Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс " Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Котельникова Елена Александровна

Дана полная пояснительная записка к предмету, тематическое планирование с УУД и планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_poyas._z._russkiy.docx44.46 КБ
Файл 4kl._russkiy.docx75.93 КБ

Предварительный просмотр:

                          Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена на основе нормативно – правовых документов (представлены выше) и  авторской программы учебно-методического комплекса «Школа России» авторы: Канакина В.П. Горецкий В.Г. Дементьева МН. Стефаненко Н.А. , утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

Цели программы —ознакомить учащихся с основными положениями  науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Задачи: - изучать язык как культурно-исторический процесс; развивать все виды речевой             деятельности школьников; развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа; формировать универсальные учебные, развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения; формировать языковое мышление детей; изучать с детьми русское коммуникативное поведение и обучать их ему; формировать сознательное отношение к языку как к ценности.

Общая характеристика курса.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных  универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программой отводится на изучение русского языка по 5 уроков в неделю, что составляет 175 часов в учебный год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

         1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

        5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета:

Предложение(9ч). Представление о предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

Союзы в сложном предложении.

Знаки препинания в сложных предложениях.

Слово в языке и речи (19ч). Углубление представлений об однозначных и многозначных словах. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Правописание частей слова.

 Имя существительное (41 ч). Определение падежа имён существительных. Три склонения имён существительных. Правописание окончаний имён существительных.

Имя прилагательное(31 ч) .Род имён прилагательных.  Единственное и множественное число имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных.

 

Местоимение(9 ч). Изменение по падежам личных местоимений .

Глагол (32 ч)Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

 Повторение (23 ч) Контрольные и проверочные работы. Проекты.

Материально-техническое обеспечение курса предмета:

Мультимедиапроектор.

Переносной экран.

Презентации уроков.

Приложение к учебнику на электронном носителе.

Дидактическое и методическое обеспечение курса предмета «Русский язык» 4 класс

  • Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова.  Москва «Просвещение» 2011 г.
  • Учебник «Русский язык»- 2ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Просвещение» 2014.
  • Рабочая тетрадь -2ч. . В.П. Канакина. «Просвещение» 2014.
  • Поурочные разработки по русскому языку Т.Н. Ситникова. Москва «ВАКО» 2014.
  • Словарные диктанты  С.Ю.Кремнева.  Москва «Экзамен» 2012.
  • Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. Г.С.Ковалёва. «Просвещение» 2013.
  • Контрольные работы по русскому языку. Т. В. Игнатьева. Москва «Экзамен» 2013г.
  • Мои достижения. Итоговые комплексные работы. О.Б.Логинова . «Просвещение» 2014.

Характеристика  контрольно- измерительного материала:

Контрольных диктантов-9 ; Обучающих изложений – 11; Обучающих сочинений –10; Словарных диктантов -5;  Проектов -4;

Форма

Кол-во

Тема

Цель проведения

Дата

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Контрольный диктант

Обучающее изложение

Сочинение

Словарный диктант

Проект

Контрольный диктант

Обучающее изложение

Обучающее сочинение

Словарный диктант

Проект

Контрольный диктант

Обучающее изложение

Обучающее сочинение

Словарный диктант

Проект

Контрольный диктант

Обучающее изложение

Обучающее сочинение

Словарный диктант

Проект

3

2

2

1

1

2

2

2

1

1

2

4

5

2

1

2

3

1

1

1

1.Контрольный диктант по теме «Повторение»( урок №10)

2.Контрольный диктант по теме «Предложение» (урок № 20)

3.Контрольный диктант  по теме «Части речи» (урок № 39)

1.Обучающее изложение. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста .(урок № 4)

2.Обучающее изложение. Развитие речи. Письменное изложение деформированного текста.(урок № 32)

1.Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».(урок № 15)

2. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» (урок № 38)

 Склонение имён существительных и имён прилагательных.(урок № 34)

Проект «Похвальное слово знакам препинания».(урок № 16)

1.Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» (урок № 69)

2.Контрольный диктант за первое полугодие.(урок № 76)

1.Обучающее изложение. «Поползень». Развитие речи. (урок № 53)

2.Обучающее изложение. «Друзья» (урок № 78)

1.Сочинение по репродукции  картины А. А. Пластова «Первый снег» (урок № 47)

