Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - 4 классы). Москва "Просвещение" 2011 г. Авторы учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

по русскому языку в  4 классе

(составлен  в соответствии с  рабочей программой УМК «Школа России» (1- 4классы),Москва «Просвещение» 2011 г.)

Авторы: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский   язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1

               Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский   язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1

                                                                                                       

                                                                         Выполнила: Киотова Н.В., учитель  начальных  классов

Проект урока   по русскому   языку  составлен  в соответствии с  рабочей программой УМК «Школа России» (1- 4классы),Москва «Просвещение» 2011 г.

Авторы: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский   язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1

               Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский   язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1

Рабочая тетрадь соответствует  учебнику «Русский  язык. 4 класс» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.

                                                   Фрагмент  календарно- тематического планирования

Тема урока

Количество

часов

7

Виды предложения по интонации.

8

Диалог. Обращение.

9

 Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

10

 Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

11

Что такое словосочетание.

Данный урок в  изучении раздела «Повторение» является  девятым по счету.

Тип урока: повторение изученного материала.

Характеристика деятельности  учащихся:

  • Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.
  • Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.
  • Различать главные  и второстепенные члены предложения, распространенные и  нераспространенные предложения.
  • Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам»
  • Разбирать предложения по членам.

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

Тип урока: повторение изученного материала.

Задачи:

  • учить задавать смысловые вопросы для установления  связи слов  в предложении;
  • развивать умения определять главные и второстепенные члены в предложении;
  • формировать умения различать нераспространенные и распространенные предложения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • устанавливать с помощью смысловых  вопросов связь между словами в предложении;
  • выделять главные члены предложения;
  • различать главные и второстепенные члены предложения;
  • различать распространенные и нераспространенные предложения.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • анализировать схемы предложений;
  • находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение;
  • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с памяткой;

Личностные:

  • осознавать важность изучения русского языка.

Оборудование урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч.1; рабочая программа, карточки .

                                                                 План  урока с  хронометражем.

 Этап урока

1.

Мотивация познавательной деятельности.

5 мин

2.

 Актуализация необходимых знаний.

Проверка домашнего задания ( рабочая тетрадь с.14 задание 26)

2 мин

Минутка чистописания (запись буквосочетаний буквы «б» с гласными буквами).

3 мин

Игра «Поймай основу».

5 мин

3.

Организация познавательной деятельности.

Работа  в парах. (работа по упражнению 23 с.18 в учебнике)

5 мин

4.

Физкультминутка

2 мин

Самостоятельная работа ( задание 28 с. 15 в рабочей тетради).

5 мин

Коллективная работа (упражнение 24 с.19 в учебнике)

6 мин

Работа в группах (упражнение 25 с.19 в учебнике)

4 мин

Домашнее задание

(с.15 № 27 в рабочей тетради).

3 мин

5.

 Рефлексия.

(работа по карточкам)

3 мин

6.

Подведение итогов.

2 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

I. Мотивация познавательной деятельности.

- Дорогие ребята!

Сегодня у нас  очередной урок русского языка, который мне хочется начать с предложения.

Русский язык обогащается с поражающей быстротой.

- Какое оно по цели высказывания и по эмоциональной окраске?

- О чем говорится  в предложении?

- Как называется этот член предложения? (Подлежащее).

- Что говорится о подлежащем?

- Как называется этот член предложения? (Сказуемое)

Дополните  фразу.

Подлежащее и сказуемое – это (главные члены предложения).

- Почему они называются главными? ( в них заключена основная мысль, они составляют грамматическую основу предложения.

- Ребята, давайте сформулируем задачи  урока ( Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться их находить в предложении, вспомнить, как они обозначаются).

 - Обратите внимание на с.18 в учебнике и  рассмотрите материал, уточните, какие сведения по теме урока вам уже известны, а чему будем учиться .

- Сегодня на уроке вспомним все, что мы знаем о предложении.

Работа с доской

(Разбор предложения, выделение главных членов предложения).

Обсуждают тему  урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Под руководством учителя определяют задачи урока.

