Урок русского языка в 1 классе.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

КУЛИКОВА АННА ЛЕОНИДОВНА

Тема:  Повторение гласных и согласных звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_dlya_1_klassa.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в первом классе

учителя начальной школы МАОУ гимназии №144

 Куликовой Анны Леонидовны

   

Тема:  Повторение гласных и согласных звуков и букв.

Цель: Повторить изученные  гласные и согласные звуки и буквы.

Задачи:

  1. совершенствовать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки и правильно обозначать их в схеме слова;  
  2. уточнить представление ребят о слоге, слове, предложении;
  3. развивать фонематический слух;
  4. формировать знания основных правил поведения в обществе;
  5. развивать  устную речь, внимание, познавательный интерес учащихся;
  6. воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

Организационный момент.

Объявление темы урока.

Повторение изученных букв и звуков.

1) Упражнение для различия гласных и согласных.

2) Упражнение на слушание звуков.

3) Упражнение в произношении звуков [с] [з] .

4)Упражнение в составлении и чтении слов

4) Проведение звукового анализа

5) Слушание текста

Подведение итогов

Здравствуйте дети!

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели

Сегодня у нас очень интересный урок. К нам на урок пришел гость. Узнаете его?  Незнайка  пришел к нам не с пустыми руками. У него для нас есть очень интересные задания.  А для начала отгадайте его загадку. Слушайте внимательно!

Черные птички

На каждой страничке

Молчат и ожидают,

Кто их разгадает?

Какие это могут быть птички?  Они есть на каждой страничке книги, журнала, вы можете сами их изобразить.  А почему они молчат, как вы думаете? Правильно, ведь сами они разговаривать не умеют. Какие загадки загадывают  нам буквы? Каждая буква обозначает звук. За каждой буквой скрывается звук.

Посмотрите, что нам принес Незнайка. Он принес нам две корзинки. Как вы думаете, что там может быть? Давайте посмотрим! Посмотрите, какие необычные, волшебные буквы-грибы. Ну вот я все грибы рассыпала. Давайте поможем Незнайке их собрать! А как вы думаете, почему у незнайки две корзинки? Почему они разных цветов? Как вы думаете, какие грибы мы положим в красную корзинку? В синюю?  Давайте начнем собирать грибы. Чтобы положить гриб обратно  в корзинку нам нужно правильно назвать его букву. Кто хочет попробовать? Бери грибочек , называй его букву и ложи в нужную корзинку! Вы внимательно смотрите, чтобы Ваня ничего не перепутал? Вы согласны? Покажите светофорчики! Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием! Ребята, а где Незнайка набрал столько грибов? А как же он их набрал? Грибы растут под снегом? В какое время года собирают грибы? Наверное, он их собрал и насушил для нас! Какой Незнайка хозяйственный!  Давайте вернем Незнайке его полные корзинки с грибами!

А посмотрите что еще с собой у Незнайки! Что это? Куда это собрался Незнайка? Зачем ему удочка? На рыбалку? Зимой?  Вы, наверное, шутите? Как он будет ловить рыбу? Раз грибы собирать мы с вами не можем тогда давайте отправимся вместе с Незнайкой  на зимнюю рыбалку! Только ловить мы с вами будем не просто обычных рыбок , а звуки в словах ! Какие буквы и звуки вы проходили на прошлом уроке? Сейчас мы с вами будем ловить твердый звук «З»  Просто так удочкой нам звук не поймать. Ловить мы его будем хлопком. Давайте попробуем!  Я говорю слова , как только вы слышите звук «Л» вы ловите его и хлопаете в ладоши. ( Зайка ,  сено, зелень , разговор , друзья, гроза) Зелень . Хорошо. А теперь произнесите слово так, чтобы я слышала, что вы поймали правильный звук.(каждое слово) Поймаем мягкий звук «С’» (Солнце, зонтик, серьги, лось, краски) Ах какие вы молодцы ! Не удалось мне вас запутать! Правильно поймали все звуки!  Как хорошо вы слышите звуки!! А теперь давайте потренируемся их произносить!

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

Все вместе прочитаем.

О ком это скороговорка? Что киска делает? Что значит «сыта киска»?  Что такое миска? Какой звук здесь повторяется?

ЗИЛ зеленый папу злил,

Заводился плохо ЗИЛ.

