Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа России" (конспект)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок предназначен для учащихся первого класса. Тема урока "Заглавная буква в именах собственных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Русский язык, УМК «Школа России», 1 класс, урок открытия нового знания.

                           Тема урока: Заглавная буква в именах собственных

Цель: углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

  Задачи:        

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

-формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- формировать умение концентрировать внимание;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Образовательные:

Формирование навыка правописания большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных.;

Развивающие: Развивать умение находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать у обучающихся логическое мышление, внимание.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, формировать коммуникативные навыки и познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.

Методы:

- частично-поисковый;

- объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

Выставка детских книг: А.Толстой «Приключения Буратино», К.Чуковский «Доктор Айболит», Г.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Золушка».

Презентация «Заглавная буква в именах собственных».

Карточки для работы в парах, для индивидуальной работы.

Толковый словарь.

Выставка фотографий и детских рисунков с изображением домашних животных.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Организационный момент – психологический настрой «Подари улыбку»

Включение в учебную деятельность.

Чистописание.

Самоопределение к деятельности.

Работа по теме урока.

Физкультминутка.

Работа по теме урока.

Проверка знаний.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

- Ребята, с чего вы начали свой день, как только проснулись?

- Для чего человек каждое утро делает зарядку? Какую пользу она приносит?

- Каждый человек, который хочет быть здоровым, бодрым, своё утро начинает с зарядки. Чтобы наши пальчики стали писать красивые буквы и не уставали быстро, начнём урок с пальчиковых упражнений. А затем выполним чистописание.

Сделали мы гнёздышко –Посмотри, посмотри! Маленькие птенчики Там внутри, там внутри! Стали наши птенчики Подрастать, подрастать и, расправив крылышки, улетать, улетать!

- Сегодня мы повторим, как пишутся заглавная и строчная буквы К, к.

Слайд 2.

К к

- Сколько элементов у заглавной буквы К?

- Вы согласны?

- У строчной?

- Что нужно помнить, когда будем прописывать буквы?

 - Пропишите всю строчку.

Слайд 3.

-Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите  среди них лишнюю (з,н,п, Л, Б,М)  и объясните свой выбор.

Слайд 4.

Катя Коля Кристина

- Что общего в написанных словах?

- Для чего нужны заглавные буквы?

- Определите тему урока.

Слайд 5. (тема урока)

Слайд 6.

- Сформулируйте цель урока, используя начало фразы.

Ознакомление с употреблением заглавной буквы в …

- Ребята, отгадайте загадки.

-Человечек деревянный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой. (Буратино) Слайд 7.

- Он в лесу у нас живёт,
Лечит весь лесной народ.
Всем на помощь он спешит -
Добрый ... (доктор Айболит).

 Слайд 8.

- Появилась девочка в чашечке цветка,

   И была та девочка чуть больше ноготка.

   В ореховой скорлупке та девочка спала

   И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка) Слайд 9.

 

- Скорей бы приблизился вечер,

        И час долгожданный настал,

        Чтоб мне в золоченой карете

        Поехать на сказочный бал. (Золушка) Слайд 10.

Слайд 11.

- Кто это такие?  Дайте общее название?

Слайд12.

- Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы: (Н, н)езнайка, (А,а)йболит. Запишите слова.

- Какие буквы выбрали?

Слайд 13.

-  Проверьте себя.

- Почему выбрали заглавные буквы?

Слайд 14.

- Посмотрите на следующие записи и выберите  нужные буквы: (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка. Запишите слова.

- Какие буквы выбрали?

- Проверяем.

Слайд 15.

- Почему снова выбрали заглавные буквы?

- Вспомните правило правописания имен людей.

- В сказках живут сказочные герои. У многих из них есть имена. Эти имена придумали писатели, их не встретишь у людей, но всё же это имена.

- Из каких сказок эти герои?

Слайд 16.

- Посмотрите на следующий слайд. Прочитаем, что здесь написано.

- С какой буквы написаны слова? Почему?

- Ребята, а вы знаете кто они?

- А какие сказки они сочинили, вы знаете?

- Книгу про Буратино написал Алексей Толстой, а сказку про Айболита Корней Чуковский.

- А кто из вас знает, какие ещё произведения они написали?

Слайд 17.

- Прочитаем , что здесь написано.

- Почему написано с заглавной буквы?

- А эти сказочники что написали?

-Сказку про Дюймовочку написал датский писатель Ганс Христиан Андерсен, а сказку про Золушку французский сказочник Шарль Перро.

