Рабочая программа по русскому языку. "Школа России". 4 класс.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Бабакова Ирина Викторовна

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 4 классе разработана на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Примерной программы МО РФ начального общего образования по русскому языку (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx101.81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 4 классе разработана на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Примерной программы МО РФ начального общего образования по русскому языку (Москва «Просвещение» 2011 г.);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К.Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 5ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч.

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами проведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им. Уважение истории и культуры каждого народа.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

V. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Личностные:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Работа с текстом: определять тип текста, тему, главную мысль. Делить текст на логически законченные части, их озаглавливать. Составлять план текста под руководством учителя. Наблюдать над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определённую тему. Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

  • учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.

Предметные:

К концу 4 класса учащиеся должны знать и уметь:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь

для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в

окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 70-85 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки

и корня, с ь;

– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

-подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

-разбирать по составу доступные слова;

выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;

выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык.

Текст.

Предложение.

Обращение.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Словосочетание.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения.

Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова.

Состав слова.

Значимые части слова.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Повторение и углубление представлений о частях речи.

Имя числительное. Глагол. Наречие.

Имя существительное (41 ч)

Изменение по падежам.

Три склонения имён существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Обобщение знаний об имени существительном.

Имя прилагательное (31ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

Изменение по падежам имён прилагательных.

Правописание  падежных окончаний прилагательных.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имён прилагательных женского  рода в единственном числе.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Местоимение (9 ч)

Местоимение.

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (32 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи.

Неопределённая форма глагола.

Спряжение глаголов. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

I и II спряжение глаголов.

Правописание глаголов. Правописание глаголов  с безударными личными  окончаниями.

Правописание возвратных глаголов.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение (18 ч)


VII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (170 ч)

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Формируемые УУД

Вид

контроля

По плану

Фактически

I четверть – 45 ч.

Повторение -11 ч.

1

1.09

2.09

 Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

1

Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

Устный опрос

2

2.09

Язык и речь. Формулы вежливости.

1

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога.

Инд.  опрос

3

З.09

3.09

 Текст и его план.

1

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Комплексная работа над структурой текста/

Творческое задание

4

4.09

 Р.р. Обучающее изложение по Упр.8.

1

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Изложение

5

5.09

 Анализ изложения. Типы текстов.

1

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Устный опрос

 6

8.09

 Предложение как единица речи.

1

Составлять из каждой группы слов предложение.

Инд. опрос

 7

9.09

 Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Фронтальный опрос

 8

10.09

 Диалог. Обращение.

1

Находить в предложении обращения в начале, середине, конце.

Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме

Работа по карточкам

 9

11.09

 Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать члены предложения.

Инд. опрос

 10

12.09

 Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».

1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Диктант

 11

15.09

Работа над ошибками. Словосочетание.

1

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложение по членам предложения.

Работа по карточкам

Предложение – 9 ч.

12

16.09

 Однородные члены предложения.

1

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Инд. опрос

13

17.09

 Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Фронтальный опрос

 14

18.09

 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами

Инд. опрос

 15

19.09

 Р.р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

1

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

Сочинение

 16

22.09

Анализ сочинения.  Наши проекты «Похвальное слово знакам препинания».

1

Составлять рассказ о знаках препинания, представлять своё сообщение классу, проводить исследование.

Защита проекта

 17

23.09

 Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы.

Инд. опрос

 18

24.09

 Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Фронтальный опрос

 19

25.09

 Р.р. Обучающее изложение по Упр. 56.

1

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Изложение

20

26.09

 Контрольный диктант №2 по теме «Предложение».

1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Диктант

Слово в языке  и речи – 19 ч.

 21

29.09

Работа над ошибками.  Слово и его лексическое значение.

1

Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём.

Составлять собственные толковые словарики. Оценивать уместность использования слов в тексте.

Работа по карточкам

22

30.09

 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные и устаревшие слова.

1

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова   в прямом   и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Фронтальный опрос

 23

1.10

 Синонимы, антонимы, омонимы.

Контрольный словарный диктант.

1

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Словарный диктант

24

2.10

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

1

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка, составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Инд. опрос

 25

3.10

 Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1

Различать однокоренные слова и формы слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Письмо по памяти

 26

6.10

 Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1

Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделировать слова.

