узнали, что делает кувшинка днём, а что делает ночью, когда и как появляется. Из научного описания мы узнали, в каких странах растёт кувшинка, где, в какие месяцы цветёт, какая величина листьев, цветов, какой у цветка аромат.)

  1. В каком из двух текстов чувствуется присутствие автора? Докажи.

(В первом тексте чувствуется присутствие автора, читая, мы понимаем его видение и отношение к появлению кувшинки.)

  1. Какими словами автор рисует картину появления кувшинки в художественном тексте? Передаёт ли он нам своё отношение к этому явлению?

(Автор рисует нам картину появления кувшинки такими словами – нежится в воде, ею любуются, ныряет под воду, стиснет белые лепестки в кулачок, спит всю ночь, вынырнет из воды, развернёт лепестки навстречу солнцу, станет радовать всех. Этими словами автор передаёт нам своё отношение к этому явлению,  которое приносит ему радость.)

  1. Какие приметы научного языка в деловом тексте?

(В деловом тексте нет присутствия автора, присутствуют цифровые данные, точные научные факты.)

  1. Какие строки ты считаешь самыми важными в художественном описании?

(В художественном описании самыми важными являются строки – снова развернёт кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.)

  1. Назови олицетворения в художественном описании. Есть ли олицетворения в научном тексте?

(В художественном описании есть олицетворения – «кувшинка нежится», «стиснет лепестки в кулачок», «нырнёт с головой», «спит всю ночь». В научном тексте нет олицетворений.)

  1. Какие картины вы представляете себе при чтении первого описания (художественного)?

(Читая художественное описание, мы представляем себе красоту появления кувшинки и вместе с автором любуемся красотой этого растения.)

  1. Какие картины вы представляете себе при чтении второго описания (научного)?

(Читая научное описание, мы представляем, как выглядит растение, где растёт.)

  1. По какому из двух текстов легче представить и нарисовать словесную картину о кувшинке?

(Легче нарисовать словесную картину по первому (художественному) описанию)

Задание № 3.

Фрагмент урока русского языка.

Тема урока: «Текст – рассуждение».

Цель урока: совершенствовать умение строить предложение-рассуждение, выделить существенные признаки текста-рассуждения.

Задачи урока:        

предметно-информационные

 закрепляем знания о простейшем рассуждении-предложении, знакомимся с понятием «текст-рассуждение», с его существенными признаками,

деятельностно-коммуникативные

 закрепляем умения строить простейшее рассуждение, развиваем умение подбирать заголовок к тексту-рассуждение; совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;

 ценностно-ориентационные

развиваем внимание к слову, учимся бережному отношению к слову, точному выражению мысли и культуре общения со сверстниками и взрослыми.

 Работа над предложением - рассуждением.

 -К нам сегодня на урок пришёл самый беспокойный, самый любознательный мальчик, который был на прошлых уроках. Вспомните, пожалуйста, какое слово?

(Почему?)

  - С кем дружит наш Почемучка?  

(Наш Почемучка дружит с девочкой Потому)

 (Потому)

 - Какую работу выполняет каждое из этих слов?

 (Слово Почему? задает интересные вопросы, а слово Потому помогает нам  отвечать на эти вопросы)

 -Итак, первый вопрос со словом Почему?

- Почему хорошо на свете?                                                                                                                                    

  - Ответ на этот вопрос проговорите соседу по парте, а затем скажите всему классу.

  - Вспомните, пожалуйста, как мы называли ответ на вопрос слова Почему?

   ( Предложение-рассуждение)

  -У вас на партах есть карточки с  частями, из которых состоит предложение-рассуждение.

   (потому что, объяснение, то,  что объясняется)

   -Постройте, пожалуйста, схему предложения-рассуждения, работая вместе с соседом по парте, а один человек по желанию будет работать у доски.

   ( На доске появляется схема: то, что объясняется.... потому что….  объяснение)

  - Оцените, пожалуйста, ответ у доски с помощью сигнальных карточек.

  ( Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно).

