Конспект урока по русскому языку в 3 классе " Что ты знаешь о словах?" УМК Гармония
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Офицерова Татьяна Александровна

Конспект урока по русскому языку  в 3 классе " Что ты знаешь о словах"

Цели урока:

  1. Систематизировать и углубить знания о частях речи и их грамматических признаках; обобщить знания об изученных членах предложения.

  2. Развивать орфографическую зоркость.

  3. Развивать коммуникативные умения работать в группах.

  4. Воспитывать внимание, интерес, уважение к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому  языку  в 3 классе

Тема: Что ты знаешь о словах?

  1. Систематизировать и углубить знания о частях речи и их грамматических признаках; обобщить знания об изученных членах предложения.
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Развивать коммуникативные умения работать в группах.
  4. Воспитывать внимание, интерес, уважение к родному языку.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Чтение стихотворения учеником.

Разные слова живут на белом свете,

Всякие слова гуляют по планете:

Ясные и смелые,

Добрые и злые…

Лишь бы говорили,

Лишь бы не немые.

Словом можно вылечить,

А  можно и обидеть,

Словом можно выручить,

Можно ненавидеть.

Есть слова любимые,

Нежные, приятные,

Есть слова счастливые,

Всем  всегда понятные  ---

Добро и радость, мир и счастье

Помогут нам в любых несчастьях.

Улыбки, детство, мама, дом

Для нас растопят лёд кругом,

В сердце проникают,

В нём живут и зреют,

Наше настроение выразить умеют.

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно. Сегодня мы будем говорить о тайнах, загадках, научных секретах слов.

Прочитайте тему урока на доске и ответьте на вопрос.

Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о :

1. Значении слов

2. История слова.

2. Слово как часть речи.

3. Состав слова.

4. Орфограмма в слове.

5.Слово в предложении.

Работа по теме урока.

Я задумала слова. Посмотрите на  схему. Какая часть слова известна? что можете о них сказать?

___________а

__________о

________  __

_________и

К какой части речи относятся слова? Как догадались?

Если это существительное, что можно сказать о каждом слове?

Если это глагол?

Запишите по 1  слову каждой части речи к каждой схеме.

Что это за слова?Дайте им характеристику

______ая

______ое

______ый

______ые

К каждой схеме запишите по словосочетанию.

По окончанию мы смогли определить часть речи, число, род, падеж. Значит окончание имеет свое значение. Как оно называется?

Вы записали слова. Какое значение у них появилось?

Что нам помогает узнать значение  незнакомых слов слов?

Как вы понимаете Толковый словарь?

«Толковать – объяснять, давать (чему) толк, смысл, значение».

В толковом словаре не просто собраны слова, но и объяснены, в нём раскрыты смысл и значение каждого слова.

В «Толковом словаре Живого великорусского языка» около двухсот тысяч (200000) слов. Все эти слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек Владимир Иванович Даль.

Знакома ли вам эта фамилия?

В. И. Даль жил давным давно, в старые незапамятные времена. Даль был близко знаком с А. С. Пушкиным, Жуковским, Крыловым. А. С. Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому – А. Пушкин»

Сообщение

Владимир Иванович Даль был человеком необыкновенным. Он был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал учебники «Ботаника», «Зоология».  Умел построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. И где бы ни ездил Даль, чем бы ни занимался, он всегда собирал слова. «Человек рождён на труд» --- говорил Даль. Полвека посвятил он собиранию слов, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. Даль первым назвал свой словарь толковым.

А разве нужно собирать слова? Какой в этом толк? Слова не ягоды, не грибы в лесу не растут.

Слова живут в народе, в разных краях. У нихесть родители и дети.

Физминутка. Я вам назову слово, а вы покажете что оно делает.( мяч, лыжник,.......

А теперь поговорим об истории слов

О каком слове идет речь? Упр. 572.

Чтение текста.

Это слово и сейчас обозначает перерыв в занятиях. А вот слова боярин, государь уходят из нашей речи и живут только в исторических книгах.

Откуда мы можем узнать об истории слов?( из словаря)

На доске написаны слова:

Береч?, доч?, стереч?, мяч?, луч?, ноч?, теч?, стрич?, дич?, плач?, печ?

-Сформулируйте задание.  Что значит орфограмма?В какой части слова находится орфограмма? Что нужно сделать чтобы правильно вставить букву?

- Распределите эти слова на 3 столбика.

Проверка на доске. Какие слова записали сразу в два столбика? Почему?

Как называются такие слова?

Правописание слов зависит от его лексического значения.

Поговорим о составе слова.

Весна, вес, веснушки, весенний, весёлый.

Наш иностранный друг выбрал однокоренные слова. Правильно ли он выполнил задание?

Выпиши только однокоренные слова и разбери их по составу.

Придумайте предложение с этими словами.

Слово в предложении.

Какое название получают слова, когда попадают в предложение? (Члены предложения).

Выбери предложение, где слово весна является подлежащим.

  • Ты любишь весну?

Весну объявили грачи.

Весна выдалась ровная, дружная.

Расскажите о весне глаголами…(Идёт, летит, таять, капать, синеть, зеленеть, дышать, затоплять, искриться, блестеть, веселить, любоваться, оттаивать, запестреть, отражается, слышится…).

Работа в группах по карточкам.Расскажи что ты знаешь о слове.

Итог.Что было на уроке интересным?

Каждому из вас я раздала диаграмму.  Оцените свои знания и зелёным закрасьте область что вы знаете, а синим что вы еще не знаете и хотите узнать.

О словах.

Это либо существительное либо глагол.

1. Сущ. ж.р, ед.ч.

2. Сущ.ср.р. ед.ч.

3. Сущ. м.р. ед.ч.

4. Сущ. Мн.ч.

1. глаг. Прош.в.ж.р

2.глаг. Прош. в., ср.р.

3. глаг. Прош. вр. м.р

4. глаг. Прош.вр. мн.ч.

прил. ед.ч. ж.р. Им.п

прил., ед.ч. ср.р. Им.п

прил. ед.ч. м.р.  Им.п.

прил. Мн.ч. Им.п.

Грамматическое.

Лексическое.значение основы.

Словарь.

Каникулы.

Решить орфографические задачи.

Определить часть речи, род.

печь, течь,плач

Слова имеют разное значение.

Омонимы.

Расскажи всё, что ты знаешь о слове _____________.

  1. Лексическое значение слова. (Толковый словарь)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Слово имеет свою историю.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Слово как часть речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Состав слова. Однокоренные слова.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Орфограмма в слове.

______________________________________________________________________________________________________

  1. Слово в предложении. (Показать на примере)

___________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс УМК Гармония

Конспект урока по теме «Орфографические умения, как правильные орфографические действия»....

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"...

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Гармония". Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко.Тема урока. "Обозначение мягкости согласных звуков."

данный урок расчитан на формирование умений обозначать мягкость согласных двумя способами: гласными Е,Ё,Ю,Я,И; Ь....

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Гармония"

Урок по теме "Повторяем и обобщаем. Имя существительное и имя прилагательное" в форме деловой игры...

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...