Конспект урока по русскому языку с использованием ИКТ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Жукова Нина Валентиновна

Тема урока "Кореь слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

во 2 классе

УМК «Школа России»

                                Учитель начальных классов

Жукова Нина Валентиновна
МБОУ СОШ № 16  г. Балаково,

 

Урок с использованием ИКТ

Предмет: Русский язык.

УМК: Школа России.

Учебник: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2010.

Класс: 2

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: 

формировать умение подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Задачи:

Обучающие:

1. познакомить с признаками родственных однокоренных слов;

2. формировать умение определять в словах корень;

3. учить подбирать однокоренные слова.

Развивающие:

1. развивать мышление, внимание, память, речь учащихся;

2. развивать орфографическую зоркость учащихся;

3. развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

1. воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность;

2. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

3. воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в паре, в группе;

4. воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: 

  •  компьютер;
  •  мультимедийный проектор;
  •  интерактивная доска Smart Board;
  •  обучающая презентация в Power Point;
  •  карточки (раздаточный материал) для работы в паре, в группе, для самостоятельной разноуровневой работы.

План урока:

Этапы урока

№ слайда

1. Организационный момент

4

2. Минутка чистописания

5, 6

3. Актуализация знаний

7 - 11

4. Словарно - орфографическая работа

12

5. Этап формулировки темы и цели урока и постановка учебной задачи

13

6. Этап усвоения новых знаний

14 – 19

Физминутка

20

7. Этап первичной проверки понимания

21 - 26

8. Этап закрепления знаний:

а) работа в группах

б) работа в паре

Физминутка

в) коллективная работа

27 - 30

31 - 36

9. Самостоятельная разноуровневая работа

37

10. Этап подведения итогов работы

38

11. Этап рефлексии

                    39

12. Задание на дом

40 - 41

Ход урока.

1. Организационный момент. (Слайд 4)

а) Подготовка:

  • Покажите умные глазки, ровные спинки
  • Повернитесь, поздоровайтесь с гостями
  • Подарите всем улыбку
  • Повернулись. Готовы ли вы к уроку?

б) Готовность:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать!

- Ребята, посмотрите внимательно на СМАЙЛИКИ. Какой из них вам больше всего нравится?

- Я рада, что вы выбрали смайлик с хорошим настроением, с улыбкой. Я думаю, что хорошее настроение у нас у всех будет весь урок.

2. Минутка чистописания. (Слайд 5, 6)

У: - Начнём с минутки чистописания.
- Определите букву, которую будем писать. Она « лишняя » в этом ряду:
Б Т В Р К С Ф  

 (Буква «Р», так как этой буквой обозначаются непарные согласные звуки [р], [р’ ], а остальными – парные.)

Если ручкой я пишу,

Не верчусь и не спешу,

Буква к букве по линейке

Аккуратно вывожу.

3. Актуализация знаний. (Слайд 7 – 11)

- Отгадайте ребус и прочитайте пословицу:

Р 1 на – мать умей за неё постоять.

У: Объясни, как ты её понимаешь.

У: Родина. Это слово дорого каждому из нас. Одна у человека мать, одна жизнь и одна родина.

- Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, и то место на земле, где человек родился и рос, где прошло его детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.

Стихотворение (рассказывает, подготовленный ученик)

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

4. Словарно – орфографическая работа. (Слайд 12)

У: - Запишите на доске, поставьте ударение, подчеркните безуд. гл.:

- Страна, в которой мы живём.                                                 Россия

- Столица нашей страны.                                                           Москва

- Центральная площадь Москвы.                                              Красная площадь

- Крупный населённый пункт.                                                   город

- Небольшое сельское поселение.                                             деревня

- Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

  Самое любимое дерево в России.                                            берёза

 У: - Какие это слова?

 Д: - Словарные, проверяем по словарю

 У:  - В каких словах орфограммы можно проверить?

 Д: - В словах город, площадь есть орфограмма: написание парной согласной на конце.

У: - Как проверить?

Д: - Подобрать проверочные слова – города, площади

5. Этап формулировки темы и цели урока и постановка учебной задачи.

(Слайд 13)

У: - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты?

У: - Отгадайте загадку и составьте слово.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

У: - Какое это слово? (Корень)

На доске тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

У: - О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова

У: - Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?

Д: - Слово корень – многозначное.

У: - Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

Д:  Это важная необходимая часть.

