"Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Колодезная Алла Петровна

Тип урока: систематизация и обобщение знаний по теме.

Класс 2.

УМК "Перспектива"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bukvosochetaniy_cha-shcha.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор материала (ФИО)

Колодезная Алла Петровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Павловская СОШ»

Класс (возраст)

2 класс

Название материала

Урок русского языка «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу»

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Русский язык 2 класс»,                                                              СУ «Перспектива».                                                                                           Климанова Л.Ф.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

-

Цель урока:

Задачи:

Закрепить навыки правописания слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу

метапредметные:

Регулятивные:

  •  Организовать пространство диалога, творческой деятельности  

   на уроке.

•  Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать,

   группировать, анализировать; формулировать свои мысли,  

   высказывать их вслух, развивать умение делать выводы,  

   переключать внимание. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества ; взаимодействие - строить монологическое высказывание.

личностные:

•   Организовать обмен содержанием субъективного опыта между      

    учениками.

•   Общение с учениками выстраивать на принципах

    сотрудничества.

•   Организовать атмосферу включённости каждого ученика в

     работу класса.  

предметные:

•    Совершенствовать навыки написания  сочетаний  ча-ща и чу-щу;

•    Развивать орфографическую зоркость, речь

Планируемый результат

- Обучающиеся научатся писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

- Получат первоначальные представления о нормах языка;

- Получат установку на принятие моральных норм жизни детского коллектива.

Краткое описание работы с ресурсом                                 (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое)

Тип урока – урок общеметодологической направленности                                                                                     Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.                                                Используется фронтальная работа; работа в парах; работа с учебником, толковым словарём, индивидуальными карточками, иллюстрациями. Задания для «шустриков: кроссворд, ребусы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм

      Прозвенел и смолк звонок.

      Начинаем наш урок.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и вид работы.    

   

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Выполняют записи в тетради

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подвести детей                к  теме  урока.

1. Загадка о чайнике.

Люблю я подбоченясь

Забраться на поднос.

То кланяюсь учтиво

То задираю нос.

Ловушка : образец записи слова  чЯйник

- А почему вы считаете, что здесь допущена ошибки?  Докажите. Каким правилом пользовались?

Отгадывают загадку

Записывают слово отгадку

Составляют звуковую схему

Отвечают на поставленные вопросы

Анализируют «ловушку».

Указывают на ошибки

Рассказывают правило.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- В этом слове три мягких согласных. Я утверждаю, что один из них можно назвать лишним. Какой и почему?  

Ответив на этот вопрос назовём буквы для чистописания.    

- Сформулируйте тему сегодняшнего  урока

Отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

Выполняют задания чистописания

Формулируют тему урока

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

4. Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

Организует деятельность по применению новых знаний.

1.Работа в тетрадях (письм.) Распределительный самодиктант (карточки 1)

- Каким правилом будем пользоваться при написании подобных слов?    

Самопроверка по образцу.

Работа над лексическим значением слов

Работа с толковым словарём (ознакомительная)                            

Осуществляют самостоятельную работу

Читают слова на карточке 

Отвечают на поставленные вопросы, делают вывод.

Самопроверка по образцу

Знакомятся с новым видом словаря : толковым

Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

5.Первичное закрепление

в изменённойситуации (конструктивные)

2.Работа на доске (устно) Дополни предложение словами по смыслу

 Используется  текст учебника упр. 108. +карточки со словами-глаголами для вставки.

Читают предложения

Дополняют предложения.

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Познавательные: умение структурировать знания

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

. Работа с деформированными словами .

Упр 109. Учебник, запись в тетрадь

- Как объяснить, что мы не можем сразу понять смысл слов?

- соберите и запишите слова..

.

Работа «цепочкой»

обсуждение, выводы, оценивание.

Составляют пары слов, вставляют пропущенные буквы

Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

7.Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

А теперь, ребята, встали,                                                         Быстро руки вверх подняли-                                                            В стороны, вперед, назад.                                             Повернулись вправо, влево,                                                  Тихо сели вновь за дело 3

Выполняют физкультминутку

 

Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно  и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. 

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4. Составь словосочетания

( карточки 2)

Фронтальная проверка

5. Диктант с комментированием ( с.40, сборник диктантов)

Читают слова в двух столбиках составляют словосочетания сущ + прил., соединяя слова попарно

Пишут под диктовку, объясняют орфограммы, подчёркивают их.

Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

9.Рефлексия.

 - А теперь я хочу, чтобы вы проверили, насколько вы знаете и владеете правилом сегодняшнего урока. Проверьте   ученические работы и исправьте ошибки.

     

- А теперь скажи, дружок,

        Тебе понравился урок?

        Что расскажешь дома маме?

        Поделись сейчас ты с нами!

- Оцените свою деятельность на уроке в целом. Возьмите карандаш зеленого, жёлтого или красного цветов и закрасьте яблоки, лежащие у вас на партах.

Зеленый: Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе.

Желтый: Я работал на уроке с желанием, но чувствовал какое-то неудобство, волнение, тем не менее, мне было интересно.

Красный: Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

- По результатам работы на уроке выдаётся Диплом « за успешное усвоение темы «Правописание ча-ща, чу-щу»

Проверяют орфографические ошибки на правило «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу»

Высказывают свои мнения об уроке.

Оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.

Познавательные УУД:

Рефлексия

Личностные:

смыслообразование

Список использованной литературы 

  1. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. 2класс (1-4). М.: «Просвещение», 2008г.
  2. Л.Ф.Климанова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2класс. М.: «Просвещение», 2008г.  
  3. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2008г.
  4. Тесты по русскому языку Т. Е. Хохлова. Учебное пособие. М.: «Дрофа», 2006 г.
  5. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2001 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...