Конспект урока по русскому языку. с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бугай Надежда Петровна

Конспект урока по русскому языку  по теме "Наречие" с презентацией  4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiya_yazyk.rar508.32 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык. 4 класс.

Разработала учитель начальных классов Бугай Н.П.

Тема урока «Наречие»

Цель урока:

  • Формирование общего представления о наречии как части речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Познавательные- освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
  • Регулятивные-постанова учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.
  • Коммуникативные- формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
  • Личностные- формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

План урока:

1. Организационный момент

   1) Создание мотивации к действию на уроке.

   2) Мобилизация внимания школьников.

2. Актуализация знаний. Выявление уровня базовых знаний и умений для изучения новой части речи .

3. Обозначение темы, постановка задачи урока.

4. Работа над темой урока. Исследовательская работа в  парах и группах.

5. Работа по дальнейшему обобщению и углублению знаний и умений.

6.  Подведение итогов урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

     Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

(Бенедикт Спиноза)

С хорошим настроением начинаем наш урок русского языка.

 - Наш язык и скромен, и богат В каждом слове скрыт чудесный клад. Какой? Слова в нашей речи разделены на части речи. Какие части речи можете определить?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Возьмите листы, найдите подчеркнутое слово, определите часть речи и подчеркните слова, относящиеся к этой же части речи.

(Интересный,(2 ряд) интерес, интересоваться, праздник,(1 ряд)праздновать, праздничный веселье, весёлый, веселит, весело, грусть, грустить,(3 ряд) грустный, грустно, трудно, плохо. Охарактеризуйте выбранную часть речи  по плану:

  1. Отвечает на ? ………
  2. Обозначает …………..
  3. Изменяемая или неизменяемая часть речи …………
  4. В предложении является …………..

-Послушайте. Кто возьмет в свою группу следующие слова.

Хорошо и плохо,

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло,

Сверху или снизу,

Близко иль вдали,

Все слова знакомы

 Нас определи..

-Может быть отнесем к числительным?

Ваш вывод.

Какое название имеет?

Откройте учебник на с.73 и прочитайте название неизвестной пока нам части речи.

Выполняют работу индивидуально.

Составление ответов по алгоритму.

Ответы детей.

Это неизвестная  нам часть речи.

Постановка цели и учебной задачи.

Определим задачи на наше занятие.

У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь.

Познакомиться с особенностями наречий. Попробуем охарактеризовать наречие как часть речи по основным показателям:

1.Отвечает на ?

2.Обозначает ..

3.Изменяемая или неизменяемая часть речи ….

4.В предложении является …………..

Изучение нового материала 

Первый этап нашего исследования-это определение вопросов, на которые отвечают наречия.

Упр.126. Выделенные слова – это наречия. Выполняем 3 и 4 задание

-Какой вывод можно сделать?

От какой части речи задавали вопрос к наречию?

Следовательно делаем вывод, что наречие помогает глаголу обозначить:

  • место действия; (где?, куда?, откуда?)
  • время действия; (когда?)
  • образ действия. (как?)

Каким членом предложения является?

Проговаривают вслух и самостоятельно записывают.

Вывод: наречие отвечает на вопросы: где? Как? Куда? Когда? Откуда?

Приводят пример.

-Второстепенным.

Обстоятельством.

Самостоятельная работа

_Собери пословицу.

Сказать легко- сделать трудно. Найдите наречие. Что помогает обозначить глаголу? (образ действия)

- Найдите антонимы.

Работа в парах

Физминутка.

Игра «Наоборот»

-Скажу я слово высоко, а ты ответишь…(низко)

-Скажу я слово далеко, а ты ответишь..(близко)

- Я скажу -темно, а ты ..(светло)

-сверху я произнесу, а ты мне скажешь..(снизу)

Физминутка для глаз

Самостоятельная работа

-На какой вопрос не ответили?

Как изменяется глагол? (по числам, лицам, временам и в прошедшем времени по родам)

- Возьмем наречие «легко» и проведем с ним эксперимент.

- Выполните задание для каждой группы.

1 группа (легко)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

Решил (как?)-------------------(ед.ч.)

Решили(как?)--------------------(мн.ч.)

Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________

2 группа (легко)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Решают (как?)(______________) (н.в.)

Решил (как?)(___________) (п.в.)

Решит(как?)------------------- (б.в.)

Наречия по временам ________________________________

3 группа (легко)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Выучил (как?)(___________?) м.р.

Выучила(как?)(___________?) ж.р.

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________

4 группа (легко)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

1л. : я решаю(как?)легко;

2л. : ты решаешь (как?)  ---------------

3л. : он решает (как?) _____________

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________

5 группа

Можно ли изменить форму наречия легко так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? _______________

Чего? _____________

Чему? ________________

Чем? ____________________

О чём? __________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________

Общий вывод: Наречие неизменяемая часть речи. Обратим внимание.с.73

Легко  буква о-какой частью слова является?

Работа в группах.

Вывод зачитывают у доски.

Обобщение и систематизация знаний

Мы выстроили вот такую блок- схему о наречии.  Поясните ее.

Я дополню ваш рассказ.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).

Вот почему наречия всегда живут и работают с глаголом.

Прочитайте вывод в учебнике.с.74

-Выполним упр 129

-синоним слову «робко»

Определите роль наречий в предложении.

Предлагается ещё одно групповое задание, связанное с подбором наречий-синонимов к фразеологическим оборотам: Спит как убитый – спит …………(крепко) Бежать во весь дух – бежать ………..(быстро) Знать как свои пять пальцев – знать ………(хорошо) Кот наплакал - ………….. (мало) Рукой подать - ……………(близко) Ни свет, ни заря - …………. (рано)

Рассказ о наречии по схеме.

Фронтальная работа.

Рефлексия.

Вернемся к заданию , с которого начинали занятие. Найдите среди слов наречие. Проанализируйте свои знания по теме, как каждый справился задачами занятия Данные анализа представим диаграммой.

Красный смайлик- я определю наречие среди других частей речи.

Желтый- может быть мне потребуется незначительная помощь.

Зеленый- буду надеяться только на помощь.

Итог

Известный русский писатель М. Горький сказал о наречиях так: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному:  с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме: "Зачем нужен алфавит", 1 класс, УМК "Школа России"

Урок построев в фоорме групповой работы. На уроке дети знакомятся с алгоритмом работы со словарями, с тем, где применяется в жизни алфавит....

конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России

коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...

Конспект урока по русскому языку "Суффикс" + презентация к конспекту

1. Тема урока: Суффикс.2. Тип урока: Урок открытия нового знания.3. Цель:  актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ввести понятие &laq...

Конспект урока по русскому языку с презентацией, 4 класс. Тема урока: «Склонение имён прилагательных женского рода».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении «Склонение имён прилагательных женского рода».К уроку прил...