Открытый урок по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Скворцова Марина Сергеевна

Урок- путешествие в город Увлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russk._yaz._im._pril._2_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- путешествие в город Увлечений.

Орг. момент.

Ребята, поднимите на меня свои глазки.

Я посмотрю, все ли у вас в порядке.

Мы сегодня отправимся в путешествие в страну Увлечений. И если  вы справитесь со всеми заданиями, то в конце путешествия всех ждет сюрприз.

Ой, а ворота в город Увлечений на замке. А открыть их вам поможет буква- ключ, с которой начинается тема нашего урока. А чтобы легче - вам небольшая подсказка.

Это слово украшает нашу речь. Делает ее яркой, богатой, разнообразной.

Что же это за « волшебное» слово?

Дети.

Имя прилагательное.

Учитель.

Назовите первый звук [ п]

Охарактеризуйте этот звук.

[п]- согл., пар.,глух., бывает твердым и мягким, на письме обозначается буквой « пэ».

Молодцы, путь открыт. Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Чистописание.

П                                п                                        

Учит.

Какая часть речи начинается с этого звуке?

Как  вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?( закрепление знаний об имени прилагательном)

А какие цели нашей деятельности будут на уроке?

Сегодня во время нашего путешествия мы будем закреплять знания об имени прилагательном.

- выделять в тексте имена прилагательные по их лексико- грамматическим признакам,

-устанавливать смысловые связи прилагательных с именами существительными,

-подбирать к существительным близкие и противоположные по смыслу имена прилагательные,

- определять род и число имен прилагательных,

-применять их в речи.

А если вы справитесь со всеми заданиями, то в конце путешествия вас ждет сюрприз.

Поднимите руку, кто знает определение имени прилагательного?

Что же такое имя прилагательное?

( правило с ошибкой)

Имя прил.- это часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какие?, какое? и обозначает предмет.

 Дети исправляют, говорят  правильное определение.

Молодцы, вот какие вы внимательные.

2.

Учит.

А само название « имя прилагательное» вам что то говорит?

Дети.

В самом названии «имея прилагательное» уже содержится намек на то , что это слово должно к чему - то « прилагаться», присоединяться.

Учит.

Так с какой частью речи «прилагается » имя прилагательное?

Дети

К имени существительному.

Учит.

А существительное может обойтись без прилагательного?

Дети

Может. Например. Падает снег. Улетели птицы.

Учит.

Дополните предложения именами прилагательными.

Вывод:  хотя существительные и могут обходиться без имени прилагательного, но прилагательные придают языку яркость, красоту, богатство, поэтому очень любят имена прилагательные поэты.

( портреты поэтов на доске)

«Поэтическая полянка».

Вспомните наиболее яркие отрывки из произведений русских поэтов, где они используют имена прилагательные.

Ф. Тютчев « Чародейкою Зимою»…

(имена прилагательные придают стихотворению сказочность, загадочность. Ждёшь, что вот- вот произойдет какое-то волшебство и ты очутишься в сказке)

2.С.Есенин « Береза».

(Многие поэты используют такое средство художественной выразительности как эпитеты. Именно эпитеты в этом  стихотворении позволили  представить мне необыкновенную красоту русской березки зимой, как-то по -новому посмотреть на нее, любоваться ею, восхищаться.

3.К. Бальмонт « Снежинка».

(имена прилагательные: пушистая, светлая, белая придают произведению легкость, воздушность. Невольно восхищаешься маленькой, легкой, такой неповторимой снежинкой)

Учит.

Вывод.

От чего же зависит красота, величие , богатство речи?

Дети.

От имен прилагательных..

-имена прилагательные придают речи яркость, красоту, делают ее богатой, насыщенной;

3.

- имена прилагательные используют для описания , уточнения предмета,

- с помощью имен прилагательных мы представляем то, о чем говорим., что чувствуем

Продолжаем наше путешествие.

Кафе « Загадкино».

А чтобы войти в него, вы должны не только отгадать загадки, которые сочинили ребята, но и правильно записать слова- отгадки.

( дети читают загадки)

Отгадки.

Заяц, кабан, медведь,  верблюд, павлин,  ёжик. ( один ученик у доски с пояснением)

Загадки.

1.Серенький он летом, беленький зимой.

Бегает по лесу, шустренький такой.

Он робкий и пугливый,

Пушистый и  трусливый.

От рыжей убегает- следы он оставляет.

                                                                         ( заяц)

2.Клыкастый, зубастый, злой и опасный.

В лесу он живет.

Носом он роет и все достает.

И шишки, и желуди любит поесть.

В грязи поваляться, и в лужу присесть.

А если вдруг встретишь его на пути,

Ты рядом не стой, а его обойди!

Остры как меч его клыки.

Ты с ним не затевай игры.