У: - О чём будем говорить на уроке?

Д: - Мы будем говорить о корне как части слова.

У: - Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

У: - Обозначим проблемные вопросы: (на доске появляется запись)

  1. Что такое корень слова?
  2. Какова роль корня в слове?
  3. Как выделить в слове корень?
  4. Что такое однокоренные слова?

6. Этап усвоения новых знаний. (Слайд 14 – 19)

У: - Ребята, посмотрите на слова, записанные на доске:

Народ, родник, родина.

У: - Что у них общего?

Д: - Близкие по значению имеют общую часть.

У: - А вот как об этом размышлял лесник из произведения К. Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льётся-течёт через… всю родину, кормит народ… и все эти слова как бы родня между собой».

У: - Запишем в тетради все выделенные слова.

Родник, родит, родину, народ, родня, …

У: - Какие слова добавили бы вы? Допишем: родители, родной, родственник.

У: - Сравните и скажите, что общего имеется в этих словах?

Д: - В этих словах есть общая часть  - род-

У: - Что можно сказать о значении данных слов?

Д: - Данные слова близкие по значению

У: - Как называются эти слова?

Д: - Родственные

У: - Докажите.

Д: - Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению

У: - Как обозначим общую часть в словах?

У: - Можно сказать "выделим корень".

У: - От какого корня образовались все эти слова?

Д: - род -

У: - Выделяем вот таким значком 

У: - Получили ответ на 1 вопрос?

У: - Корень - это общая часть родственных слов.

У: - Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

У: - Ясен ли смысл слова?

Д: - Нет.

У: Оставьте корень, а другую часть слова закройте. Понятен смысл? Вывод?

Д: - В корне заключён смысл слова.

У: - Корень - это главная часть слова. От него образуются другие слова.  

Это ответ на 2 вопрос.  

У: - Как выделить корень?

Д: - Надо подобрать как можно больше родственных слов и выделить общую часть.

У: - Это ответ на 3 вопрос.                                                                                            

У: - Подумайте, можно дать другое название словам, образованным от одного и того же корня?

Д: - Можно – однокоренные.

У: - Сделайте вывод.

Д: - Однокоренные слова - это родственные слова, имеющие общую часть. 

У: - Это ответ на 4 вопрос.

Физминутка.

Бабочка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре тихо села.

7. Этап первичной проверки понимания. (Слайд 21 – 26)  Коллективно.

У: - К. Паустовский писал: «Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей Родине».

У: - Давайте заглянем в лес.

а)  Чтобы сосны, липы, ели

      Не болели, зеленели,

      Чтобы новые леса

      Поднимались в небеса,

      Их под звон и гомон птичий

      Охраняет друг - лесничий.

У: - Назовите и запишите однокоренные слова, выделите корень.

Д: - Лес, лесничий, ... 

У: - Продолжи ... 

Д: - Лесной, лесник, перелесок, лесочек.
У: -
Только ли лесничий должен охранять природу? Какой вклад можем сделать мы?

Д: - Посадить дерево.

б) У: - Давайте посадим дерево с корнем - сад -      

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик словом.

Это слово,

Слово - корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадка рядом,

А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

У: - Давайте запишем однокоренные слова и выделим в них корень.

У: - В лесу надо охранять не только растения, но и животных.

У: - Отгадайте загадку-шутку

Родня ли гусеница гусю?

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня,

   а это наши гусята.

-  А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

Д: - Нет, гусеница – не родственное слово.

8. Этап закрепления знаний. (Слайд 27 - 36)

а) Работа в группах. (Приложение)

 - Найдите однокоренные слова, докажите. Назовите лишнее слово.

1 группа:       Лиса, лиственный, лисята, лисий.

2 группа:       Волк, волчий, волшебник, волчица.

3 группа:       Медведь, медленно, медвежата, медвежий.

4 группа:       Сова, совушка, совет, совята.              Проверка.

У: - Молодцы! А сейчас поработайте в паре.

б) Работа в парах. "Поделись с соседом". (Приложение)

У: - У вас на столах конверты со словами. Разделите их между собой, учитывая тему нашего урока.

(Земля, землица, земной, земляника, цветок, цветик, цветение, цветочница, дерево)

У: - Что общего в словах, которые вы разделили?

Д: - Корень.

У: - Проверим, правильно ли вы разделили слова.

У: - Какое слово осталось?

Д: - Дерево. У него нет однокоренных слов.