Фронтальный опрос

27

7.10

 Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Инд. опрос

28

8.10

 Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

 29

9.10

 Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

1

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Фронтальный опрос

 30

10.10

 Правописание приставок и суффиксов.

1

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

Инд. опрос

 31

13.10

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление.

Инд. опрос

 32

14.10

 Р.р. Обучающее изложение по Упр. 110.

1

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Изложение

 33

15.10

 Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

1

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Подбирать примеры изученных частей речи.

Работа по карточкам

 34

16.10

 Склонение имён существительных и имён прилагательных.

1

Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Фронтальный опрос

 35

17.10

 Имя числительное. Глагол.

1

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Инд. опрос

 36

20.10

 Наречие как часть речи.

1

Находить наречия среди данных слов в тексте.

Анализировать грамматические признаки наречия.  

Списывание

37

21.10

 Правописание наречий.

1

Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Письмо по памяти

38

22.10

 Р.р. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

1

Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника.

Сочинение

39

23.10

 Контрольный диктант №3 по теме «Части речи».

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Диктант

Имя существительное – 41 ч.

40

24.10

 Распознавание падежей имён существительных.

1

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам.

Работа по карточкам

41

27.10

 Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён сущ-ых.

1

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Картинный диктант

42

28.10

 Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

1

Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.

Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.

Различать именительный и винительный падежи.

Инд. опрос

 43

29.10

 Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.

1

Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.

Самостоятель-ная  работа

44

30.10

 Несклоняемые имена существительные. Контрольный словарный диктант.

1

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных.

Словарный диктант

45

31.10

 Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных.

1

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Работа по карточкам

II четверть – 35 ч.

46

10.11

 Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения.

1

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го скл.», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения.

Фронтальный опрос

 47

11.11

Р.р.  Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».

1

Составлять описательный текст по репродукции картины художника      А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).

Сочинение

48

12.11

 2-е склонение имён существительных.

1

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го скл.

Инд. опрос

 49

13.11

 Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.

1

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Самост. работа

 50

14.11.

 3-е склонение имён существительных.

1

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го скл. Классифицировать имена существительные разных склонений.

Словарный диктант

 51

17.11

 Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения.

1

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

Фронтальный опрос

52

18.11

 Типы склонения Алгоритм определения склонения имени существительного.

1

Определение склонения имен существительных в косвенных падежах.

Ответ по алгоритму

 53

19.11

 Р.р. Обучающее изложение по Упр.180.

1

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

Изложение

 54

20.11

 Анализ изложения. Падежные окончания имён существительны.

1

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Работа по карточкам

55

21.11

 Именительный и винительный падежи.

1

Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.

Диктант с подготовкой

56

24.11

 Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

1

Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Фронтальный опрос

 57

25.11

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1

Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения.

Инд. опрос

 58

26.11

 Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. Контрольный словарный диктант.

1

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями.

Словарный диктант

59

27.11

 Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

1

Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного.

Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно.

Творческие задания

60

28.11

 Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

1    

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями.

Работа по карточкам

 61

1.12

 Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

1

Называть признаки, по которым можно определить тв. падеж имени существительного

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. 

Фронтальный опрос

 62

2.12

 Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже.

1

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями.

Инд. опрос

 63

3.12

 Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

1

Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. 

Работа по карточкам

64

4.12

 Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже.

1

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями.

Устный опрос

65

5.12

 Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа.

Редактирова-ние

 66

8.12

 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1

Указывать падеж и склонение имён существительных.

Самост. работа

67

9.12

 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1

Составлять и записывать словосочетания, употребляя имена существительные с предлогом.

Инд. опрос

 68

10.12

Р.р.  Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница».

1

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

Сочинение

 69

11.12

 Контрольный диктант   №4 по теме «Правописание падежных окончаний имён сущ-ых».

1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста.

Диктант

 70

12.12

 Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

Объяснять написание пропущенных падежных окончаний имён существительных.

Работа по карточкам

 71

15.12

 Склонение имён существительных во множественном числе.

1

Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе.

Определять склонение имён существительных.

Инд. опрос

 72

16.12

 Именительный падеж имён существительных множественного числа.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Фронтальный опрос

 73

17.12

 Родительный падеж имён существительных множественного числа.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Инд. опрос

74

18.12

 Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Работа по карточкам

75

19.12

 Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Диктант с подготовкой

76

22.12

 Р.р. Обучающее изложение по Упр. 273.