                                                                            ( кабан)

3.Есть на свете много их: бурых, малых и больших.

Косолапых  белых

И немного серых.

                                                                            ( медведь)

4.Он выносливый и сильный.

Приглядитесь, очень мирный.

По пустыне он идет. Два горба с собой несет.

Может он не пить неделю. Это правда, в самом деле.

И живет в Сахаре жаркой. Там, где солнце светит ярко.

А в Московском зоопарке. Он гуляет словно в парке.

Только рядом та не сто. А то плюнет, он такой.

                                                                       ( верблюд)

 

5.Ходит он всегда счастливый,

Когда бегает – пугливый,

4.

Когда прыгает – игривый,

Остановится – красивый.

Есть захочет – беспокойный.

Когда гонят – недовольный,                                                

Он как крикнет, такой звонкий,

Горделивый и хвастливый,

 Потому что хвост красивый.

                                                                                             ( павлин)

                                                             

6.на своих коротких ножках

Он торопится домой.

Ну-ка. Тронь его ладошкой

И узнаешь кто такой!

Покатился по дорожке

Колючий. Серый, озорной.                          

Не успел найти грибочков                                                

Так как встретился с тобой.

                                                                              ( ежик)

Учит.

Какие прилагательные помогли узнать этого зверя?

Слова,  какой части речи уточняют имена прилагательные?( имена сущест.)

Вывод.

Т.о. мы легко можем назвать  предмет, даже не видя его, если  правильно подберем нужное прилагательное.

Молодцы! Продолжаем путешествие и попадаем в

переулок « Грамотеев».

Вспомните, какие грамматические признака вы можете определить у имени прилагательного и как?

Дети.

Имена прилагательные неспроста « дружат»с именами существительными. Необходимо определить род и число у существительных, с которым имя  прилагательное связано.

Задание.

Замените имена существительные в скобках на однокоренные имена прилагательные. Определите род и число  прилагательных.

На доске записаны пары слов:

(холод) зима-                  холодная зима ( ж.р., ед.ч.)

(старость) дуб -               старый дуб  ( м.р., ед.ч.)

(свет) небо -                     светлое небо   ( ср.р., ед.ч.)

(даль) звезды-                   дальние звезды ( мн.ч.) ( род только в ед.ч.)

Взаимопроверка. (Обменялись тетрадями)

Кто допустил ошибке в определении времени?

                                       в определении числа?

А сейчас мы побываем в любимом местечке для отдыха

в « Музыкальной гостиной».

5.

Вы не только должны  повторять движения за хозяйкой гостиной,  но и очень внимательно

слушать слова песни  и услышать  имена прилагательные, которые в ней прозвучат.

- Так кто же из вас оказался самым внимательным? Какие имена прилагательные вы запомнили?                                                            

1) на часах старинных;

2) белой краской;

3) зимней сказкой;

4) снежная принцесса;

5) в новый год.

                                                                             

Все вы молодцы, но самым внимательным оказался….

Вот вы немножко отдохнули. А теперь продолжим наше путешествие.

Мы подошли к

аллее « Художников».

Стоит только оглядеться вокруг, и увидишь, какое разнообразие красок и цвета нас окружает. Послушайте стихотворение Е. Руженцевой « Сказка про краски» и скажите, что хотел донести автор до слушателей?

Если б все на свете было

Одинакового цвета.

Вас бы это рассердило,

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым.

На зеленой спать перине

Под зеленым одеяло?

И зеленою водою

На рассвете умываться,

И зеленым- презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

Дети.

Если бы все вокруг было одним цветом, было бы скучно, неинтересно, одинаково.

Учит.

Так каким же должен быть мир?( ярким, разноцветным, разнообразным)

6.

Задание.

Рассмотрите картины, найдите различия, выраженные в словах прилагательных,  и

запишите их парами.

Например, фон : темный - светлый,

    - Вспомните, как можно назвать  эти пары слов? (антонимы)

Дайте определение антонимам.                      

А теперь посмотрим, кто самый внимательный из вас. Кто больше запишет антонимов?

                            большой – маленький,

                             узкая – широкая,

                             высокий – низкий

                             черная – белая                              

                                 …           …                                  

Запишите еще по одной паре антонимов.

1 ученик за шторкой.                                

Проверка.

- Так что же такое антонимы?                        

-Молодцы! А чтобы легче вам было справиться с этим заданием ,  нам помогли работы Забавиной  Анны и Ивановой Софьи. Их работы были представлены на  многих выставках.

Разно-уровневая работа.

А сейчас вы попробуете 1 группа : с помощью слова – предмета получить название цвета (записать)

                                          2 группа: по именам прилагательным составить рассказ о животном.( устно)

Свекла – свекольный,

лимон- лимонный,

брусника- брусничный,

малина – малиновый,

земляника земляничный,

вишня – вишневый.