   (На доске иллюстрация скворца и табличка «скворушка»)

- Вот вам второй вопрос со словом Почему?

- Почему птицу назвали не скворец, а скворушка?

   (Эту птицу назвали скворушка, потому что он ещё молодой.)

 -Третий вопрос со словом Почему?:                                                                                                                        - А можно ли нас с вами назвать Незнайками?

 ( Нас можно назвать Незнайками, потому что у нас еще мало знаний, и мы мало умеем что делать.

   Нас нельзя назвать Незнайками, потому что мы, хоть и мало знаем, но хотим знать и уметь много.)

   -Спасибо ребята. Вы молодцы. Внимательно слушали ответы друг друга и  оценивали.

   - Задайте теперь сами вопрос со словом Почему? своему соседу. Выслушав ответ, оцените его

   - Кто чувствует в себе уверенность: «Я умею отвечать на вопрос, начинающийся со слова Почему?»  (покажите сигнальную карточку)

 Вывод.  Мы научились составлять предложение-рассуждение для того, чтобы точно выражать свои мысли и уметь их обосновывать.

  Работа с текстом-рассуждение

  - Сейчас я вам предлагаю новое задание. Прочитайте, пожалуйста, предложения,  напечатанные у вас на листочках и скажите, что это такое?

                                                       

                                                         Почему хорошо на свете?

     Молодой Скворушка научился летать. Летал-летал по саду, сел на макушку берёзки, огляделся. Хорошо кругом! И защёлкал, засвистал:

- Почему так хорошо на белом свете?

      Выглянуло Солнышко из-за тучки, улыбнулось по-доброму и сказало:

- Хорошо потому, что все мы делаем что-нибудь хорошее.

                                                                                                                 (П. Дудочкин)

 ( Это текст)

 -Почему вы так думаете?

 ( Это текст, так как все предложения связаны по смыслу.)

 -О ком этот текст?             (О скворушке)

 -Сколько частей в этом тексте?          (В этом тексте две части)

 -Прочитайте первую часть текста. Каков смысл этой части?

 ( В этой части текста автор задаёт вопрос: почему? - от имени молодого неопытного скворушки.)

 - Какие новые необычные слова вы заметили в этой части текста? (летал-летал).

  - Запомним эти слова. Они характерны для текста – рассуждения, часто в них встречаются.

  - Прочитайте вторую часть текста. Каков смысл этой части?

 ( В этой части текста автор подводит итог всему, что он сказал.)

  - В этой части текста звучит вывод, что тоже характерно для текста –  рассуждения.

  - Мы сейчас с вами тоже сделаем вывод, какой текст называют текстом-рассуждением?                

 Вывод. Текст, в котором человек объясняет, доказывает свое мнение - называется текст-рассуждение.                    

 

 Подведение итогов урока.

 - Как вы думаете в жизни пригодятся вам знания, полученные на уроке?

 ( Да, конечно. Например при защите наших исследовательских проектов мы должны уметь четко доказывать свое мнение.)   

 - Что нового узнал каждый из вас? Проговорите сначала соседу по парте.

 -  Оцените собственную работу на уроке с помощью наших сигнальных карточек (красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно).

 -  Сравним ваши оценки с моими результатами наблюдений за нашей совместной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Дидактический материал по развитию речи.

Дидактический материал представляет собой серию карточек с заданиями по темам:"Фразеология", "Виды речевых ошибок", "Пословицы", "Работа с текстом", "Синонимы. Антонимы", "Типы текста"....

Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха

  К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...

Дидактический материал по развитию речи.

Дидактический материал по развитию речи для обучающихся 4 класса. Программа "Школа России"...

Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка    Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....

Материала для развития речи по теме «Защитники Отечества»

Предлагаю подборку материала для развития речи по теме «Защитники Отечества»....

Дидактический материал по развитию речи для 2 класса.

Данный материал представляет раздаточный материал по развитию речи в виде деформированных текстов.Задания следующего характера:1. Раздели текст на предложения.2. Из слов каждой строчки составь и запиш...