Задача нашего урока – проверить, насколько умело и правильно мы умеем использовать знания о главных членах предложения.

Мы будем учиться находить главные члены предложения, вспомним о роли предложения, будем развивать речь.

Личностные УУД

Самоопределение

(мотивация  учения)

Положительное  отношение к изучению русского языка, понимание  его богатства.

Смыслообразование.

Регулятивные УУД

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе соотношения того, что  уже известно и усвоения учащимися, и того, что  еще неизвестно).

II. Актуализация необходимых знаний.

Проверка домашнего задания.

Минутка чистописания.

Игра «Поймай основу».

Проверяет домашнее задание.

- Какое упражнение вы выполняли дома?

- Какие трудности вызвало у вас данное упражнение?

- Прочитайте предложение с пропущенными орфограммами.

- Прочитайте диалог в рабочей тетради (с. 14 ,задание 26 )

- Какие знаки препинания  вставили?

- Назовите  обращения?

Проводит минутку чистописания.

- Ребята, какая буква изображена на доске? (Б)

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Запишите буквосочетания с буквой «б» и гласными буквами.

- Прочитайте и запишите  скороговорку.

Создание условий для работы в парах по заданию в  упр. 23 в  учебнике.

- Ребята, я буду читать предложения, а вы записывайте только основу предложения.

Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали.

-  Какую последнюю  основу выписали?

- Чем она необычна?

Отвечают на вопросы учителя.

Читают предложения с пропущенными словами.

Вставляют пропущенные знаки препинания.

- Бегемот, закройте рот,

Вы пугаете народ!

Честно вам признаюсь:

Я всем улыбаюсь!

 

Выполняют минутку чистописания.

Записывают  буквосочетания.

Бб Бау Бие Бое Бюу Бэе

Купила бабуся бусы Марусе.

Записывают основы предложений.

Стоял денек. Таня положила. Гости прилетели. Птицы клевали. Они сидели и щебетали.

Определяют, что в последнем предложении два сказуемых.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно  и произвольно

строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД

Общеучебные (поиск  и выделение информации),

Логические (подведение под понятие, выведение следствий).

III.Организация познавательной деятельности.

Работа  в парах.

IV. Физкультминутка.

Самостоятельная работа ( задание 28 с. 15 в рабочей тетради).

Коллективная работа (упражнение 24 с.19 в учебнике)

Работа в группах.

Упражнение 25 с.19

(работа по учебнику).

Домашнее задание

(с.15 № 27 в рабочей тетради).

V. Рефлексия.

(работа по карточкам)

VI. Подведение итогов.

- Ребята, прочитайте задание к упражнению 23 на с.18 в учебнике.

- Прочитайте отрывок из стихотворения  А.Майкова и постарайтесь запомнить его.

- Закройте учебники, попробуйте пересказать отрывок своему соседу по парте и запишите строки по памяти.

- Подчеркните главные члены предложения. Почему они называются главными?

- Какую роль выполняют в данных предложениях второстепенные члены предложения?

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Только ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради.

- Прочитайте задание.

- Впишите самостоятельно в первую группу предложений пропущенные подлежащие, во вторую – сказуемые, в третью – второстепенные члены предложения.

Организует выполнение учащимися задания к упражнению 24 с.19 в учебнике, предлагает определить последовательность действий.

- Прочитайте задание  в упражнении 24. Озаглавьте текст.

- Спишите пропущенные буквы. Подчеркните  в каждом предложении грамматическую основу.

- Разберите последнее предложение по членам предложения.

- Какие предложения называют распространенными, а какие – нераспространенными?

- Ребята, давайте поработаем над упражнением 25 с.19 .

- Я предлагаю вам разбиться на три группы по четыре человека в каждой.

- Подумайте и скажите, какое предложение из упр. 24, подойдет к первой схеме, а какое – ко второй?

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения  упражнения, дает сопутствующие комментарии.

- Ребята, рассмотрите домашнее задание № 27 на с. 15 в рабочей  тетради.

- Составьте из каждой группы слов предложения – загадки о молнии, об облаках, о стрекозе.

