ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Хайруллина Рита Гареевна

Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах. Развивается  речь учащихся, любознательность и наблюдательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazykokr_mir_integ_urok.docx838.24 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах».

Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

Составила: Хайруллина Р. Г.

учитель начальных классов

Scanitto1

        

Цели урока:

- формировать умение правильно писать окончания прилагательных;

- учить выделять прилагательные из текста;

- развивать речь учащихся;

- дать представление о редких, исчезающих видах птиц.

- нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: таблица «Птицы»,  ребусы, таблицы, муз. произведение: А. Римский-Корсаков «Песни и пляски птиц».

1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока. А в помощь урока возьмем:

Внимание

Сосредоточенность

Дружелюбие

2. Минутка чистописания.

нп                         пн

Пеликан, оляпка, крапивник.

3. Словарная работа

Индивидуальная работа

1. Исправить ошибки.

Па дула зима холодом. Са рвала листя с лисов и раз митала их подарогам. Са брались птицы стайками па кречяли и па лители за высокие горы.

Работа с классом

1. Картинный диктант (учитель показывает рисунки с птицами, ученики записывают названия птиц).

Свиристель, клест, оляпка, трясогузка, поползень, оляпка, дятел, королек.

Подчеркнуть безударные гласные.

Назовите птиц, которые от нас на зиму никуда не улетают?

Да, правильно, из этих птиц в теплые края улетает только … .

В основном птицы питаются насекомыми. Зимой насекомых нет.

А чем же питаются эти птицы? Ответы учащихся.

Сытой птице и мороз не страшен. А

когда птица голодна, ее может погубить самый  маленький мороз.

Ребята, вы должны быть первыми друзьями птиц, подкармливать их! Ставить кормушки, насыпать туда семечек или крошки хлеба или за ниточку к ветке дерева привязать кусочки сала. Птицы вам скажут за это спасибо.

2. Предложение в ребусе. Разбор по членам.

             

на березовой

4. Устная работа.

Игра «Чей ряд лучше?»

улетел

Устное

кукушка

рисование

гнездо

картины

нашел

5. Работа над темой.

А сейчас ребята мы с вами совершим путешествие  в долину редких птиц. Из года в год многие птицы уменьшаются в численности и часто становятся редкими и исчезающими. За последние 100 лет с лица земли исчезло 150 видов птиц.

   Мы никогда уже не увидим бескрылой гагарки, лабрадорской гаги, розовоголовой утки, странствующего голубя и многих других.

   И вот для того, чтобы этого больше не происходило в 1966 г. Международным союзом охраны природы была создана «Красная книга». Эта книга красного цвета – это символ бедствия.

   Все  редкие  птицы,  растения, животные,  занесенные в «Красную  книгу»,  находятся под  охраной  государства. Вот  посмотрите, у  меня  в руках «Красная книга Башкирии». НА уроке мы с вами познакомимся с птицами, которые редко встречаются на нашей башкирской земле. Но при этом знакомстве закрепим знания по правописанию безударных падежных окончаний имен прилагательных м.р. и с.р. в ед. ч. в им. и вин. падежах.пеликан

   Показать на отдельных картинах птиц: пеликана, журавля, аиста.

   Пеликан – крупная птица с широкими крыльями,

 в размахе до 2 метров. Гнездится в

 тростниковых зарослях. Питается

рыбой. Раньше гнездилась на озере

Аслы – Куль.

Аист черный2

   Аист  черный – в Башкирии бывает

с апреля по август. Гнездится в лесных массивах вблизи водоемов. Гнездо диаметром 1,5 м. Материалом для гнезда служат ветки и сучья. Питается рыбой. Молчалив, очень осторожен.журавль

 

  Журавль белый – крупная птица, в размахе крыльев до 2 метров. Оперение белое, клюв красный.

 На зиму улетает в Китай, Индию.

   Чтобы лучше запомнить этих птиц, давайте запишем предложения о том, как каждый из них вьет гнездо.

Кто какие гнезда вьет?

 

   

1. Удобное гнездо пеликана находится в тростниковых зарослях и похоже на слоенный пирог. (предложение записано заранее на доске).

2. Белый журавль делает себе из травы и веток большой круг. ( Под диктовку у доски).

3. Длинноногий аист выбрал для жилья болотистый берег реки. (Под диктовку – самостоятельно).

- Определить падежи прилагательных м.р. ед.ч.? ср.р. ед.ч.?

- Какие окончания имеют прилагательные ед.ч. м.р. в им. и вин. падежах? ср.р.?фламинго

6. Работа по учебнику.

Обобщение:

Ср.р

Какое?

-ое  -ее

М.р.

Какой?

-ой –ый -ий

7. Физминутка.

8. Закрепление. Итог по теме. Показать рисунок птицы. Подобрать прилагательные м.р. к этой птице. Например, фламинго.

Красивый

Большой

Высокий и др.

Вывод: Прилагательные в безударном положении имеют окончания  - ый, -ий

а в ударном положении – ой.

9.     Самостоятельная работа. Упражнение по учебнику.

10.   Следующую остановку мы сделаем на Поляне дружбы и верности.

На эту поляну к нам в гости пришла гагарка. Картина.

Задание. Составить словосочетания по этой птице.

( широкий нос, разноцветное крыло и т. д.).

Птицы - это песнь и полет. Птицы - это тайна и красота. Это наши друзья.

За то, что вы, ребята, старались и хорошо работали, птицы благодарят вас  

своей волшебной музыкой.

А. Римский- Корсаков «Песни и пляски птиц».

Стихи  «Просьба»

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

летящие

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди- исполины, люди- великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди - человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как - то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

11.   Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру об одной из этих

птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе".

«Русский язык» 3 класс «Школа 2100» 2 часть.Проведенный урок, является первым в системе уроков в разделе «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»....

Проверочная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"

Проверочная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"...

Конспект урока по Русскому языку. Тема:«Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода» (3 класс)

Планируемые результаты:- уметьориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль.- знать как изменять прилагательные по числам, падежам, родам...