2.Сочинение по репродукции  картины В. А. Тропинина «Кружевница» (урок № 68)

 Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. (урок № 75)

Проект «Говорите правильно»

(урок № 80)

1.Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» (урок № 110)

2.Контрольный диктант по теме «Местоимение.» (урок № 119)

1.Выборочное изложение описательного текста. ( урок № 93)

2.Изложение описательного текста. (урок № 100)

3. Изложение повествовательного текста с элементами описания. (урок № 117)

4. Изложение текста по цитатному плану. урок № 126)

1. Описание игрушки.( урок № 83)

2.Сочинение по репродукции  картины В. Серова «Мика Морозов».(урок№ 85)

3. Сочинение – отзыв по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». (урок № 103)

4. Сочинение – отзыв по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок № 109)

5.Сочинение по репродукции  картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». (урок № 130)

1.Склонение имён прилагательных женского рода. (урок № 95)

2. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. урок № 129)

1.Проект « «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина».(урок № 93)

1.Контрольный диктант по теме « Глагол» (урок № 146)

2.Итоговый контрольный диктант. (урок № 166)

1Изложение повествовательного текста по вопросам..( урок № 145)

2.Изложение повествовательного текста.( урок № 150)

3.Изложение повествовательного текста по цитатному плану.(урок № 168)

1.Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина « Рожь» (урок № 159)

1.Части речи.(урок № 164)

1.Проект «Глаголы в пословицах» (урок № 133)

Проверка умения оформлять предложения, писать слова на пройденные орфограммы.

Проверка умения написания слов с изученными орфограммами.

Научатся находить в тексте орфограммы и правильно писать с ними слова; определять части речи.

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. 

Научатся передавать содержание деформированного текста .

Научиться составлять рассказ по репродукции картины. 

Научиться составлять отзыв по репродукции картины. 

Проверка умения написания словарных слов.

Научатся подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное  и представлять свой проект.

Проверка умения написания слов с изученными орфограммами.

Проверка умения написания слов с изученными орфограммами.

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. 

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. 

Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста.

Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста.

Проверка умения написания словарных слов.

Научатся подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное  и представлять свой проект.

Проверить знания по теме «Имя прилагательное»

Проверка умения написания слов с изученными орфограммами.

Научатся выборочно передавать содержание текста.

Научатся передавать содержание описательного текста.

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану

Научатся передавать содержание по самостоятельно составленному плану.

Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста.

Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста.

Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста.

Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста.

Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста.

Проверка умения написания словарных слов.

Проверка умения написания словарных слов

Научатся подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное  и представлять свой проект.

Проверка умения написания слов с изученными орфограммами

Проверка умения написания слов с изученными орфограммами.

Научатся передавать содержание текста по вопросам.

Научатся передавать содержание текста по самостоятельно составленному плану.

Научатся передавать содержание текста; точно употреблять глаголы.

Научатся составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста.

Проверка умения написания словарных слов.

Научатся подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное  и представлять свой проект

Количество часов, отводимое на реализацию НРК  по данному предмету,  составляет  18  часов. НРК на уроках русского языка используется для реализации содержания образования с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей . Это  материал, имеющий краеведческое содержание: рабочая тетрадь «Русский язык» автор М.В.Стрекалова.

№ п/п

Дата

№ урока

Раздел

Тема урока

Региональное содержание изучаемого вопроса

Кол-во времени

Форма проведения

1

№12

Предложение.

Однородные члены предложения.

стр.98упр. 1(а)

5мин.

Фронтальная

2

№  13

Предложение.

Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания

стр.99 упр.2

5-7 мин

Групповая

3

№  17

Предложение.

Простые и сложные предложения

стр.105упр.1(а0

5-7мин

Индивидуальн.

4

№  25

Слово в языке и речи.

Состав слова. Значимые части слова.

стр.7 упр.1

7мин.

Фронтальная

5

№ 37

Слово в языке и речи.

Наречие

стр.93 упр.1 (а)

10 мин.

Групповая

6

№  45

Имя существительное

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных.

стр. 23 упр.1(б)

5мин.

Индивидуальн.

7

№  50

Имя существительное

3-е склонение имён существительных

стр. 24 упр.2(б)

7мин.

Фронтальная

8

№  70

Имя существительное

Работа над ошибками диктанта. Повторение.

стр.28. упр. 6

3мин

Индивидуальн.

9

№  86

Имя прилагательное

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе .

стр.41упр. 2

7-8мин.

Групповая

10

№  92

Имя прилагательное

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных

стр. 42упр.4

5-6мин.

Индивидуальн.

11

№  107

Имя прилагательное

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

стр.45 упр.1

7мин

Фронтальная

12

№  123

Глагол

Неопределённая форма глагола.

стр.56 упр.1(б)

10мин

Фронтальная

13

№  131

Глагол

1 и II спряжение глаголов в настоящем времени.

стр.69 упр.1

5-6мин

Фронтальная

14

№  134

Глагол

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

стр. 78 упр.9 (а)

10-12

Групповая

15

№  139

Глагол

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

стр. 88 упр.1

4-5мин.

Индивидуальн.

16

№  144

Глагол

Правописание безударного суффикса в глаголах   прошедшего  времени

стр.91 упр.2

7мин

Фронтальная

17

№  148

Глагол

Обобщение по теме «Глагол» .

стр.83 упр.2

5мин

Групповая

18

№  163

Повторение

Состав слова

стр.8 упр.3

7мин

Фронтальная

Формы организации учебного процесса: фронтальная  и индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.  



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по предмету «Русский язык» 175 часов (5 часов в неделю)

Дата

№ урока, тема урока, содержание курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

ЦОР нрк

                                                                                       Повторение (11 ч)

1-2 Наша речь и наш язык .

Формулы вежливости.

Диалогическая и монологическая речь.

«Волшебные слова» русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, сло- ва-извинсния и др.

Нормы речевого этикета.

Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

* Слова с непроверяемым написанием: человек, пожалуйста.

2

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога

Учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи; определять тему и главную мысль, тип текста; составлять план текста; подробно пересказывать текст в письменной форме; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование); различать предложения и словосочетания; составлять предложения из группы слов; обозначать границы предложения в устной и письменной речи; давать характеристику предложений; находить главные и второстепенные члены в предложениях, определять их роль; составлять предложения по схемам; находить в словосочетании главное и зависимое слова, ставить вопрос от главного слова к зависимому; оформлять предложения с обращениями, выразительно читать их; оформлять в письменной речи диалог.

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения

Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, ис кажения и замены букв познавательные (п.) - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

3Текст и его план.

Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам.

Комплексная работа над структурой текста: оза- главливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине.

Развитие чувства ответственности за порученное дело.

1

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

4Обучающее изложение.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

1

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы

5Анализ изложения. Типы текстов.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.

Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.

1

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

6-7Предложение. Виды предложения по цели высказывания и интонации.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Знаки препинания в конце предложений.

*Слова с непроверяемым написанием: хозяин, хозяйство.

2

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

 р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

8Обращение. Диалог.

Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

1

Находить обращение в предложении.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме.

 (п.) - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ. сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

9Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения .

Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые.

Моделирование предложений.

Разбор предложения по членам предложения.

1

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Разбирать предложение по членам.

10 Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

Оценивать результаты выполненного задания .

11Работа над ошибками. Словосочетание .

Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

*Слова с непроверяемым написанием: горизонт.

1

Сравнивать предложение, словосочетание и слово

объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложение по членам предложения.

Предложение ( 9 ч)

12Однородные члены предложения.

Представление о предложениях с однородными членами.

1

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.        ,

Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

 

коммуникативные (к.) - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные (р.) — постановка учебной задачи;

Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» по  плану.

Научатся работать с разными источниками информации

Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Писать правильно слово «прекрасный»

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного

нрк

13-14Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).

2

нрк

15 Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

1

Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

16 Проект «Похвальное слово знакам препинания»

1

Работать с разными источниками информации.

Составлять выступление и участвовать в его презентации.

17-19 Простые и сложные предложения.

Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

Союзы в сложном предложении.

Знаки препинания в сложных предложениях. *Слова с непроверяемым написанием: прекрасный

3

Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основы.

Составлять сложные предложения.

нрк

20Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

Оценивать результаты выполненного задания .

Слово в языке и речи (19ч)

21 Лексическое значение слова .

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

1

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь»

22 Многозначные слова.

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов,

1

Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов.

Писать правильно слово «шофёр»

23-24 Синонимы, антонимы, омонимы.

Фразеологизмы

Углубление представлений о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте.