( по очереди объясняют орфограммы)

Придумай рассказ, используя данные слова.

Белка.

Ловкий зверек, пушистая шубка, острые зубки, легко прыгает, запасла грибки, ягодки, орешки, теплое гнездо.

Вывод.

Много слов разных частей речи существует. Каждая часть речи важна. Но не все части речи могут использоваться в отдельности. Это вы сейчас  и доказали. Так имя прилагательное не может использоваться без имени существительного. И предложения с именами прилагательными интересные , красивые, богатые.

А вот и 

Сказочный проспект.

Ребята, мы с вами повторили, что существуют слова противоположные по значению- это…( антонимы).

7.

А существуют слова близкие по значению.

Как их называют? (синонимы)

Задание.

Каждый ряд получает свою иллюстрацию. Вы должны отгадать ,из какого она произведения, кто автор, и записать цепочку синонимов.

I ряд-« Сова» В.Бианки.

Мудрая, умная, сообразительная.                          

II ряд- « Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин.

Изба- ветхая, старая , дряхлая, древняя.

III ряд- « Котенок» Л.Н.Толстой.

Мальчик –смелый, отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный.

Так что же такое синонимы?              

А для чего нужны синонимы?( помогают выбрать и употреблять такие слова, которые наиболее точно и ярко выражают главную мысль)

Теперь я проверю,  как  вы хорошо вы разбираетесь в антонимах и синонимах. Умеете их различать.

Игра.

Задание.

Если я называю пару антонимов, то вы хлопаете, а если назову пару синонимов , то молчите.

Страшный - ужасный.

Толстый - тонкий.

Робкий – смелый.

Быстрый - проворный.

Печальный – грустный.

Здоровый - больной.

Молодцы.

А вы знаете, чтобы помочь вам в подборе правильных слов, при характеристике литературных героев, при оценивании их поступков вашими верными друзьями будут словари. Вот словарь антонимов и синонимов.

И завершает наше путешествие посещение

Музея « Кладовая знаний».

Очень важно умело использовать имена прилагательные в речи.  Перед вами на парте лежит текст. Ребята, когда я печатала его, то в мой компьютер забрался вирус и некоторые слова в тексте перепутались.

Задание.

Исправить ошибки в тексте.

Текст.

Наступила жаркая зима. ( холодная , морозная, лютая )

Зелёным одеялом снег укрыл землю.  ( белым, пушистым, теплым)

8.

Серый заяц прячется от плутовки лисы.( белый)

(На обратной стороне напечатан правильный текст.)

Переверните листочки с текстом и подчеркните имена прилагательные, которые есть в каждом предложении. Вспомните, как мы будем выделять имена прилагательные в тексте?

(прописать сначала в воздухе аккуратно)

Итог.

Эмоциональная минутка.

А теперь посмотрите в глаза друг другу и скажите, что вы думаете о своем соседе.

На этом наше путешествие по городу Увлечений подошло к концу.

Что мы занимались во время путешествия?

Дети.

 Мы повторяли и закрепляли знания об имени прилагательном..                            

Учит.

А ещё вы  показали и раскрыли свои таланты и увлечения.                            

Спасибо всем за помощь.

Какая вам больше всего понравилась остановка?

В начале нашего путешествия я сказала, что если вы справитесь со всеми заданиями, то вас ждет сюрприз.

Вот и он.

Входит Имя прилагательное. ( с шарами)

Имя прилагательное.

Я все слышало и видело. Вы показали себя умными, активными, целеустремленными, внимательными, любознательными. Спасибо за то, что вы так хорошо меня изучили. Теперь мы с вами будем дружить. А вот вам от меня подарки.( раздает шары)

9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Степени сравнения прилагательных" по УМК "FORWARD"

Урок разработан для обобщения по теме "Степени сравнения прилагательных" . План урока составлен так, чтобы было удобно использовать и презентацию к этому уроку. Презентация содержит яркие и ...

Конспект открытого урока по теме:" Словообразование имен прилагательных"

Цели и задачи урока:·        Познакомить учащихся со способами образования имен прилагательных, показать значение суффиксов имен прилагательных.·...

Открытый урок по теме " Имя прилагательное"

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

Конспект открытого урока по теме "Имя прилагательное"

Урок разработан для 2 класса 2 отделения специальной (коррекционной) школы для детей снарушениями слуха и речи.Весь материал адаптирован....

Открытый урок по теме "Имя прилагательное"

Конспект с презентацией к уроку по теме "имя прилагательное" 3 класс по УМК "Начальная школа XXI век"...

Разработка открытого урока на тему "Имя прилагательное и его роль в речи"

Конспект, презентация и приложения открытого урока русского языка на тему "Имя прилагательное и его роль в речи"....