Главные вкладки

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Хайруллина Рита Гареевна

    Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах. Развивается  речь учащихся, любознательность и наблюдательность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazykokr_mir_integ_urok.docx838.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

    Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах».

    Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

    Составила: Хайруллина Р. Г.

    учитель начальных классов

    Scanitto1

            

    Цели урока:

    - формировать умение правильно писать окончания прилагательных;

    - учить выделять прилагательные из текста;

    - развивать речь учащихся;

    - дать представление о редких, исчезающих видах птиц.

    - нравственное воспитание учащихся.

    Оборудование: таблица «Птицы»,  ребусы, таблицы, муз. произведение: А. Римский-Корсаков «Песни и пляски птиц».

    1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока. А в помощь урока возьмем:

    Внимание

    Сосредоточенность

    Дружелюбие

    2. Минутка чистописания.

    нп                         пн

    Пеликан, оляпка, крапивник.

    3. Словарная работа

    Индивидуальная работа

    1. Исправить ошибки.

    Па дула зима холодом. Са рвала листя с лисов и раз митала их подарогам. Са брались птицы стайками па кречяли и па лители за высокие горы.

    Работа с классом

    1. Картинный диктант (учитель показывает рисунки с птицами, ученики записывают названия птиц).

    Свиристель, клест, оляпка, трясогузка, поползень, оляпка, дятел, королек.

    Подчеркнуть безударные гласные.

    Назовите птиц, которые от нас на зиму никуда не улетают?

    Да, правильно, из этих птиц в теплые края улетает только … .

    В основном птицы питаются насекомыми. Зимой насекомых нет.

    А чем же питаются эти птицы? Ответы учащихся.

    Сытой птице и мороз не страшен. А

    когда птица голодна, ее может погубить самый  маленький мороз.

    Ребята, вы должны быть первыми друзьями птиц, подкармливать их! Ставить кормушки, насыпать туда семечек или крошки хлеба или за ниточку к ветке дерева привязать кусочки сала. Птицы вам скажут за это спасибо.

    2. Предложение в ребусе. Разбор по членам.

                 

    на березовой

    4. Устная работа.

    Игра «Чей ряд лучше?»

    улетел

    Устное

    кукушка

    рисование

    гнездо

    картины

    нашел

    5. Работа над темой.

    А сейчас ребята мы с вами совершим путешествие  в долину редких птиц. Из года в год многие птицы уменьшаются в численности и часто становятся редкими и исчезающими. За последние 100 лет с лица земли исчезло 150 видов птиц.

       Мы никогда уже не увидим бескрылой гагарки, лабрадорской гаги, розовоголовой утки, странствующего голубя и многих других.

       И вот для того, чтобы этого больше не происходило в 1966 г. Международным союзом охраны природы была создана «Красная книга». Эта книга красного цвета – это символ бедствия.

       Все  редкие  птицы,  растения, животные,  занесенные в «Красную  книгу»,  находятся под  охраной  государства. Вот  посмотрите, у  меня  в руках «Красная книга Башкирии». НА уроке мы с вами познакомимся с птицами, которые редко встречаются на нашей башкирской земле. Но при этом знакомстве закрепим знания по правописанию безударных падежных окончаний имен прилагательных м.р. и с.р. в ед. ч. в им. и вин. падежах.пеликан

       Показать на отдельных картинах птиц: пеликана, журавля, аиста.

       Пеликан – крупная птица с широкими крыльями,

     в размахе до 2 метров. Гнездится в

     тростниковых зарослях. Питается

    рыбой. Раньше гнездилась на озере

    Аслы – Куль.

    Аист черный2

       Аист  черный – в Башкирии бывает

    с апреля по август. Гнездится в лесных массивах вблизи водоемов. Гнездо диаметром 1,5 м. Материалом для гнезда служат ветки и сучья. Питается рыбой. Молчалив, очень осторожен.журавль

     

      Журавль белый – крупная птица, в размахе крыльев до 2 метров. Оперение белое, клюв красный.

     На зиму улетает в Китай, Индию.

       Чтобы лучше запомнить этих птиц, давайте запишем предложения о том, как каждый из них вьет гнездо.

    Кто какие гнезда вьет?

     

       

    1. Удобное гнездо пеликана находится в тростниковых зарослях и похоже на слоенный пирог. (предложение записано заранее на доске).

    2. Белый журавль делает себе из травы и веток большой круг. ( Под диктовку у доски).

    3. Длинноногий аист выбрал для жилья болотистый берег реки. (Под диктовку – самостоятельно).

    - Определить падежи прилагательных м.р. ед.ч.? ср.р. ед.ч.?

    - Какие окончания имеют прилагательные ед.ч. м.р. в им. и вин. падежах? ср.р.?фламинго

    6. Работа по учебнику.

    Обобщение:

    Ср.р

    Какое?

    -ое  -ее

    М.р.

    Какой?

    -ой –ый -ий

    7. Физминутка.

    8. Закрепление. Итог по теме. Показать рисунок птицы. Подобрать прилагательные м.р. к этой птице. Например, фламинго.

    Красивый

    Большой

    Высокий и др.

    Вывод: Прилагательные в безударном положении имеют окончания  - ый, -ий

    а в ударном положении – ой.

    9.     Самостоятельная работа. Упражнение по учебнику.

    10.   Следующую остановку мы сделаем на Поляне дружбы и верности.

    На эту поляну к нам в гости пришла гагарка. Картина.

    Задание. Составить словосочетания по этой птице.

    ( широкий нос, разноцветное крыло и т. д.).

    Птицы - это песнь и полет. Птицы - это тайна и красота. Это наши друзья.

    За то, что вы, ребята, старались и хорошо работали, птицы благодарят вас  

    своей волшебной музыкой.

    А. Римский- Корсаков «Песни и пляски птиц».

    Стихи  «Просьба»

    Раненая птица в руки не давалась,

    Раненая птица птицей оставалась.

    Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

    На траве кровавой вздрагивала птица.

    летящие

    Птицы, рыбы, звери

    В души людям смотрят.

    Вы их жалейте, люди!

    Не убивайте зря!

    Ведь небо без птиц - не небо!

    А море без рыб - не море!

    А земля без зверей - не земля!

    Люди- исполины, люди- великаны,

    Есть у вас винтовки, сети и капканы.

    Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

    И должно быть сердце. Сердце человечье!

    Люди - человеки, страны и народы.

    Мы теперь навечно должники природы.

    Надо с этим долгом как - то расплатиться.

    Пусть расправит крылья раненая птица!

    11.   Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру об одной из этих

    птиц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе".

    «Русский язык» 3 класс «Школа 2100» 2 часть.Проведенный урок, является первым в системе уроков в разделе «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»....

    Презентация "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде единственного числа"

    Данная презентация по русскому языку рассчитана на учащихся 4 класса. Ее можно использовать при изучении теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в     мужском и среднем род...

    Проверочная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"

    Проверочная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"...