2

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Писать правильно слово «ещё»

25-27 Состав слова. Значимые части слова.

Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок.

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

3

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу.

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Называть значимые части слова.

Находить в словах корень.

Писать правильно слово «корабль»

нрк

28-29 Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных.

Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах.

2

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова».

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку.

Писать правильно слово «железо»

 п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

30 Правописание приставок и суффиксов.

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик и -ек.

1

31 Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

1

32 Обучающее изложение.

Развитие речи.  Письменное изложение деформированного текста. Составление объявления.

1

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

Сочинять объявление.

33 Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

1

Различать изученные части речи. Классифицировать слова но частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи.

34 Склонение имён существительных и имён прилагательных.

Словарный диктант

1

35 Имя числительное. Глагол.

1

36-37 Наречие (общее представление)

Значение и употребление в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: впереди, медленно, вчера, теперь, завтра.

2

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных.

нрк

38 Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

1

Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника

39 Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

Оценивать результаты выполненного задания

Оценивать результаты выполненного задания

Имя существительное (41 ч)

40-43 Изменение по падежам. Упражнение в распознавании падежей имён существительных.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (палыпо, кофе).

*Слова с непроверяемым написанием: телефон, аллея.

4

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи.

Изменять имена существительные по падежам

Различать  падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

44 Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

1

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Писать правильно слова: «телепередача», «телефон»

2 четверть

45-46 Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных.

Падежные окончания 1 -го склонения.

*Слова с непроверяемым написанием беседовать.

2

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»

сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения.

Учащиеся научатся определять падеж имён существительных разными способами; склонять имена существительные в единственном числе; сравнивать типы склонений; распознавать имена существительные 1, 2, 3-го склонения; сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных; проверять безударные окончания ударными; обосновывать написание изученных гласных после шипящих в окончаниях имён существительных в творительном падеже; определять число имён существительных; склонять имена существительные во множественном числе; образовывать форму множественного числа существительных в трудных случаях; выполнять разбор существительных как части речи.

 п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

 к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала»

 л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

нрк

47 Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег»

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

1

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя)

48-49 2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных

2-го склонения.

2

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

  1. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2 –го склонения сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных

  1. го        склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

50-51 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных

3-го склонения.

2

нрк

52 Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

1

53 Обучающее изложение « Поползень»

1

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

54 Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом- задачей)

55 Именительный и винительный падежи

1

56 Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

1

57 Именительный , винительный и родительный  падежи одушевленных имён существительных

1

58 Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

1

59-60 Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

2

61-62 Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

2

63-64 Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

2

65-67 Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

3

68 Сочинение по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница»

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).

1

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница»

69 Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

1

Оценивать результаты выполненного задания

70 Работа над ошибками диктанта. Повторение.

1

Оценивать результаты выполненного задания

нрк

71 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.).

72 Именительный падеж имён существительных множественного числа.

1

73 Родительный падеж имён существительных множественного числа.

1

74 Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

1

75 Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

Словарный диктант.

1

76 Контрольный диктант за первое полугодие.

1

Оценивать результаты выполненного задания

77 Работа над ошибками диктанта. Проверочная работа.

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. Сочинять текст на основе творческого воображения.

78 Обучающее изложение «Друзья»

1

79 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных.

1

Оценивать результаты выполненного задания

80 Проект « Говорите правильно»

1

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже

3 четверть

Имя прилагательное (31 ч)

81 Имя прилагательное как часть речи.

Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных

1

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Определять род и число имён прилагательных.

Учащиеся научатся точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; определять род, число, падеж и правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями.

п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков;

 к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действии партнера;

р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

п. —структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала;

 л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

82 Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе).

1

83 Описание игрушки.

Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

1

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

84 Склонение имён прилагательных.

Начальная форма имён прилагательных.

1

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

85 Сочинение - рассуждение по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

1

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.

86 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе .

1

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

нрк

87 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин).

88 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

89 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки

90 Именительный, винительный, родительный падежи.

1

91 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном  падежах.

1

 

92 Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

нрк

 

93 Выборочное изложение описательного текста.

Проект«Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина».

Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.

94 Анализ изложения. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

 

95 Склонение имён прилагательных женского рода.

Словарный диктант.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женскою рода по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

 

96 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

97  Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1

98 Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женскою рода по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

 

99 Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

1

 

100 Изложение описательного текста.

