Правописание личных окончаний глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Грязнова Екатерина Сергеевна

Урок русского языка в 4 классе по учебнику С.В. Иванова (Начальная школа 21 века).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_lichnykh_okonchaniy_glagolov.docx209.39 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Грязнова Екатерина Сергеевна

Предмет: Русский язык

Класс: 4-б

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.

Тема урока

Правописание личных окончаний глаголов

Цель урока

сформировать и закрепить  у обучающихся понятие о спряжении  (об изменении  по лицам и числам)

Задачи

Обучающие:

- расширить  умение определять спряжение глаголов;

- определять правильное написание безударного окончания глагола.

Развивающие:  

- развивать умение определять спряжение глагола по их личным окончаниям.

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.

Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД);

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глагол, вид глагола, спряжение глагола, личные окончания глаголов.

Оборудование

  1. С.В. Иванов Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  
  2. АРМ учителя.
  3. ПК на 2 ученика.

Форма организации работы

Фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа

Этап урока

Цель этапа

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Метапредметные:

Предметные

Коммуникативные

Познавательные

регулятивные

Личностные

Организа-

ционный момент

(1 мин)

Включить в деятельность уч-ся, вызвать положительную напрвленность

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Мотивируя деятельность учащихся, учитель читает стихотворение:

Что без меня предметы?

Лишь названья,

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады, И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи мы будем сегодня говорить?

Учащиеся слушают стихотворение учителя и отвечают на поставленные вопросы, принимают тему урока.

- О глаголе.

Коммуникативные: мотивация к учебной деятельности.

Умение организовать рабочее место

Саморегуляция

Введение в тему, постановка учебной проблемы

(5 мин)

Мотивировать на определение темы урока

Ресурс № 1

На интерактивной доске появляется задание с использованием ЭОР

school-collection.edu.ru

- Давайте посмотрим на доску.

- Какая ошибка допущена в глаголе приглашаем?

- Почему?

- Как можем проверить?

- Когда можно ошибиться в написании личных окончаний?

- Какая тема урока будет?

- Какие знания вам понадобятся, чтобы правильно писать личные окончания глаголов.

- Нужно писать окончание –ем, а не –им.

- Потому что глагол приглашать І спряжения.

- Поставить глагол в форму 3 лица множественного числа: они приглашают, окончание –ют, значит это глагол І спряжения.

- Когда они стоят в безударном положении.

- Правописание личных окончаний глаголов.

Регулятивные: предположение о том, какие знания нужны для решения учебной задачи.

Предметные: связь с учебными предметами; совершенствование знаний за счет тренинговых упражнений

Личностные: формулирование темы урока после предварительного обсуждения.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

(3 мин)

 Повторить те знания, которыми овладели дети на прошлом занятии

- Давайте вспомним, что такое глагол?

- Как определить вид глагола?

- Какие формы глагола вы знаете?

- Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

- По вопросу. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? несовершенного - что делать?

- Начальная и личная форма.

Регулятивные: контроль и коррекция.

Познавательные: осознанно и произвольно строить в устной форме.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника. Инициативность и самостоятельность

Самостоятельность и личная ответственность

3-4 мин

Ресурс№2

Таблица

Учитель:

- На прошлом уроке мы с вами говорили о спряжении глаголов. Давайте вспомним, что такое спряжение глаголов?

- Запишите личные окончания глаголов: 1 вариант – I спряжения, второй вариант – II спряжения.

- Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по таблице.

Появляется ресурс, с помощью которого дети проверяют друг друга

Учащиеся:

- Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

Учащиеся записывают окончания по памяти.

Выполняют взаимопроверку с опорой на ЭОР.

Регулятивные: управление своей деятельностью.

Коммуникативные: взаимодействие

Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Углубление открытого знания

(5 мин)

Развитие сообразительности

Игра «Исключи лишнее слово»

- Давайте поиграем. На ваших карточках дан ряд глаголов. Вы должны найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Это слово запишете в тетрадь.

- Пишем, вяжем, стираем, дружим .


- Строим, клеим,
отвечаем,  говорим.


- Молчат,
посеют, думают, живут.

- Читать, делать, лететь, накрыл, петь.

-  Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.

Учащиеся работают в парах.

- Дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).