1

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание.

Изложение

 77

23.12

 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных

Контрольный словарный диктант.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Словарный диктант

78

24.12

 Контрольный диктант № 6  по теме «Имя существительное».

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Диктант

 79

25.12

 Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа.

1

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Тестирование

Работа по карточкам

80

26.12

 Наши проекты « говорите правильно».

1

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Защита проекта

III четверть – 48 ч.

Имя прилагательное – 31 ч

81

12.01

 Имя прилагательное как часть речи.

1

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Инд. опрос

 82

13.01

 Род и число имён прилагательных.

1

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного.

Фронт. опрос

 83

14.01

 Р.р. Описание игрушки.

1

Различать начальную форму имени прилагательного.

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».

Сочинять текст о любимой игрушке.

Сочинение

84

15.01

 Склонение имён прилагательных.

1

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Фронтальный опрос

85

16.01

 Р.р. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова “Мика Морозов”».

1

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».

Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.

Сочинение

 86

19.01

 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работа по карточкам

 87

20.01

 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного.

Инд. опрос

88

21.01

 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного .

Творческие задания

89

22.01

 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного.

Фронтальный опрос

90

23.01

 Именительный, винительный, родительный падежи.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах.

Инд. опрос

91

26.01

 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.

Устный опрос

 92

27.01

 Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

Самост. работа

 93

28.01

 Р.р. Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты.

1

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

Изложение

94

29.01

 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

Работа по карточкам

 95

30.01

 Склонение имён прилагательных женского рода.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице.

Проверочная работа

 96

2.02

 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного.

Фронтальный опрос

 97

3.02

 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных 1женского рода.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.

Инд. опрос

98

4.02

 Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в винительном и творительном  падежах, проверять правильность написанного.

Творческие задания

99

5.02

 Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Самост. работа

 100

6.02

 Р.р. Изложение описательного текста.

1

Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка).

Изложение

101

9.02

 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

Работа по карточкам

102

10.02

 Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Инд. опрос

103

11.02

 Р.р. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

1

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

Сочинение

104

12.02

 Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.

Инд. опрос

 105

13.02

 Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.

Фронтальный опрос

 106

16.02

 Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.

Инд. опрос

107

17.02

 Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Контрольный словарный диктант.

1

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму.

Словарный диктант

108

18.02

 Р.р. Сочинение-отзыв по картине И.Э .Грабаря «Февральская лазурь».

1

Высказывать своё мнение о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Сочинение

 109

19.02

 Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Проверочная работа

110

20.02

 Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста.

Диктант

111

24.02

 Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Тестирование

Работа по карточкам

Местоимение – 9 ч.

 112

25.02

 Местоимение как часть речи.

1

Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений.

Инд. опрос

 113

26.02

 Личные местоимения.

1

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Работа по карточкам

114

27.02

 Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Фронтальный опрос

 115

2.03

 Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

Словарный диктант

 116

3.03

 Изменение личных местоимений по падежам.

1

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Инд. опрос

 117

4.03

 Р.р. Изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.

Изложение

 118

5.03

 Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение».

1

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Работа по карточкам

 119

6.03

 Контрольный диктант по теме «Местоимение».

1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста, находить  и исправлять ошибки.

Диктант

120

10.03

 Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Тестирование

Глагол – 32 ч.

121

11.03

 Роль глаголов в языке.

1

Различать глаголы среди других слов в тексте.

Инд. опрос

122

12.03

 Изменение глаголов по временам.

1

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

Устный опрос

123

13.03

 Неопределённая форма глагола.

1

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).

Работа по карточкам

 124

16.03

 Неопределённая форма глагола.

1

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.

Распределительный диктант

125

17.03

 Изменение глаголов по временам

Контрольный словарный диктант.

1

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе.

Словарный диктант

126

18.03

 Р.р. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Изложение

 127

19.03

 Анализ изложения. Спряжение глаголов.

1

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.

Работа по карточкам

Инд. опрос

128

20.03

 Спряжение глаголов.

1

IV четверть

129

1.04

 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Распределительный диктант

 130

2.04

 Р.р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна Большая вода».

