Методика работы над синонимами.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Надольная Татьяна Юрьевна

Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов и оттенков. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче, выразительный язык. В русском языке множество синонимов. В «Словаре синонимов» З.Е.Александровой к слову « красивый» дано 14 синонимов, к слову «хороший» – 33. Конечно, не все синонимы должны и могут быть усвоены детьми, но знание синонимики – это резерв разнообразия употребляемой лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_nad_sinonimami.docx12.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы над синонимами.

Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов и оттенков. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче, выразительный язык. В русском языке множество синонимов. В «Словаре синонимов» З.Е.Александровой к слову « красивый» дано 14 синонимов, к слову «хороший» – 33. Конечно, не все синонимы должны и могут быть усвоены детьми, но знание синонимики – это резерв разнообразия употребляемой лексики.

Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Они могут различаться, во – первых, оттенками лексического значения, во – вторых, эмоционально – экспрессивной окраской, в – третьих, стилистической принадлежностью; наконец, степенью употребительности и сочетаемостью с другими словами.

В начальной школе понятие о синонимах отрабатывается  на практических заданиях, на уроках русского языка и литературного чтения.

Уже в 1 классе мы проводим работу с синонимами. Например, в «Азбуке» дети читают предложение:

«Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят….»

                        «Белка там живет ручная,

                        Да затейница какая!»

Учитель, анализируя текс с детьми, просит заменить близкими по значению:

Сонный брег, гласят, ручная(белка), затейница.

Знакомство с синонимами лучше начать с прилагательных. В 1 классе в учебнике есть задания, в которых встречаются антонимы: Лето жаркое, а зима холодная. Пух легкий, а камень тяжелый.

Работая над признаковыми словами с помощью учителя, дети подбирают слова синонимы. Легкий пух, воздушный, невесомый;

тяжелый камень – грузный;

жаркое лето – знойное, горячее;

холодная зима – лютая, морозная.

Работа над синонимами обогащает словарный запас ребенка, помогоет сделать его речь яркой и выразительной. Важная роль здесь отводится чтению художественной литературы. При работе с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. С этой целью важно использовать упражнения с элементами занимательности.

Например: отгадать загадки, нарисовать отгадки к ним, подобрать к прилагательным близкие по смыслу слова. Важно научить детей при трудностях обращаться к словарю синонимов.

Малыши с удовольствием принимают участие в игре «Третий лишний». Например, какое слово лишнее

Большой, огромный, здоровый,

Красивый, прекрасный, милый.

Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов.

А) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений, оттенков, различий между словами – синонимами.

Б) подбор синонимов, которые могут служить заменой.

В)  упражнения с синонимами.

Г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи.

Д) исправление речевых ошибок и подбор наиболее уместных синонимов в данном тексте.

Один из принципов словарной работы – связь синонимов и антонимов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Слова - одежда наших мыслей. работа над синонимами в начальной школе.

Презентация по работе над темой "Синонимы" в начальной школе...

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Виды работы над синонимами

Для работы на уроке...