Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Худанова Марина Викторовна

Урок освоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx163.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработку составила:   Худанова Марина Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2 г.Грязи,

Липецкой области

Тема урока: Алфавит

Тип урока:  урок освоения новых знаний.

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

Предметные

1)  помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его

2 Метапредметные

 Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

 

Предполагаемые результаты:

  • осознают необходимость знания алфавита
  • умеют называть буквы в алфавитном порядке
  •  приобрели первый опыт обращения к словарям
  •  повышение активности и самостоятельности на уроке

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  группавая.

Оборудование:   компьютерная презентация, учебник, карточки ,счётные палочки, цветные карандаши, " веер" с буквами.

Ход урока

1. Организационный момент.

 

Прозвенел и смолк звонок,

Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам в гости.

 А гости- это всегда радость, это хорошее настроение.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают.

 Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.

И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

- У вас на партах лежат смайлики. Я хочу посмотреть , с каким настроением вы пришли на урок? Поднимите и покажите мне своё настроение.

 Молодцы.!

Итог: У  всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.

2. Актуализация знаний учащихся. (Cлайд 2)

А  сейчас я вам загадаю загадку , а вы её должны отгадать.

Чёрные, кривые,
От рождения немые,
Станут в ряд –
Сразу заговорят. (Буквы)

Ребята, а что же такое "Буквы"? ( Буквы - это знаки , для обозначения звуков)

А какие бывают звуки? ( гласные и согласные0

Нужно составить слово "Буквы" (1 ученик)

Звуковой анализ слова :

а) Обозначь ударение

б) Определи количество слогов ( Правило)

в) Сколько согласных? Гласных?

г) Назови согласные буквы. Какие это буквы? ( парные)

 Назови  их пары.

д) Назови гласные которые встретились в этом слове?

Где стоят они на ленте букв?( Это гласные , которые не смягчают согласные)

А сейчас мы с вами поиграем в   игру  “Конструирование букв”.

 (Cлайд 3)

(О - П - Н - Е - Ь – Б)

- Возьмите шесть счётных палочек и составьте из них букву О.

-Уберите одну палочку так, чтобы  получилась буква П

- Переместите 1 палочку, чтобы получилась буква Н.

- Переместите 2 палочки так, чтобы получилась буква Е.

- Переместите 1 палочку, чтобы получить букву Ь.

- Положите ещё 1 палочку, чтобы получилась буква Б.

3. Постановка проблемы; формулирование темы урока.

Составление слова из данных букв. (Cлайд 4)

Ребята. Посмотрите внимательно на слайд..

 Давайте сделаем так, чтобы заговорили эти буквы: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)

 И одновременно тема урока на доске " АЛФАВИТ"

- На уроках я неоднократно употребляла это слово, но не давала ему чёткого определения. Кто может сказать, что такое алфавит, из чего он состоит?

( Алфавит - это все буквы языка, расположенные по порядку)

А сейчас снова игра “Волшебные превращения”. Работа в парах.

 (Cлайд 5)

- Вы изучили “Букварь” и знаете теперь все буквы русского алфавита. Поэтому следующее задание не должно составить для вас большого труда.

На сначала  вы должны разделиться на группы. В группе  должны выбрать главного, ответственного. Я вам раздаю карточки. Вы должны вспомнить  буквы, в состав которых входят овалы и дописать  на карточке с заданиями недостающие элементы, чтобы овалы превратились в буквы. (а Б В Р Ф Ъ Ы Ь Ю Я)

http://festival.1september.ru/articles/619224/img1.jpg

- Можно назвать эти буквы алфавитом?( Нет)

 Почему нет? Что такое Алфавит?

- Сколько букв в русском алфавите?

А сейчас откройте учебник на странице 100.

Знакомство со стихотворением Б.  Заходера .

Чтение детьми. по четверостишию.

Обратите внимание , что крупным шрифтом выделен алфавит .

Проверьте по алфавиту , все ли буквы представлены в стихотворении.

(Нет букв Ё, Й, Ъ, Ы, Ь)

А сейчас физминутка для глаз " Солнышко".

 

Закрепление знания последовательности букв русского алфавита.

 (Cлайд 6)

- Ребята.  Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку. И этот порядок вам уже знаком.

- Какие буквы спрятались за шорами в своих квартирах?

4. Открытие новых знаний.

Знакомство с историей русского алфавита, алфавитами других языков. (Cлайды 7, 8, 9, 10)

- Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.

Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.

А сейчас посмотрите на страницу учебника. Мы сегодня должны сделать ещё и небольшое открытие.

На доске напечатаны названия слов .

 Нам помогут названия двух первых букв  в двух языках - в греческом и старом русском.

 ( На доске  учитель читает запись )     а-  альфа                  а- аз

                                                                 р- вита                      б- буки

                                                               АЛЬФАВИТ              АЗБУКА      

http://festival.1september.ru/articles/619224/img3.jpg

Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв.

И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным нам алфавитом.

Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяла “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему? ( Потому что мы живём в России , в нашей стране много народов и т.д.)

Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.

Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит. Но для этого я буду показывать на экране слайды с определением , что такое алфавит.  Если вы согласны - то хлопаете, а если нет - то топайте ногами.

 (Слайды  11, 12, 13, 14)

Вывод 4: алфавит - это все буквы языка, расположенные по порядку.

 (Cлайд 14)

Музыкальная физминутка " Солнышко"

Ребята.  А как вы думаете : Хорошо ли уметь читать?( ответы ребят)

Послушайте стихотворение В. Берестова " Читалочка"

 (Cлайд 16)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

6. Первичный контроль.

Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. (Cлайды 17, 18)

- Расположите слова, обозначающие предметы, которые вы видите на слайде, в алфавитном порядке.

http://festival.1september.ru/articles/619224/img5.jpg

Что вы сделали , чтобы расположить  слова в алфавитном порядке?    

Вывод 1: чтобы расположить слова в алфавитном порядке, надо выделить в них первую букву. 

- Разгадайте ребусы. Расположите полученные слова в алфавитном порядке. (Валя, Вера, Вова)

http://festival.1september.ru/articles/619224/img6.jpg

- С какой проблемой вы столкнулись? Как её разрешить?

Вывод 2: если в словах первая буква одинаковая, то необходимо выделить следующие буквы, чтобы расположить данные слова в алфавитном порядке.

7 Чтение и анализ пословиц о пользе чтения.

Азбука – к мудрости ступенька.


Кто много читает, тот много знает.

Стихотворение С. Маршака.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.

Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”

8. Рефлексия.

И так ребята. Мы с вами выполнили большую  и сложную работу.  Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? На какой вопрос хотели найти ответ?

  Продолжите моё предложение:

 Сегодня  я узнал.....

Было интересно....

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!!!

 Оценить работу на уроке вам помогут  наше солнышко и тучка.

- Если вам на уроке было всё понятно , вы правильно  отвечали на вопросы  , выполнили задания, то прикрепите к плакату СОЛНЫШКО, , а если у вас возникли трудности , что-то было непонятно - ТУЧКУ,

Вы все справились с заданием. У вас у всех хорошее настроение.   И у меня  настроение от вашей работе на уроке я тоже могу характеризовать СОЛНЫШКОМ !

Окончен урок и вас ждёт перемена.

И шум в коридорах опять.

И хочется мне успеть непременно

 Вам доброе слово сказать.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алфавит в стихах

Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...

Алфавит в стихах 2 часть

Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...

Детский алфавит

В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....

Английский алфавит в стихах

Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....

Английский алфавит

При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания  при изучении букв...

Алфавит

Красочные карточки с буквами английского алфавита...