-Посмотрите, ребята, на выставку книг у нас в классе. В этих книгах встречаются наши герои, загадки про которых мы сегодня с вами отгадывали, и не только, здесь, в этих книгах, живёт много сказочных героев, о которых, я думаю, вам захочется прочитать.

- Запишите имя, отчество и фамилию одного из писателей.

- Итак, как мы пишем имена, отчества и фамилии?

Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.

Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.

- Мы познакомились с героями сказок. А где можно встретить всех героев сразу?

Слайд 18.

- Кто знает, что же означает слово «библиотека»? Обратимся к толковому словарю.

- Слово «библиотека» означает «книгохранилище». Значит, библиотека – дом, в котором хранятся книги. Но книги в библиотеке не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям. Ведь книга – лучший друг всех, кто любит читать.

Словарная работа.

- Запишите слово библиотека, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

- Составьте с этим словом предложение.

-Послушайте стихотворение-шутку.

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё у них была

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка.

А ещё два козла:

Сивка да Бурка!

- Что это за слова Мурка, Жучка, Буренка, Хохлатка?

Слайд 19.

– Вставим пропущенные буквы.

- Какие буквы выберем? Почему?

Слайд 20.

  - «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?

 

Учитель раздаёт карточки с заданием.

- Соедините линиями кого, как надо назвать (соедините имя собственное с именем нарицательным).

- Как написаны клички животных? А названия животных?

Проверка. Слайд 21.

- Какой сделаем вывод?

Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.

Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков и фотографий домашних животных.

- Давайте посмотрим на выставку рисунков и фотографий домашних животных, которую вы подготовили. Представьте своих питомцев.

Учитель раздаёт карточки с заданием каждому учащемуся.

- Вспомните, когда пишется заглавная буква. Выберите нужную букву, подчеркните одной чертой.

Самопроверка, самооценка.

Слайд 22.

- Оцените свои успехи. Если работа выполнена верно, нарисуйте красный кружок, если есть ошибка, нарисуйте жёлтый.

Слайд 23.

- Дополните одну из фраз:

Я узнал…

Я понял…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Слайд24.

- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, поднимите красную карточку.

- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, поднимите синюю карточку.

- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, поднимите желтую карточку.

- Очень приятно, что преобладают красные и синие карточки. Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.

- Спасибо за урок!

Приветствуют гостей, улыбаются. Улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются по местам.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения для пальчиков.

Отвечают на поставленные вопросы.

В тетради прописывают заглавную и строчную букву к.

Смотрят на доску, находят лишнюю букву.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока.

Ученица читает стихотворение Е. Измайлова.

 Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше

Всех букв-подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твое,

имя улицы,

города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой – уважения знак.

Определяют цель урока.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

Смотрят на записи.

Записывают слова в тетрадь.

Сверяют написанное с записью на слайде.

Отвечают на вопрос.

Рассказывают правило правописания имён людей.

Отвечают на вопрос.

Смотрят на слайд, читают.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают выставку книг.

Записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся под музыку выполняют упражнения.

Отвечают на вопросы.

Ученик читает в словаре .

Записывают слово в тетрадь.

Составляют  предложения.

Отвечают на вопрос.

Устно вставляют пропущенные буквы.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся работают в паре по карточке.

Отвечают на вопросы.

Проверяют сделанное в карточке с записями на слайде.

Отвечают на вопрос.

Дети представляют своих питомцев.

Работают по карточке.

Оценивают свою работу.

Дополняют фразы.

Поднимают соответствующую карточку.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителями и одноклассниками. Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Регулятивные: самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. Работа по образцу. Коммуникативные: развитие внимания.

Регулятивные: целеполагание. Познавательные: анализ объектов. Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли.

Коммуникативные: развитие внимания, развитие монологической и диалоговой речи. Познавательные: анализ и синтез, опора на уже известное, формирование знаково-символического действия. Регулятивные: самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы.

Коммуникативные: умение слушать и записывать содержание, развитие диалоговой и монологической речи. Познавательные: развитие логических умений, построение цепочки рассуждения.

Формирование навыков чтения, умение находить конкретные сведения, факты; умение ориентироваться в словарях.

Коммуникативные: умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Личностные:установление связи между учебной деятельностью и мотивом. Регулятивные: планирование деятельности; самооценка и самоконтроль выполняемой работы, формирование навыков работы по алгоритму.

Регулятивные: самооценка и самоконтроль. Коммуникативные: формирование способов учебного сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...