-Запишите загадки, а в скобках отгадки. Подчеркните в каждом предложении грамматическую  основу.

Раздает учащимся карточки с заданиями.

- Ребята,  прочитайте предложения, подчеркните  главные члены предложения.

Организация  подведения итогов  урока учащимися. Проводит беседу по вопросам.

- На какие вопросы отвечают главные члены предложения?

 - Какими частями речи выражены главные члены предложения?

- Как различать распространенные и нераспространенные предложения?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Читают задание. Планируют деятельность в парах, готовятся к письму по памяти, записывают текст, проводят взаимопроверку.

Упражнение 23.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

Отвечают на вопросы.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения. Второстепенные члены предложения поясняют главные ил другие второстепенные члены предложения.

Уточняют, как находить главные члены предложения, выделяют, определяют роль второстепенных членов предложения. Соотносят сделанные выводы с информацией в учебнике на с. 18.

Читают предложения.

Восстанавливают предложения. Комментируют последовательность действий. Вписывают пропущенные слова. При окончании представляют полученные варианты, обосновывают правильность выбранного слова. Выслушивают друг друга. Отмечают наиболее удачные  предложения.

Задание 28 с.15 в рабочей тетради.

1.Вот дождь брызнул. Солнце скрылось над горизонтом. Спит щенок.

2. Щенка покормили молоком. На травинке сидел кузнечик.

3.Мы рисуем пейзаж.

Ребята собирали землянику.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на  языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывание текста с комментированием. Один ученик выполняет на доске разбор последнего предложения, затем самостоятельный разбор одного предложения на выбор).

Главные члены предложения  составляют грамматическую основу предложения.

- Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные член предложения.

Выполняют задания согласно пункта плана.

Подчеркивают грамматическую основу в каждом предложении.

Выполняют разбор предложения по членам предложения (пользуясь памяткой на с.149 в учебнике).

Упражнение 24.

Вдруг раздался мощный гул. Воздух задрожал. Блестящий самолет промчался над вершинами яблонь. Вспорхнула бабочка. Слетел с забора желтый петух. С криком промелькнула испуганная галка.

Нераспространенные предложения состоят только из главных членов. Распространенные члены предложения имеют в своем составе не только главные члены предложения, но и второстепенные.

Читают задание.  Соотносят данные схемы с предложениями из упр. 24, делают выводы. Уточняют информацию в учебнике на с.19. Составляют свои предложения к схемам. Обсуждают в классе выполнение задания. Обобщают информацию о том, как различать распространенные и нераспространенные предложения.

Внимательно слушают.

Рассматривают задание, задают уточняющие вопросы.

Комментируют порядок выполнения.

1.Раскаленная стрела свалила могучий дуб у села.

2. Голубой  аэропланчик сел на белый одуванчик.

3.Плывут по голубому морю  белые гуси.

Выполняют  данное задание. Закрепляют пройденный материал.

  1. Осень одела деревья в новый наряд.
  2. Хитрая лиса забралась в курятник.
  3. Над цветами кружат золотые пчелы.
  4. Дождевые капли барабанили по крыше.
  5. Яркое солнце осветило окрестность.

Отвечают на  вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказывают, что показалось трудным на уроке, с которыми столкнулись.

Коммуникативные УУД

Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, оценка

действий партнера, умение с точной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД

осуществление учебных действий.

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения  отклонений и  отличий от эталона).

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной   форме. Согласовать усилия  по решению учебной  задачи.

Осуществлять контроль по результату.

Коммуникативные УУД

Логические

(синтез как составление целого из частей, выполняя недостающие компоненты;)

Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника.

Познавательные УУД

Общеучебные

(поиск и выделение информации), работа с памяткой.

Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника.

Коммуникативные УУД

Разрешение конфликтов

(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация)

Познавательные УУД

Общеучебные

(моделирование)

Регулятивные УУД

Планирование

(определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана  и последовательности действий)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения  эталона, реального действия и его продукта)

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.

Аргументировать свою точку зрения. Извлекать информацию из различных источников. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.