Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Балкарова Джульетта Хамидовна

Обобщить знания обучающихся об имени прилагательном

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx268.75 КБ
Файл okonchanie_imen_prilagatelnyh.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Образовательная программа «Школа 2100».

 

Тема урока: «Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем

 роде и во множественном числе».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока.  Учить ребят наблюдать над особенностями окончаний имён

 прилагательных, развивать умения выделять окончания прилагательных и

 определять их родочисловую принадлежность.

Задачи:

  • Образовательные:
  • обобщить знания обучающихся об имени прилагательном;
  • углубить знания обучающихся о данной части речи;
  • формировать умения самостоятельно работать с дополнительной
  •  литературой.
  • Развивающие:
  • развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса;
  • развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  • Воспитательные:
  • воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку;
  • воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация Microsoft Power Point,
  • учебник «Русский язык» 3 класс, 2 ч., Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,
  • раздаточный дидактический материал,
  • индивидуальные карточки с разноуровневым заданием,

Ход урока.

1. Организационный момент.
    
Настрой учащихся. 

Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

Учитель:  
Ребята, мы должны заботиться об охране  окружающей среды,
 и сегодня мы будем

 на уроке русского языка говорить о природе. 
Сухие пригорки скоро покроются молодой зеленью. Появится сон-трава на солнечных местах. На ветках почки лопнут, и покажутся  из них зеленые хвостики. Скоро деревья совсем оденутся. Яркое солнце так и зовет на прогулку. Вот и мы совершим сегодня прогулку в царство Грамматики.

Учитель: 
Девиз нашего урока: говорим всегда красиво, смело и неторопливо!

Ученики:

Ясно, чётко говорим,
Думаем и не спешим.

2. Минутка чистописания.

Ая  яя ий ый ой ое ее ые ие
Большая, синяя, новый, узкий, сильное, дальнее, морские, морозные.

3. Словарная работа.  Запиши словосочетания и определи род и число.

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_1.jpg

Рефлексия: Оцените свою работу.

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_2.jpg

4. Актуализация знаний.

Учитель: 

Очень занимательное
Имя прилагательное
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.

5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.

– Прочитайте на с.75 название темы.
– Правописание какой части речи будем изучать?
– Назовите ключевые слова темы.

(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)


– Что такое окончание?
– Что такое имя прилагательное?

– Для чего служат окончания?

– Какие окончания имеют имена существительные женского рода?
   (-а, -я) мужского рода? (нулевое, -а, -я) среднего рода? (-о, -е, -я).

6. Физкультминутка 

Учитель: Отгадайте загадку

Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим  (воздух).

Учитель: 
Как хорошо сейчас в весеннем лесу, какой там чистый воздух! Аромат березы и липы, смолистые запахи сосны и ели очень полезны для людей. Давайте закроем глаза и представим себя в этом лесу. Глубоко дышим, расслабляемся.
(Воздух – окончание нулевое, м.р., ед. ч.)

– Как найти окончание в слове? (Надо изменить слово). (Нет воздуха, о воздухе,

 воздухом).
А ведь воздух загрязняется от выхлопных газов автомобилей, больших и малых

 малых заводов, лесных пожаров.

 Учитель:

 Природа страдает не только от загрязнения воздуха, но и от загрязнения

окружающей среды: свалки мусора, оставленный в лесу мусор, загрязнение

озер, рек. А мы хотим дышать чистым воздухом, есть чистые продукты, пить

 чистую воду. Поэтому сегодня мы должны запомнить, что природу нужно беречь,

 охранять! (Слайды о загрязнении природы)

Рефлексия: Оцените свою работу.

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_2.jpg

7. Открытие новых знаний. (Исследовательская работа)

Работа в группах.

Наблюдение за особенностями родовых и числовых окончаний имён прилагательных.

–- Как же найти окончание в именах прилагательных? Давайте понаблюдаем.

Упр. 322 – развивается умение выделять окончание в именах прилагательных.    