О ком эта скороговорка? Что такое Зил?  Как мог злить Зил папу? Какие звуки здесь повторяются? Давайте еще раз прочитаем. Прочитаем быстрее. Кто попробует повторить?

Молодцы! Очень хорошо!

Ребята вы так хорошо справились с заданиями, что Незнайка хочет с вами познакомиться поближе! А вы знаете правила хорошей речи? Как правильно нужно знакомиться?

Кто хочет первый познакомиться с Незнайкой? Сейчас Дима нам покажет, как нужно правильно знакомиться! Молодец, Дима! Кто еще хочет познакомиться? Молодцы! Очень хорошо вы умеете знакомиться. Поднимите руки те, чьи имена начинаются с гласного, согласного. А теперь все поднимите правую ручку и  помашите Незнайке рукой! Теперь все познакомились с Незнайкой!

Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы зимой не болеть? А что нам нужно кушать, чтобы получать витамины?  Посмотрите, Незнайка не только хозяйственный, но и заботливый ! Он принес для нас фрукты, но рассыпал по дороге буквы, слоги и все перепутал!  Давайте поможем ему собрать все фрукты!

 Я,Г,С,Б

КО, РУ, ВА, ША,ЛО,ДЫ

ЛИ,ВИ,НЯ,КИ

Почему буквы и слоги расположены в три ряда?

Яблоко, слива, груша, дыня. Кто увидел фрукт, никому не говорит, тихонечко поднимает руку и идет составлять у доски! Молодцы,  вы собрали все фрукты!  Незнайка вам подарит эти фрукты, чтобы вы не забывали их кушать! Тогда вы будете здоровыми и сильными!

А у Незнайки для вас еще один сюрприз! Он написал очень интересный рассказ, но чтобы я его прочитала нужно угадать название этого рассказа и составить схему этого слова. Чтобы догадаться нужно вспомнить  какая сегодня дата?

Давайте составим схему слова ЗИМА

Ск букв?

Назовите первый звук ? «З» Какой буквой обозначается?   Какой он? Почему? Как обозначить Т;М;З;Г; ?

 ( согл;мягк;зв)

След звук «И» (гл.)

«М» (согл;тв;зв) Почему?

«А» (гл; уд.)

Ск слогов? Почему? Какой слог ударный?

Молодцы!

Сейчас я прочитаю вам рассказ Незнайки о зиме!

Зима

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.

Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.

Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

О чем этот рассказ? А почему дети радуются зиме? Что вы любите делать зимой? А почему животным тяжело в зимнюю стужу?  Почему птицы летят поближе к жилью? Каких зимующих птиц вы знаете? Как мы можем помочь птицам? Из чего можно сделать кормушку? А что нужно положить в кормушку?

Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? Чему мы научились? Кто нам помог всему научиться? Давайте скажем «Спасибо» Незнайке все вместе и попрощаемся с ним! А я в свою очередь скажу спасибо вам !

Дети приветствуют учителя

Незнайка

Буквы

- Грибы, ягоды…

- Грибы с гласной буквой мы будем собирать в красную корзинку,  а в синюю с согласным.

Берет гриб, называет букву , кладет в корзинку.

- В лесу

-Удочка!

- На рыбалку!

- Он сделает отверстие , (лунку) и будет ловить рыбок.

- Буква С ; звуки [с] , [с’]. Буква З  ; звуки [з] [з’].

Они парные по Зв/Гл

- О киске

- Кушает

- Глубокая тарелка

- Сыта – наелась

- Повторяется звук

[c]

- Зил – грузовая машина

- Не заводится

- звуки [з] [з]

- Сначала нужно поздороваться, назвать свое имя, и спросить, как зовут незнакомца!

- Тепло одеваться , кушать витамины!

- Фрукты.

- В первом ряду буквы. Во втором слоги в кот. все согласные твердые, в третьем – мягкие.

Сегодня первый день зимы! Скоро Новый год!

( преграда воздуху при произношении , нельзя пропеть) (буква И обозначает мягкость) ( вибрация в горле)

- Можно заниматься зимними видами спорта : кататься на коньках и на лыжах, Играть в снежки , кататься с горок ; Зимой животным очень трудно добывать еду , Потому что около жилья человека легче найти корм!  Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь. Зимующие – воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел,сорока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...