Главные вкладки

    Урок русского языка "Буква - Ж,ж. Звуковой анализ слов"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Бурнаева Светлана Николаевна

    Интегрированный урок грамоты  по теме:

    «Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_dokument_microsoft_word.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа

    с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

    Интегрированный урок грамоты

     по теме

    «Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов.

    Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца».

    (1 класс)

    (План-конспект)

     

    Учитель: С. Н. Бурнаева

    г. Саранск, С. Ш. №36

    Тема.

    Буква –  Ж, ж. Звуковой анализ слов.

    Выяснение особенностей звука –  [ж].

    Вычитание числа 4.

    Прибавление числа 3.

    Составление и решение задач на умножение и деление.

    Цели:

    познакомить с новой согласной буквой;

    выяснить, что звук [ж] – всегда твердый;

    продолжить работу по составлению и решению задач на умножение и деление.

       

    Оборудование:

     рисунки, портрет, карточки, игрушки, схемы, магнитофон.

                                                                                                           

    Ход урока

    Начинаем интегрированный урок грамоты.

    Он включает обучение чтению, письму и математике.

    I. Организационный момент.

    Быть должны у нас в порядке:

    ручки, книжки и тетрадки.

    – А девиз у нас какой?

    Все что надо под рукой.

    А сейчас выполним упражнение, которое называется «Успокоение».

    Нам радостно, нам весело!

    Смеемся мы с утра!

    Но вот пришло мгновение,

    Серьезным быть пора.

    Глазки прикрыли, ручки сложили,

    Головки опустили, ротик закрыли.

    И затихли на минуту, чтоб не слышать даже шутку,

    Чтоб не видеть никого,

    А себя лишь одного.

    II. Основная часть.

    – Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Ж.

    – Проведем звуковой анализ слов.

    – Выясним особенности звука [ж].

    – Будем учиться составлять и решать задачи.

     

    – Продолжим чтение текста: «Сказка про храброго зайца».

     

    – Послушайте загадку и отгадайте ее.

    Мчится без оглядки,

    Лишь сверкают пятки.

    Мчится что есть духу,

    Хвост короче уха.

    Живо угадай – ка,

    Кто же это?...  

    (Зайка)

    – На доске: [З] Заяц

    – Кто знает значение этого слова?

      (Зверек отряда прыгунов с длинными ушами и сильными задними ногами, а также мех его).

    – А вот загадка про другого зайца.

    – Едет зайка на трамвае,

    Едет зайка, рассуждает:

    – Если я купил билет,

    Кто я: заяц или нет?

    – Про какого зайца этот стишок?

       (Безбилетный пассажир, а также зритель, проникший куда – н. без билета)

    – Эти слова называются омонимами.

      (Звучат одинаково, а значение разное).

    – Выделите голосом (хором) первый звук. Дайте ему характеристику.

    [з] – согл., зв., парн., тверд.

     

    – Ребята! К нам на урок пришел зайка.

    – Придумайте кличку нашему замечательному зайцу.

    – Я предлагаю назвать (Беляк)

    – На доске: [Б] Беляк.

    – Выделите голосом первый звук. Дайте ему характеристику.

    – [Б] – согл., мягк., парн., зв.

    – Какая гласная дает команду «Будь твердым!»

       (буква А)

    – Какая гласная дает команду «Будь мягким!»

      (буква Е)

     – Какой же делаем вывод?

       (В первом слове [З] – твердый, а во втором слове [Б] – мягкий звук)

    – Мы изучили все гласные буквы.

    (Вопрос: Назовите их?)

    – А вот еще одна загадка.

    – Черен, а не ворон,

    Рогат, а не бык,

    С крыльями, а не птица…

    (Жук)

    – На доске: [Ж] Жук

    Лапок шесть, а глаза два,

    Трещинка на спинке.

     – Вот хорошая трава,

     На – поешь травинку?

    (А. Барто)

    – Дайте характеристику каждому звуку и соберите схему.

    – [Ж ] –  согл.,тверд.,зв.

    – [ У ] – гл., служ. для обознач. тверд. согл. звука.

    – [ К ] – согл., глух., парн., тверд.

     – Прочитайте. Какое слово получилось?

       (Жук)

     – Ребята! Где можно встретить: зайцев, волков, жуков?

       (В лесу)

     – Как можно назвать одним словом обитателей леса?

     – В какое множество их можно объединить?

        (Животные)

     – Как вы понимаете значение этого слова?

       (Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться, питаться.)

    – [Ж] – животные –  8 букв, 9 звуков.

    – Дайте характеристику каждому звуку.

    – Какие согласные указывают на твердость или мягкость согласного звука?

      (Гласные: у, и)

    – Ребята! Что вы заметили?

       (Звук [Ж] – всегда твердый)

     – Обведем в схеме синий квадрат и запомним.

     – Кто догадался, какую букву мы пишем для обозначения звука  [Ж]?

       (Букву Же)

     – Вот сейчас мы и прочитаем слова с буквой  – Ж

     – Составить из слогов слова в соответствии с направлением стрелки:

        Жа – ра, жа – ба, жа – бо, жа – ло, жа – лит, лу – жи, ко – жа, са – жа

     – Звуковая разминка закончена и сейчас мы поиграем в игры.

     Игра.

      1). «Найди свой домик»

      2). Назови слово с нужным звуком [Ж]

    – А сейчас мы отправляемся за новыми знаниями. На пути нам будут встречаться препятствия и преграды, поэтому нужно быть очень внимательными и осторожными.

    – А вот и первое препятствие.