Хоккейный матч
Хоккейная площадка 
Хоккейное снаряжение
Хоккейные клюшки 
Хоккейными клюшками

ненастный день 
ненастная погода
ненастное лето
ненастные дни
ненастными днями

–- Какое прилагательное изменяется? (Хоккейный)
–- Что изменяется и как? (окончание: -ый, -ая, -ое, -ые, -ыми)

Вывод: Как найти окончание в имени прилагательном? 
(Нужно изменить прилагательное и выделить часть, которая изменяется).

Рефлексия: 
Оцените свою работу.

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_4.jpg

8. Систематизация окончаний имен прилагательных.
Сказка о жителях царства «Грамматика»

Учитель: 
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь Имя прилагательное. Его имя произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». Царю принадлежали сказочные человечки, которые уточняют и украшают нашу речь. Они обозначают признаки предметов.

Жили человечки в разных домах. В первом доме – человечки женского рода:

 красивая, добрая, родная. Во втором – мужского рода: ласковый, могучий, большой.

 А посередине стоял дом, в котором жили человечки среднего рода: яркое, тихое,

синее. Царь любил своих подданных и разрешал им меняться домами.

Когда царь сердился на своих подданных, он сажал их в отдельную комнату и

 говорил: «Побудь в единственном числе и подумай о своем поведении».

Некоторых потом прощал, и снова они жили вместе.

Были эти человечки очень общительные, но дружили они только с именами существительными.

Запишите в свои карточки – домики окончания.

1 группа

Весенняя капель
Кудрявая береза

2 группа            

Чистый воздух
Морской берег
Зимний день

3 группа

Пшеничное поле
Раннее утро

4 группа

Чистые озёра
Весенние лучи

 (Дети заполняют домики в группах).

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_5.jpg 

Вывод: 
Какие окончания бывают у прилагательных ж. р, м. р., ср. р.?
–- Как называются окончания имен прилагательных в ед. ч.? (родовыми окончаниями)
–- Почему? (Прилагательные изменяются по родам).

Рефлексия: 
Оцените свою работу.

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_4.jpg

8. Дифференцированная работа в группах по объему и степени сложности.

Учитель: 
 А какие полевые цветы вы знаете? (Ромашки, колокольчики, васильки…)

Учитель: 
Отгадайте загадки о полевых цветах. 
1. С этих шариков пушистых
    Полетят парашютисты 
(Одуванчики).

2. Стоят в поле сестрички:
   Золотой глазок, белые реснички 
(Ромашки).

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_10.jpg
Слайд презентации 
Окончания прилагательных 3 кл (ж.р, м.р., с.р)

3. Эй, звоночки, синий цвет,
   С язычком, а звону нет. 
(Колокольчики).

Учитель: 
Сейчас мы будем выполнять дифференцированное задание по группам.

Одуванчики:Указываете род и число имен прилагательных,выделяете окончания имен прилагательных .

Ромашки:Дописываете окончания            

 имен прилагательных, указываете род и число прилагательных.

Колокольчики (максимальный уровень): Списываете текст, дописываете окончания прилагательных, указываете род и число имен прилагательных. Разобрать по составу слово листочки.

Карточки (для группы «Одуванчики»):

Я люблю 
скромное ветвистое дерево рябину. Люблю её пёстрые зеленые 

листочки. Они шелестят даже при легком ветерке. В этом дереве чувствуется

 весел..., радостн..., русск... настроение.

Карточки (для группы «Ромашки»):
Я люблю скромн... ветвист... дерево рябину. Люблю ее пестр... зелен... листочки.

 Они шелестят даже при легком ветерке. В этом дереве чувствуется весел...,

 радостн..., русск... настроение.

Карточки (для группы «Колокольчики»):
1. Я люблю скромн... ветвист... дерево рябину. Люблю ее пестр... зелен... листочки.

Они шелестят даже при легком ветерке. В этом дереве чувствуется весел...,

 радостн..., русск... настроение.


2. Разобрать по составу слово 
листочки.

Рефлексия: 
Оцените свою работу.

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_4.jpg

9. Работа в парах с взаимопроверкой.
Родн… земля, свеж… хлеб, орлин… полёт, туманн… утро, ранн… весна,

 тёпл… солнце, голуб… озёра. 

10. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие в царство Грамматики. И сейчас я хочу

увидеть, что нового на уроке вы узнали. 
Перепутались окончания имени прилагательного –ая, –ый, –яя, –ое, –ой, –ее, –ий. Возьмите три цветных карандаша: синий, зеленый, красный. 

Обозначьте:

1 ряд,  – черным прямоугольником окончания прилагательных мужского рода,
2 ряд – красным – женского рода,
3 ряд – желтым – среднего рода.

Учитель: 
– Над какой темой работали на уроке?
– Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Назовите окончания прилагательных во множественном числе.

Учитель:
Оцените свою работу на уроке.

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_4.jpg

11. Домашнее задание: 
Творческая работа: 
составьте правила поведения в природе.

12. Рефлексия урока: 
Прикрепите свои кружочки
– Старательно! (
красные кружочки), 
– Дружно! 
(синие кружочки), 
– Активно!
 (жёлтые кружочки).

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_8.jpg

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/kolpikova/k-urya3kl_9.jpg

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе»

Слайд 2

Смотрю на глобус-шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса Роса на травах, как слеза И тихо просят родники: Ты береги нас, береги!

Слайд 3

Учитель: Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо. Ученики : Ясно, чётко говорим, Думаем и не спешим.

Слайд 4

Минутка чистописания. а я яя ий ый ой ое ее ые ие

Слайд 5

работа Словарная

Слайд 6

Оранжевые исследователь Юный апельсины Яблочный погода Облачная аромат Оранжевые апельсины (мн. ч.) Юный исследователь (м. р., ед. ч.) Яблочный аромат (м. р., ед. ч.) Облачная погода ( ж.р ., ед ч.)

Слайд 7

Очень занимательное Имя прилагательное Трудно будет без него, Если пропадет оно.

Слайд 8

Ключевые слова к теме: Имя прилагательное; о кончание; б езударные гласные.

Слайд 9

Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим, Просто мы его вдыхаем, Он ведь нам необходим . Физкультминутка

Слайд 11

Хоккейный матч ненастный день Хоккейная площадка ненастная погода Хоккейное снаряжение ненастные дни Хоккейные клюшки ненастное лето Хоккейными клюшками ненастными днями - ый - ая - ое - ые - ыми - ый - ая - ые - ое , - ыми Вывод: Исследовательская работа

Слайд 17

Ж.р . - ая - яя М.р . - ый - ий -ой С.р . - ое -ее

Слайд 18

Ед. число Мн. число Ж.р . М. р. С.р . - ая - ый - ое - ие - яя - ий -ее - ые -ой

Слайд 19

Отгадайте загадки о полевых цветах. 1. С этих шариков пушистых Полетят парашютисты.

Слайд 20

2. Стоят в поле сестрички: Золотой глазок, белые реснички .

Слайд 21

3. Эй, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет.

Слайд 22

У казать род и число имен прилагательных, выделить окончания прилагательных .

Слайд 23

Дописать окончания имен прилагательных, указать род и число прилагательных.

Слайд 24

1. Д описать окончания прилагательных, указать род и число имен прилагательных. 2.Разобрать по составу слово листочки Я люблю скромн ое ветвист ое дерево ( с.р ., ед.ч .) рябину. Люблю её пёстр ые зелен ые листочки (мн. ч.). В этом дереве чувствуется весел ое , радостн ое , русск ое настроение ( с.р ., ед. ч.). Листочки

Слайд 25

Родн … земля, свеж… хлеб, орлин … полет, туманн … утро, ранн … весна, тёпл … солнце, голуб… озера.

Слайд 26

Д.з . Записать три предложения с именами прилагательными о правилах поведения в природе.

Слайд 27

Активно! Старательно! Дружно! Прикрепите один кружок в ту часть сердечка, как вы работали.

Слайд 28

Спасибо за урок!

Слайд 29

Использованные материалы: Русский язык. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «БАЛАСС» , 2013 г. Картинки www.yandex.ru МОУ «СОШ с.п.Кишпек » Учитель начальных классов Балкарова Джульетта Хамидовна .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе".

«Русский язык» 3 класс «Школа 2100» 2 часть.Проведенный урок, является первым в системе уроков в разделе «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»....

Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"

Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...

открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»

разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...

Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Цель урока: Сформировать представление о написании  окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"...