в) Коллективная работа.

Физминутка.

- Чтобы дереву не было одиноко, подберём ему родственников. Если я называю однокоренные слова к слову дерево, вы хлопаете, если нет - тишина.

Водица, деревянный, водный, водоём, деревья, водичка, деревце, дерево.

У: - Какую группу слов вы ещё услышали? Можно их назвать однокоренными?

У: - Послушайте сказку  про Воду. (У ребят на парте текст)

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

У: - Кто же был чужак среди гостей?

Д: - Водитель.

У: - По каким признакам вы определили лишнего гостя?

Д: - Это слово не родственное.

У: - А какая семья должна быть у него?

Д: - Водитель, водит, проводит, заводной, провод.

У: - Запишите список родственников воды, выделите корень.

В тетради: Вода, подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной.

У: - Ребята, а кто такая водомерка?

Д: - Сообщение учащегося.

Водомерка - водяной клоп. Небольшие (от 2- 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды. Водомерки часто бескрылые. Нижняя поверхность тела покрыта бархатистым пушком. Существует около 600 видов.

У: - Это слово сложное, оно состоит из двух корней: - вод - и - мер -. Изучение таких слов нас ждёт впереди. Сегодня нас интересовал только корень - вод -.

У: - Вы прослушали сообщение о водомерке.

- Составьте предложение из данных слов:

глади, по, быстро, водомерка, скользит, водной.

- Найдите и подчеркните главные члены предложения.

- Найдите родственные слова, выделите корень, поставьте ударение.

Водомерка быстро скользит по водной глади.

У: - Корни в родственных словах пишутся одинаково.

У: - Почему говорили о воде?

Д: - Потому что в нашей стране много рек, озёр, морей. Чистота вод тоже должна  охраняться людьми.

9.  Самостоятельная разноуровневая работа по карточкам. (Слайд 37)

(Приложение)

У: - Поработайте самостоятельно.

Синие – средний уровень и выше среднего, зелёные – слабый уровень.

СИНИЕ

Выпишите группы однокоренных слов. Выдели корень.

Грач, гриб, грачата, грибной, грачиха, грибок.

ЗЕЛЁНЫЕ

Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Выдели корень.

Лось, лоскут, лосиха, лосёнок.

Поле, полка, полевой, полюшко.

10. Этап подведения итогов урока. (Слайд 38)

У: - Чему же учились сегодня на уроке?

Д: - Учились подбирать однокоренные слова, выделять корень.

У: - Итог нашей работы подведём по вопросам, которые ставили в начале урока.

Теперь я знаю,

Что корень это – главная часть слова.

 

Что в корне заключён – смысл слова.

Чтобы правильно выделить корень надо – подобрать родственные слова.

Однокоренные – это родственные слова.

11. Этап рефлексии.

У: – Какие задания вам понравились больше всего?

Д: - …

У: - Сейчас вы собой изобразите шкалу успеха.

У: - Покажите насколько вы сегодня

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно

2) умеете применять свои знания.

Сидите за партами – плохо

Просто стоите – хорошо

Стоите, руки вверх – отлично

У: - Урок я хочу закончить пословицей.

Нет в мире краше Родины нашей.   Объясните, как понимаете.

У: - Пусть в нашей России никогда не умолкают голоса птиц, пусть шумят леса, стрекочут кузнечики, пусть природа живет и дышит. Пусть человек любит свою семью, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – нашу большую родину. (Слайд 39)

12. Домашнее задание. (Слайд 40 – 41)

 У: - А чтобы наша Родина стала ещё краше надо посадить дерево.     «Вырастить словесное дерево» с корнем: 1) - цвет -; 2) - рыб-.  

Изменилось ли ваше настроение?   СМАЙЛИК.

Список литературы и интернет-ресурсов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"

Тема и номер урока в теме  Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник  Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть .  1....

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР

Тема: "Изменение глаголов по временам"...

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

Конспект урока по русскому языку с использованием Технологии СДО

Технологическая карта урокаФИО: Горбунова Наталья Николаевна,учитель начальных классов   ...

Конспект урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Задачи:1. Образовательные:формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;выделять предлоги в потоке речи на слух;формировать навыки предложного управления;закреплять навыки о мног...

Конспект урока по русскому языку с использованием технологии интегрированного обучения.

Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударны слогахЦель:1.  Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах. 2. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяем...