Технологическая карта. 2 класс. ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Нестерова Наталия Александровна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskie_karty_urokov_russ.yaz_.2g_2011.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 «Д» классе

(Учитель: Букреева Н.А.)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

   

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Настрой на дальнейшую деятельность.   

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Введение в новый раздел.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотней

Сделать слово из частей.

- В первом классе на страницах «Моей любимой азбуки» мы познакомились

с частями слова. Итак, внимание!

-Какие части слова вы знаете?

- На предыдущих уроках мы знакомились с корнем слова.

- Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете?

- А сейчас откроем учебники на стр. 78. Посмотрите внимательно кадр на фотопленке.

- Что подставил Петя Зайцев? Где? Было слово «корень», стало «корешок».

- Что же такое –ок-?

- Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Приставка, корень, суффикс,

Окончание.

- Это главная часть слова, в которой заключен смысл всех родственных слов.

-Суффикс. После корня.

-Суффикс.

-Суффиксы.

После ответов детей на доске появляются слова: приставка, корень, суффикс,

окончание.

Работа с иллюстрацией учебника. Наблюдение.

  3.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: Наблюдение за ролью суффикса в слове. Определение суффикса.

Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять  и обогащать свой словарный запас.

4. Работа над темой урока. Ознакомление с новым материалом.

 1)Упражнение№123 стр.78.

-Запишите слова. Выделите корень и суффикс.

- Как изменилось значение слова?

Зуб - зубок 

Лёд -  ледок     

Глаз - глазок 

Мёд _ медок 2)Упражнение №124 стр.78

-Сравните пары слов. Это одно и тоже слово или разные слова? Почему?

ДУБ-ДУБОК

ЛОСЬ-ЛОСЁНОК

ПРУТ-ПРУТИК 

МЫШЬ-МЫШОНОК

3)Игра «Побудь волшебником».

Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

4)Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?

-Сравните с правилом в учебнике (стр.79)

-1-ое предложение. О чём оно?

-На что указывает 2-ое предложение?

-А что мы узнали из 3-его предложения?

-Приведите свои примеры.

5)Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы.

Во-первых: они из одних слов

могут сделать другие. Например: из слова учить могут сделать учителя, ученика, училище, учение. А если отбросить суффикс, да использовать ещё и приставку, то же что-нибудь получится, например: неуч.

Во-вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.

Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

6)Роль суффиксов в словах.

а) Допишите  суффиксы-ОНОК-    или

-ЁНОК-

МЕДВЕЖ_______             ТИГР_________

БАРСУЧ_________           ПОРОС_______

ГАЛЧ____________          ЛЬВ__________

ЗАЙЧ____________ 

ЖЕРЕБ_______ 

б) Подберите пары слов, противоположных по значению. Соедините их. Выделите суффиксы.

ГРУБОСТЬ                        ТРУСОСТЬ
ГЛУПОСТЬ                       СТАРОСТЬ
МОЛОДОСТЬ                  МУДРОСТЬ
ХРАБРОСТЬ    ВЕЖЛИВОСТЬ

в) Выпишите имена парами. Выделите суффикс.

Женя-Женечка                  Соня-

Таня-                                   Валя-

Оля-                                     Аня-           

г) Отгадайте загадку. Назовите слова с суффиксом -ИЩ-. В каком слове этот суффикс нельзя выделить? Выделите суффиксы.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.

-Маленький зуб или ласково назвали зуб.

-Тонкий лёд.

-Маленький глаз.

-Ласково о мёде.

-Разные. Меняется значение слова.

-Носик, домик, хвостик, столик.

-Это часть слова, которая стоит после корня и помогает образовывать новые слова.

-Что такое суффикс.

-На место суффикса в слове.

-О «работе» суффикса.

Работа в парах.

-Лишнее слово чище.

Игровая деятельность. Упражнение в словообразовании.

Выводы. Работа с правилом.

5.Физминутка

Смена видов деятельности.

6. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

 

1)Работа над словообразованием.Упр.№126.

-Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова.

ДОМ-ДОМИК-ДОМИЩЕ, НОС-НОСИК-НОСИЩЕ, ХВОСТ-ХВОСТИК-ХВОСТИЩЕ.

2) №1,4

В однокоренных словах выделите корень и суффиксы.

Га-га-га!  гогочет гусь,- 

Я семьёй своей горжусь! 

На гусят и на гусыню 

Всё гляжу не нагляжусь.

 № 2,5

Дрожат осинки,

В лесу осиновом Срывает ветер

С осин косынки.

№ 3,6.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них-

Очень тихий ёжик.           (Проверка.)

3) Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

Вова Колесников написал письмо Пете Зайцеву. Всё ли он сделал правильно?

. . . Недавно мы переехали в новый домишко. Мой старший братишка и младшая сестра гостят у бабушки в деревне.

Устная фронтальная работа.

Работа в группах.

Самостоятельная работа учащихся.

7.Итог урока.

-Чему мы учились на уроке?

-Что же такое суффикс?

-Что ещё вы о нём знаете?

-Какую роль играют суффиксы в словообразовании?

-Кто остался доволен своей работой?

-За что вы можете себя похвалить?               

Самооценка работы на уроке.

8.Домашнее задание. 