- Отвечаем (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .

- Посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени.

- Накрыл (т.к. это глагол прошедшего времени)

- Все глаголы – исключения, кроме глагола строить.

Коммуникативные: доносить свою точку зрения до др. и пытаться ее обосновать. Слушать других  и принимать другую точку зрения.

Познавательные: сравнивать, анализировать, классифицировать по спряжениям, делать выводы.

Предметные: расширить знания по предметам

Границы собственного знания и «незнания»; уважительное отношение к иному мнению.

Развитие учебно-языковых и речевых умений

(5-7 мин)

Закрепить полученные знания

С. 145, упр. 1

- Давайте откроем учебник на с. 145 и посмотрим упр. 1. Прочитайте задание к упр.

- Ребята, а что значит значок велосипед рядом с заданием упр.?

- Сейчас вы будете выполнять это задание, поработав в парах, упр. запишете у себя в тетради, а потом мы проверим.

Учащиеся открывают учебник.

Один из учеников читает задание.

- Этот значок означает работа в паре.

Учащиеся выполняют упр. в тетради. После этого учитель берет одну тетрадь и через документ-камеру проверяется упр.

Предметные: связь с учебными предметами; расширить знания по предметам.

Регулятивные: управление своей деятельностью.

Познавательные: работа с познавательными задачами и технологиями учебных предметов.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Навыки сотрудничества в работе в парах; уважительное отношение к иному мнению; ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Физкульт-

минутка

(2 мин)

Сменить вид деятельности, снять мышечное напряжение

Музыкальная физминутка «Веселая зарядка»

Регулятивные: уметь сменить вид деятельности.

Контроль усвоения.

Применение теоретических знаний.

Работа на компьютерах. Модель работы 1ПК на 2 ученика

(15 мин)

Закрепить навык определения спряжения по форме 3л., мн.ч.

Работа на ноутбуках в парах.

Ресурс № 3 с использованием ЭОР

На доске появляются глаголы, в которые нужно вставить окончания и определить спряжение.

school-collection.edu.ru

Работа на ноутбуках в парах.

Ресурс № 4 с использованием ЭОР

Учащимся предлагается распределить глаголы, стоящие в начальной форме в 2 столбика (глаголы І и ІІ спряжения)

school-collection.edu.ru

- Чтобы проверить свои знания по данной теме, мы с вами выполним задание.

- Для начала давайте повторим правила работы на компьютерах.

- А сейчас открывайте ноутбуки. Вам предлагается выполнить задание.

- Что вы должны будете сделать в этом задании? 

- Какие знания вам понадобятся, чтобы справиться с этим заданием?

- А теперь давайте выполним другое задание.

- Вам нужно глаголы, стоящие в начальной форме, распределить в два столбика. Какие знания нам для этого потребуются?

- А как это сделать?

Учащиеся читают задание, затем самостоятельно его выполняют.

- Нужно вставить окончание глагола и определить его спряжение.

- Спряжение глаголов и их окончания.

- Нужно знать как определить спряжение глагола по начальной форме.

- Если окончание ударное, поставить в форму 3 лица множественного числа.

Учащиеся выполняют задание.

Регулятивные: умение сохранять задачу для выполнения учебного материала.

Коммуникативные: принятие работы в парах, умение договариваться, понимать и слушать своего напарника, высказывать свое мнение. Предметные: умение определять спряжение глагола по форме 3л.мн.ч.

Границы собственного знания и «незнания»; уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Рефлекия учебной деятельности

(3 мин)

Подвести итог урока

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Подведение итогов урока:

- Что понравилось на уроке?

- Что узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что повторили?

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок.

Делают выводы.

Анализируют результаты своей работы на уроке:

что получилось,  что узнали нового, какие знания и умения закрепили.

Расширение кругозора.

Удовлетворение познавательных интересов.

Самооценка на основе критериев успешности.

Домашнее задание

(1 мин)

- Запишите домашнее задание. Учебник стр. 145, упр. 2.

Объясняет, что нужно делать в домашнем задании.

Открывают дневники, записывают д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....

Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"

Урок составлен по требованиям новых ФГОС  в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"

Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России"....

Правописание личных окончаний глаголов

Отработка правописания личных окончаний глаголов...