Виды работы над синонимами
консультация по русскому языку на тему

Липовская Ирина Васильевна

Для работы на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_raboty_nad_sinonimami.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Липовская Ирина Васильевна

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2

                        с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                                         

                                                                                                 

ВИДЫ  РАБОТЫ  НАД  СИНОНИМАМИ

                                                   Из опыта работы

                                                                               Липовской Ирины Васильевны,

                                                                    учителя начальных классов          

г. Губкин

Одной из основных задач проведения уроков русского языка является уточнение и обогащение активного словаря младших школьников. В этом смысле значение синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о его богатстве и выразительных возможностях. М.Р. Львов справедливо отмечает, что, «чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя». Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Работа над синонимами расширяет и уточняет словарь учащихся способствует точному выражению мысли, предупреждает повторы одного и того же слова.

Младшие школьники владеют определенным запасом синонимов, чаще всего это пары типа врач — доктор, лошадь — конь, большой — огромный и т.п. Материал первого занятия дает возможность не только воспроизвести знакомые детям синонимические ряды, но и расширить их перечень за счет новых, На второе занятие привлекается более сложный материал: отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Попутно решаются доступные для второклассников стилистические задачи использования синонимов в речи.

Вся работа по данной теме включает в себя следующие этапы:

  1. подбор слов, близких по смыслу;
  2. выделение слов (синонимов) в тексте;
  1. выяснение понимания слов учащимися;
  2. введение слова в другой контекст —
    составление предложения;

5)        использование слов-синонимов в
связной речи.

Остановимся на некоторых видах работы с синонимами.

I. Подбор слов, близких по смыслу.

1.        Выбор и группировка слов, близких по значению. В задании даются слова какой-то одной части речи. Из этого списка надо выбрать две группы близких по смыслу слов; иногда в этот список можно включить одно-два лишних слова («конфликтное слово»), например: бежит, глядит,
спит, мчится, смотрит, несется, не сводит
глаз.

I        II

бежит        глядит

мчится        смотрит

несется        не сводит глаз

В зависимости от уровня подготовленности детей задание может облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено два-три «конфликтных слова», могут быть даны разные части речи и пр.

2.        В задании «Проверим работу Буратино» даны прилагательные в два столбика.
                                                                                                       

Нужно к словам левого столбика подобрать слова из правого столбика, близкие им по значению.

старый        старательный

прилежный      грузная

тяжелая         смелая

храбрая        дряхлый

веселый        смешной

Здесь же можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Например: укажите, какие слова можно подобрать к данным: старый (человек, дом, город).

3.        Можно использовать игру «Замени слово».

Задача игры: заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без- или бес-.

смелый человек        бесстрашный

тихая погода        безветренная

ясное небо        безоблачное

тревожный сон        беспокойный

прозрачная жидкость    бесцветная

4.        Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный,
печаль, работа!

Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).

5.        Игра «Назовите по-другому».

    Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.

6. Игра «Раскрой цветок».

На лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной — второго столбика. Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.

школьник        ученик

спешить         торопиться

говорить   '      шептать

изба        дом

дождь        ливень

II. Выделение слов (синонимов) в тексте.

1. Ученики отыскивают синонимы в стихотворениях.

Бураны, вьюги и метели —

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

 Как надоели мне они!

В. Берестов

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

И. Токмакова

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

 Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

 Ведь до поздней осени

 Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый.

Значит, закаленный!

И. Токмакова

2. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

Спеши, не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет. Переливает из пустого в порожнее.

III.        Выяснение понимания слов учащимися.

1.        Замена синонима в предложении.
Цель такого задания состоит в выборе более точного, удачного слова.

Я читал интересную (увлекательную, захватывающую) книгу.

Лиса обманула медведя (косолапого).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

2.        Выбор из ряда синонимов слова, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус — ... (грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у другого соринку... (замечаешь, подмечаешь, улавливаешь).

3.        Замените высказывание одним словом.
Очень сильно
хотеть что-то. (Желать.)
Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать.)

Хворать, быть нездоровым. (Болеть.) Украсить, придать красивый вид. (Нарядить.)

IV.        Введение слова в другой контекст.

1.        Чтение четверостиший, в которыхпоследнее слово заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст,указав нужное слово.

С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

 Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас холод (мороз).

А. Алексин

Я трудилась не напрасно,

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от работы (труда)!

                                        И. Демьянов

Веселый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

 И вот открыл глаза подснежник,

И озирается вокруг (кругом).

Н. Рыленков

2.Выбор наиболее подходящего слова-синонима в предложении.

Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.

Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

Учащиеся должны обосновать свой выбор синонима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Слова - одежда наших мыслей. работа над синонимами в начальной школе.

Презентация по работе над темой "Синонимы" в начальной школе...

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Методика работы над синонимами.

Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов и оттенков. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче, выразительны...

Приёмы работы с синонимами на уроках русского языка в начальной школе

Сейчас идёт модернизация образования. Поэтому, необходимо рассмотреть вопросы, направленные на развитие речи учащихся, сделать её более правильной, грамотной, хорошей. Поэтому, системная работа над си...

Задания, направленные на отработку умений и навыков при работе с синонимами

Сейчас идёт модернизация образования. Поэтому, необходимо рассмотреть вопросы, направленные на развитие речи учащихся, сделать её более правильной, грамотной, хорошей. Поэтому, системная работа над си...