Упражнение № 125, стр.79

Технологическая карта урока русского языка во 2 «Г» классе

(Учитель: Паламарчук Е.Ф.)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Настрой на дальнейшую деятельность.   

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Словарная работа.

1.-Мы привыкли решать задачи на уроках математики. Но сегодня я хочу предложить вам грамматические задачки.

а) Это слово – неодушевленный предмет. В его написании есть три буквы а. Оканчивается  слово на твердый глухой шипящий звук.(карандаш) 

-Запишите слово, выделите непроверяемые безударные гласные.

б) Это слово называет неодушевленный предмет. Состоит из 3 слогов, 6 букв,6 звуков. Начинается слово с мягкого глухого согласного звука. Это слово употребляется в единственном числе, а если хотим употребить множественное число, то используем другое слово. (человек) 

-Запишите слово, выделите непроверяемые безударные гласные.

-Запишите к этим словам подходящие слова-признаки. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

2.-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, которое отвечает на вопрос как?(громко)

- На предыдущих уроках мы уже знакомились со словом, которое отвечает на такой вопрос, и на конце его пишется буква о, вспомните его.

- Запишите, разделите на слоги, поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасное место.

-Составьте свою грамматическую задачку об этом слове.

-Подберите и запишите подходящие к нему слова-действия. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета?

3. - Составьте предложение с любым из словосочетаний. Определите, о ком говорится в предложении, что говорится об этом предмете.

- Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?

Аналитико-синтетическая деятельность.

арандаш (какой?)новый,…

еловек (какой?) добрый,…

-какой?какая?какое?какие?

-весело.

Работа в парах, взаимопроверка.

Работа в парах.

-громко(что делает?)поет,… (что делают?) стучат,…

(что делал?) отвечал,…

- что делать?, что сделать? что будет делать? и т.д.

-О членах предложения.

  3.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: Развитие умения находить в предложении главные члены или грамматическую основу.

Цели урока: сегодня на уроке мы будем учиться находить в предложении главные слова, центр предложения; узнаем, какую роль играют главные члены предложения (предмет и его действие), будем расширять  и обогащать свой словарный запас.

-Что обозначает слово центр?

-оказывается, такой центр(главная часть) есть и в предложении.

-Это то, что в середине, главная часть. Центр города. Торговый центр. Центр управления полетом.

4. Работа над темой урока. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

 1)-Прочитайте запись на доске.

Вечером … … пальто.

- Это предложение? Почему?

-Каких слов не хватает? Вставьте! Что получилось?

-Без каких слов мы не можем понять смысл? Какие слова здесь главные? Как вы думаете, где же центр предложения?

2) Откройте учебник на с.55, выполним упр. № 88.

-Прочитайте предложение, о ком или о чем в нем говорится? Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто? или что? Что именно о нем говорится?

-Назовите грамматический центр предложения. Что обозначают эти слова?

-Выпишите их из предложения с вопросами. Работайте далее по образцу.

-Что вы заметили? Можно ли пары слов, которые мы выписали назвать предложением? Почему?

- Грамматический центр – это маленькое предложение. По другому грамматический центр предложения называют грамматической основой или главными членами предложения. Вот сколько названий у этих слов, таких важных в предложении.

Наблюдение над построением предложений.

-Нет, т.к. мысль не выражена, мы не понимаем, о чем  здесь говорится.

-Вечером Маша надела пальто.

-Маша надела.(лицо и его действие)

Тренировочные упражнения. Фронтальная работа.

-(что?) Солнце (что делает?) смотрит.

- Да. В них выражен главный смысл.

Выводы.

5.Физминутка

Смена видов деятельности

6. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их  применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

-Запишите предложения под диктовку:

Все ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги. Громко чирикают воробьи.

-Найдите слова, которые обозначают действия предметов. Поставьте к ним вопросы. От каких слов ставили вопрос? Выпишите слова парами с вопросами. Что выписали?

Самостоятельная работа учащихся.

- Грамматическую основу.

7.Итог урока.

-Чему мы учились на уроке?

-Что же такое грамматическая основа предложения?

-Какую роль играют главные члены в  предложении?

-Кто остался доволен своей работой?

-За что вы можете себя похвалить?               

Самооценка работы на уроке.

8.Домашнее задание. 

Упражнение № 89, стр.56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна: пробуждение природы технологическая карта урока Окружающий мир, 1 класс Школа 2100

Данный материал  предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту.  Такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока. Очень четкая структура ка...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Письменное деление круглых чисел" (ОС "Школа 2100)

В данной технологической карте представлен подробный конспект урока математики по заявленной теме с указанием целей, предполагаемых результатов каждого этапа в соответствии с требованиями ФГОС...

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Школа 2100"

Тема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....

Технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором мы живём" в 1 классе ("Школа 2100")

Данная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе технологии деятельностного метода....

Технологическая карта изучения темы "Задача" (Математика, 1 класс. ОС "Школа 2100")

Использование технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответ...

Технологическая карта с дидактической структурой урока литературного чтения во 2 классе по теме "Сказочные человечки" (Школа 2100)

Изменения, происходящие в настоящее время в начальном образовании, не могут не влиять на систему контроля и оценки образовательных достижений. Существенное расширение составляющих понятия «качество об...

технологическая карта урока русского языка. 3 класс. ОС "Школа 2100"

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...