    – Отгадайте загадку.

    а) Иголки лежали, лежали, да под стол побежали

        (Еж)

    б) Лежал – лежал, да в реку побежал

        (Снег)

    – Что интересного в этих загадках

      (Слова одинаковые, а отгадки разные)

     – Молодцы! С первым испытанием вы справились.

     – А вот второе испытание.

     – Заполни таблицу с. 160.

     – Прочитайте получившуюся цепочку слов  (Жара – пара – парк – паук)

     – Молодцы! Прошли второе испытание.

    Пальчиковая гимнастика.

    Жук летит – жужжит, жужжит

    И усами шевелит.

    Не жужжу, когда сижу,                                                                                                    Не жужжу, когда хожу,

    Не жужжу, когда тружусь,

    А жужжу, когда кружусь.

    Работа с тетрадью.

    – Откройте тетрадь по моей команде.

     Я тетрадочку открою

    И как надо положу,

    Я от вас друзья не скрою!

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    – Сравните буквы на верхней строке.

    – Что вы заметили?

    – Где мы пользуемся печатными буквами?

     – На что похожа буква, Ж?

     

    Эта буква широка

    И похожа на жука.

    И при этом, точно жук,

    Издает жужжащий звук: ж – ж – ж – ж….

     – Показ на доске.

     – Напишите заглавную и строчную букву –  Ж (3 раза)

     – Напишите слоги на третьей строке.

     – Полуовал – это элемент письменной буквы  – Ж

     – Допишите сначала правый полуовал, а затем – левый.

    Физкультминутка.

    На лужайке, на ромашке

    Жук летел в цветной рубашке.

    Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

    Я с ромашками дружу.

    Тихо по ветру качаюсь,

    Низко – низко наклоняюсь.

    – К этому уроку вы приготовили рисунки.

    – Я думаю, что у многих из вас дома или в деревне живут вами любимые животные. Какие они? 

    – Я знаю, что Игорю купили кролика. Какой он?

    – Это были домашние животные, а вот сейчас мы продолжим знакомство с дикими животными.

     – Сейчас я загадаю загадки, а вы скажите, о ком мы будем читать.

    Комочек пуха                                      

    Прыгает ловко,                                    

    Любит морковку.

     (Заяц)

    Серовато, дубовато,

    Длинное ухо,                                      

    По полю рыщет,

    Телят, ягнят ищет.

     (Волк)

    – Это животные. Вот и поговорим о них.

    Работа с текстом «И снова сказка».

    – Как зовут главного героя сказки?

       («Длинные уши – Косые – Глаза – Короткий хвост»)

    – Чего боялся маленький зайчик?

       («Треснет сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки»)

    – Что произошло, когда он вырос?

        («Надоело ему бояться – Никого я не боюсь!»)

    – Какую фразу он крикнул на весь лес?

        («Никого я, не боюсь! Вот не боюсь нисколько, и все тут!»)

    – Поверили ли ему остальные зайцы?

        («Нет. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого»)

    – Как хвастался косой?

        («И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!»)

    – Какова была реакция всех обитателей леса?

        («Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!»)

    – Кто услыхал крики зайца?

        (Волк)

    – Волк был сыт или голоден?

       (Голоден)

    – О чем он подумал?

       («Вот тебя я и съем»)

    – Какую картину увидел волк на поляне?

    – Как вы думаете, что могло случиться дальше?

     – Окончание сказки мы прочитаем на следующем уроке.

     – Наступил ноябрь. Это последний месяц осени. Неожиданно поднялся ветер. Он стал все сильнее, а испытание все сложнее. Чтобы ветер утих, надо решить задачу.

    Решение задач.

    – В домике живут 3 крота. К ним идут гости. Сколько кротов будет на празднике?

    – О ком говорится в задаче?

      (О  кротах)

    – Сколько кротов живет в домике?

       (3)

    – Сколько пришло гостей?

       (4)

    – Ответьте на вопрос задачи

       (7)  3 + 4 = 7

    – Молодцы! Ветер утих. Мы прошли все испытания. Спасибо вам ребята.

    III. Итог урока.

          (Кроссворд, загадки).

    – Разгадайте слово на букву, Ж.

        Не жужжу, когда сижу,

        Не жужжу, когда хожу.

        Если в воздухе кружусь

       Тут уж вдоволь нажужжусь. 

      (Жук)

       Вяжет мама длинный шарф,

       Потому что сын…

       (Жираф)

      В синем небе голосок

      Буд - то крохотный звонок.

      (Жаворонок)

       В этот гладкий коробок

      Бронзового цвета

     Спрятан маленький зубок

     Будущего лета.  

      (Желудь)

     Летом с самого утра

     Начинается…

      (Жара)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

    Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

    Сценарий урока обучения грамоте по теме "Звуковой анализ слов.Сравнение звуков"(Начальная школа XXI века)

    Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода....

    Годовой тест по русскому языку 1 класс. Звуковой анализ слов

    Тест составлен для итогового тестированя по системе Эльконина - Давыдова по теме "Звуковой анализ слов"...

    Урок русского языка "Звуковой анализ слов"

    Урок русского языка в 1 классе по программе "Гармония". Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС....

    Проверочная работа по русскому языку (1 класс) "Звуковой анализ слова"

    1 задание. Подбор слоговой схемы к  данным словам.2 задание. Выбор звуковой схемы к  данному слову.3 задание. Уточнение звуковой схемы данного  слова.4 задание. Подбор слова к  дан...

    Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

    Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

    Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе

    Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века"Сравнение слов по звуковой структуре, составление слов по схемам,...