Урок русского языка "Буква - Ж,ж. Звуковой анализ слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Бурнаева Светлана Николаевна

Интегрированный урок грамоты  по теме:

«Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_dokument_microsoft_word.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

Интегрированный урок грамоты

 по теме

«Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов.

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца».

(1 класс)

(План-конспект)

 

Учитель: С. Н. Бурнаева

г. Саранск, С. Ш. №36

Тема.

Буква –  Ж, ж. Звуковой анализ слов.

Выяснение особенностей звука –  [ж].

Вычитание числа 4.

Прибавление числа 3.

Составление и решение задач на умножение и деление.

Цели:

познакомить с новой согласной буквой;

выяснить, что звук [ж] – всегда твердый;

продолжить работу по составлению и решению задач на умножение и деление.

   

Оборудование:

 рисунки, портрет, карточки, игрушки, схемы, магнитофон.

                                                                                                       

Ход урока

Начинаем интегрированный урок грамоты.

Он включает обучение чтению, письму и математике.

I. Организационный момент.

Быть должны у нас в порядке:

ручки, книжки и тетрадки.

– А девиз у нас какой?

Все что надо под рукой.

А сейчас выполним упражнение, которое называется «Успокоение».

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра!

Но вот пришло мгновение,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минуту, чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного.

II. Основная часть.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Ж.

– Проведем звуковой анализ слов.

– Выясним особенности звука [ж].

– Будем учиться составлять и решать задачи.

 

– Продолжим чтение текста: «Сказка про храброго зайца».

 

– Послушайте загадку и отгадайте ее.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай – ка,

Кто же это?...  

(Зайка)

– На доске: [З] Заяц

– Кто знает значение этого слова?

  (Зверек отряда прыгунов с длинными ушами и сильными задними ногами, а также мех его).

– А вот загадка про другого зайца.

– Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

– Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

– Про какого зайца этот стишок?

   (Безбилетный пассажир, а также зритель, проникший куда – н. без билета)

– Эти слова называются омонимами.

  (Звучат одинаково, а значение разное).

– Выделите голосом (хором) первый звук. Дайте ему характеристику.

[з] – согл., зв., парн., тверд.

 

– Ребята! К нам на урок пришел зайка.

– Придумайте кличку нашему замечательному зайцу.

– Я предлагаю назвать (Беляк)

– На доске: [Б] Беляк.

– Выделите голосом первый звук. Дайте ему характеристику.

– [Б] – согл., мягк., парн., зв.

– Какая гласная дает команду «Будь твердым!»

   (буква А)

– Какая гласная дает команду «Будь мягким!»

  (буква Е)

 – Какой же делаем вывод?

   (В первом слове [З] – твердый, а во втором слове [Б] – мягкий звук)

– Мы изучили все гласные буквы.

(Вопрос: Назовите их?)

– А вот еще одна загадка.

– Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица…

(Жук)

– На доске: [Ж] Жук

Лапок шесть, а глаза два,

Трещинка на спинке.

 – Вот хорошая трава,

 На – поешь травинку?

(А. Барто)

– Дайте характеристику каждому звуку и соберите схему.

– [Ж ] –  согл.,тверд.,зв.

– [ У ] – гл., служ. для обознач. тверд. согл. звука.

– [ К ] – согл., глух., парн., тверд.

 – Прочитайте. Какое слово получилось?

   (Жук)

 – Ребята! Где можно встретить: зайцев, волков, жуков?

   (В лесу)

 – Как можно назвать одним словом обитателей леса?

 – В какое множество их можно объединить?

    (Животные)

 – Как вы понимаете значение этого слова?

   (Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться, питаться.)

– [Ж] – животные –  8 букв, 9 звуков.

– Дайте характеристику каждому звуку.

– Какие согласные указывают на твердость или мягкость согласного звука?

  (Гласные: у, и)

– Ребята! Что вы заметили?

   (Звук [Ж] – всегда твердый)

 – Обведем в схеме синий квадрат и запомним.

 – Кто догадался, какую букву мы пишем для обозначения звука  [Ж]?

   (Букву Же)

 – Вот сейчас мы и прочитаем слова с буквой  – Ж

 – Составить из слогов слова в соответствии с направлением стрелки:

    Жа – ра, жа – ба, жа – бо, жа – ло, жа – лит, лу – жи, ко – жа, са – жа

 – Звуковая разминка закончена и сейчас мы поиграем в игры.

 Игра.

  1). «Найди свой домик»

  2). Назови слово с нужным звуком [Ж]

– А сейчас мы отправляемся за новыми знаниями. На пути нам будут встречаться препятствия и преграды, поэтому нужно быть очень внимательными и осторожными.

– А вот и первое препятствие.

– Отгадайте загадку.

а) Иголки лежали, лежали, да под стол побежали

    (Еж)

б) Лежал – лежал, да в реку побежал

    (Снег)

– Что интересного в этих загадках

  (Слова одинаковые, а отгадки разные)

 – Молодцы! С первым испытанием вы справились.

 – А вот второе испытание.

 – Заполни таблицу с. 160.

 – Прочитайте получившуюся цепочку слов  (Жара – пара – парк – паук)

 – Молодцы! Прошли второе испытание.

Пальчиковая гимнастика.

Жук летит – жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Не жужжу, когда сижу,                                                                                                    Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Работа с тетрадью.

– Откройте тетрадь по моей команде.

 Я тетрадочку открою

И как надо положу,

Я от вас друзья не скрою!

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Сравните буквы на верхней строке.

– Что вы заметили?

– Где мы пользуемся печатными буквами?

 – На что похожа буква, Ж?

 

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук: ж – ж – ж – ж….

 – Показ на доске.

 – Напишите заглавную и строчную букву –  Ж (3 раза)

 – Напишите слоги на третьей строке.

 – Полуовал – это элемент письменной буквы  – Ж

 – Допишите сначала правый полуовал, а затем – левый.

Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке

Жук летел в цветной рубашке.

Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь.

– К этому уроку вы приготовили рисунки.

– Я думаю, что у многих из вас дома или в деревне живут вами любимые животные. Какие они? 

– Я знаю, что Игорю купили кролика. Какой он?

– Это были домашние животные, а вот сейчас мы продолжим знакомство с дикими животными.

 – Сейчас я загадаю загадки, а вы скажите, о ком мы будем читать.

Комочек пуха                                      

Прыгает ловко,                                    

Любит морковку.

 (Заяц)

Серовато, дубовато,

Длинное ухо,                                      

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

 (Волк)

– Это животные. Вот и поговорим о них.

Работа с текстом «И снова сказка».

– Как зовут главного героя сказки?

   («Длинные уши – Косые – Глаза – Короткий хвост»)

– Чего боялся маленький зайчик?

   («Треснет сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки»)

– Что произошло, когда он вырос?

    («Надоело ему бояться – Никого я не боюсь!»)

– Какую фразу он крикнул на весь лес?

    («Никого я, не боюсь! Вот не боюсь нисколько, и все тут!»)

– Поверили ли ему остальные зайцы?

    («Нет. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого»)

– Как хвастался косой?

    («И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!»)

– Какова была реакция всех обитателей леса?

    («Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!»)

– Кто услыхал крики зайца?

    (Волк)

– Волк был сыт или голоден?

   (Голоден)

– О чем он подумал?

   («Вот тебя я и съем»)

– Какую картину увидел волк на поляне?

– Как вы думаете, что могло случиться дальше?

 – Окончание сказки мы прочитаем на следующем уроке.

 – Наступил ноябрь. Это последний месяц осени. Неожиданно поднялся ветер. Он стал все сильнее, а испытание все сложнее. Чтобы ветер утих, надо решить задачу.

Решение задач.

– В домике живут 3 крота. К ним идут гости. Сколько кротов будет на празднике?

– О ком говорится в задаче?

  (О  кротах)

– Сколько кротов живет в домике?

   (3)

– Сколько пришло гостей?

   (4)

– Ответьте на вопрос задачи

   (7)  3 + 4 = 7

– Молодцы! Ветер утих. Мы прошли все испытания. Спасибо вам ребята.

III. Итог урока.

      (Кроссворд, загадки).

– Разгадайте слово на букву, Ж.

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу.

    Если в воздухе кружусь

   Тут уж вдоволь нажужжусь. 

  (Жук)

   Вяжет мама длинный шарф,

   Потому что сын…

   (Жираф)

  В синем небе голосок

  Буд - то крохотный звонок.

  (Жаворонок)

   В этот гладкий коробок

  Бронзового цвета

 Спрятан маленький зубок

 Будущего лета.  

  (Желудь)

 Летом с самого утра

 Начинается…

  (Жара)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Сценарий урока обучения грамоте по теме "Звуковой анализ слов.Сравнение звуков"(Начальная школа XXI века)

Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода....

Годовой тест по русскому языку 1 класс. Звуковой анализ слов

Тест составлен для итогового тестированя по системе Эльконина - Давыдова по теме "Звуковой анализ слов"...

Урок русского языка "Звуковой анализ слов"

Урок русского языка в 1 классе по программе "Гармония". Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Проверочная работа по русскому языку (1 класс) "Звуковой анализ слова"

1 задание. Подбор слоговой схемы к  данным словам.2 задание. Выбор звуковой схемы к  данному слову.3 задание. Уточнение звуковой схемы данного  слова.4 задание. Подбор слова к  дан...

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе

Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века"Сравнение слов по звуковой структуре, составление слов по схемам,...