1

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

Сочинение

 131

3.04

 I и II спряжение глаголов настоящего времени.

1

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Определять спряжение глаголов.

Работа по карточкам

132

6.04

 I и II спряжение глаголов будущего времени.

1

Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Фронтальный опрос

 133

7.04

 Наши проекты  «Пословицы и поговорки».

1

Защищать проект, выполнять творческие задания.

Защита проекта

 134

8.04

 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Самост. работа

 135

9.04

 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

Фронтальный опрос

136

10.04

 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Инд. опрос

 137

13.04

 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

Проверочная работа

 138

14.04

 Возвратные глаголы.

1

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола.  Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Работа по карточкам

139

15.04

 Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

1

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Инд. опрос

140

16.04

 Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

1

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Фронтальный опрос

 141

17.04

 Закрепление изученного Составление рассказа по серии картинок.

1

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы.

Составление рассказа

142

20.04

 Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Словарный диктант

 143

21.04

 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Инд. опрос

144

22.04

 Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Фронтальный опрос

145

23.04

 Р.р. Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).

Изложение

146

24.04

 Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Диктант

147

27.04

 Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Работа по карточкам

 148

28.04

 Обобщение по теме «Глагол».

1

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Проверочная

 работа

Словарный диктант

 149

29.04

 Обобщение по теме «Глагол»

Контрольный словарный диктант.

1

150

30.04

 Р. р. Изложение повествовательного текста

1

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

Изложение

 151

4.05

 Проверка знаний по теме «Глагол».

1

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Тестирование

152

5.05

 Анализ изложения, тестовой работы. Повторение.

1

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Работа по карточкам

Повторение – 18 ч.

 153

6.05

 Язык. Речь. Текст.

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Инд. опрос

 154

7.05

 Предложение и словосочетание.

1

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Фронтальный опрос

Инд. опрос

155

8.05

 Предложение и словосочетание.

1

Разбирать предложение по членам.

156

11.05

 Предложение и словосочетание.

1

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

 157

12.05

 Лексическое значение слова.

1

Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Работа по карточкам

 158

13.05

 Р.р. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина “Рожь”.

1

Составлять связный текст по картине.

Сочинение

 159

14.05

 Состав слова.

1

Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе.

Инд. опрос

 160

15.05

 Состав слова.

1

Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.

Работа по карточкам

 161

18.05

 Состав слова.

1

Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе

Самост. работа

 162

19.05

 Состав слова.

1

Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.

Инд. опрос

 163

20.05

 Части речи.

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 класса.

Фронтальный опрос

164

21.05

 Части речи.

 Контрольный словарный диктант.

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах.

Словарный диктант

 165

22.05

 Р.р. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста.

Изложение

166

25.05

 Анализ изложения Части речи.

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Работа по карточкам

167

26.05

Итоговый контрольный диктант №9.

1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Диктант

168

27.05

 Анализ контрольного диктанта Повторение.

1

Применить свои знания для выполнения заданий.

Работа по карточкам

 169

28.05

 Звуки и буквы.

1

Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Устный опрос

 170

29.05

 Игра «По галактике Частей Речи».

1

Применять свои знания для выполнения игровых заданий.

Творческие задания


VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Книгопечатная продукция

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник: 4 класс. Часть 1,2.

Канакина В.П.. Рабочая тетрадь: 4 класс. Часть 1,2.

Канакина В.П., Фомичёва Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.

Печатные пособия

Комплекты тематических таблиц

Комплект таблиц по русскому языку для начальной школы: 1-4 классы.

Демонстрационный и раздаточный материал.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 4 класс.

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.

Информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «Русский язык». 4 класс.

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Акустическая система

Мультимедийный проектор

Принтер

Интерактивная доска

Оборудование класса

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

Доска.

Стол учительский.

Стол компьютерный.

Столы ученические двухместные с набором стульев.

УМК для учащихся:

1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе./ Канакина В.П., Горецкий В.Г.- М.: Просвещение, 2014.

2. Канакина В.П. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс.

3. Канакина В.П. Русский язык . Тестовые задания. 4 класс.

УМК для учителя:

1..Канакина В.П. Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.

2. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое план...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса

Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса, авторы Бунеевы. Программа составлена в соответствии  с требованиями ФГОС...