1

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца

101 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

102 Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Иметь представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

 

103 Сочинение –отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости».

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста; составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

1

Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

 

104 Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

 

105 Родительный  и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

 

106 Дательный и творительный  падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями.

107-108 Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний.

Нормы правильного согласования имен прилагательных и имён существительных в речи. Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов.

2

нрк

 

109 Сочинение – отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

 

110 Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»

1

Работать  с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 

111 Работа над ошибками диктанта. Повторение.

1

Местоимение (9 ч)

 

112 Местоимение как часть речи.

Повторение и углубление знаний о личных местоимениях.

1

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений.

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

Учащиеся научатся распознавать личные местоимения; определять их грамматические особенности; употреблять местоимения в речи, в частности заменять имена существительные личными местоимениями; раздельно писать местоимения с предлогами.

п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

113 Личные местоимения.

Роль личных местоимений в речи.

1

 

114 Изменение по падежам личных местоимений 1-го и 2-го лица.

1

 

115 Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица.

1

 

116 Изменение по падежам личных местоимений.

1

 

117 Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Развитие речи. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога; подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки

1

 

118 Анализ изложения. Обобщение по теме

 « Местоимение»

1

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

 

119 Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

 

120 Работа над ошибками диктанта. Повторение.

1

Глагол (32)

 

121 Роль глаголов в языке.

Повторение и углубление представлений

о        глаголе как части речи.

Значение глаголов в языке и речи.

1

Различать глаголы среди других слов и в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола.

 

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно со ставленному плану.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств.

Учащиеся научатся точно употреблять глаголы в прямом и переносном значении; определять лицо глаголов и правильно писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

 

122 Изменение глаголов по временам.

Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

1

 

123-124 Неопределённая форма глагола.

2

нрк

 

125 Изменение глаголов по временам.

1

 

126 Изложение текста по цитатному плану.

Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

 

127 Анализ изложения. Спряжение глаголов.

1

 

128 Спряжение глаголов.

1

 

129  2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Словарный диктант.

1

 

130 Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

4 четверть

131 1 и II спряжение глаголов в настоящем времени.

Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания глаголов 1 и II спряжения.

1

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения.

Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;

к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

нрк

132 1и II спряжение глаголов в будущем времени.

Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и II спряжения.

1

133 Проект «Глаголы в пословицах»

1

134-137 Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

4

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3 - го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

нрк

138 Правописание возвратных глаголов.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

1

139-140 Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

2

нрк

141Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

1

142-143 Правописание глаголов в прошедшем времени.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

2

144 Правописание безударного суффикса в глаголах   прошедшего  времени .

1

нрк

145 Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

146 Контрольный диктант по теме « Глагол»

1

147 Работа над ошибками диктанта. Повторение.

1

148-149 Обобщение по теме «Глагол» .

Морфологический разбор глаголов.

2

нрк

150 Изложение повествовательного текста

1

151 Проверка знаний по теме  «Глагол»

1

152 Работа над ошибками изложения, тестовой работы.

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Повторение(23 часа)

153-154 Язык. Речь. Текст.

2

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Разбирать предложение по членам.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

: п. — структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежи! усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

155-157  Предложение и словосочетание

3

158Лексическое значение слова.

1

159Сочинение на тему « Мои впечатления от картины И.И.Шишкина « Рожь»

1

160-163  Состав слова

4

нрк

164-165 Части речи

Словарный диктант

2

166  Итоговый контрольный диктант

1

167 Работа над ошибками . Части речи

1

168-169. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Анализ изложения.

2

170-171 Звуки и буквы.

2

172-173 Комплексная проверочная работа. Мои достижения.

2

174-175 Игра « По галактике Частей Речи»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку в 3 классе "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к программе по предмету "Русский язык"  3 класс, с характеристикой КИМов, с описанием НРК. Поурочное  тематическое планирование на весь год....

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс(

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс (5 ч. в неделю, 170ч.)1.Пояснительная записка2.УУД, содержание курса3.Тематический план4. Календарно - тематическое планир...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"

Календарно-тематическое планирование.Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"...

Рабочая учебная программа по математике 4 класс "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к предмету, а также тематическое планирование с УУД и планируемыми результатами...

Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа курса «Русский язык» для   2   класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1  класса    УМК «Школа России»   2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 2 класс. 2016-2017 учебный год

Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса  + КТП...