Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Шахова Мария Александровна

Конспект урока. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sochinenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Цель: учить писать сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень».  

Тип урока: развитие речи

Задачи: Учить собирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине. Обогащать словарный запас школьников. Развивать устную речь учащихся. Развивать умение чувствовать основное настроение картины и находить точные слова для его выражения. Развивать речь, мышление, умение сравнивать, анализировать. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова. Продолжить эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: диск с музыкой А.Вивальди «Осень», демонстрационная репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», у учащихся на партах – репродукции картин, листы помощники, памятки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организация класса на работу

а) слово приветствие

б) сообщение темы и цели урока

Звучит музыка А.Вивальди «Осень».

- Ребята вы слышите музыку. О чем она, какими чувствами она наполняет вас?

- Верно. Сейчас осень. Озолотились березы, раскалились  докрасна  рябины и дубы, зардели клёны. Настал карнавал листвы.

-  Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и будем учиться писать сочинение – описание по этой картине.

Разноцветная осень, разноцветные леса. Музыка нарисовала весёлый характер осенних листьев. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Музыка полна радости и счастья.

2. Подготовка к первичному восприятию

 а) рассказ о художнике

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.  Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

б) установка на просмотр картины «Золотая осень»

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта «Золотая осень», хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, выполнена она. Возможно, что сам Левитан был, не вполне удовлетворен этой картиной, так как через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно.

3. Первичное восприятие картины

Картина, действительно, не оставляет никого равнодушным. Послушайте, как описал осень поэт в стихотворении «Золотая слобода»

Не пылает воздух летним жаром,

Не шумит весенняя вода,

А в осеннем золотом пожаре

Утонула эта слобода.

Всё уже убрали с огорода.

Отдыхает от трудов земля.

Вроде бы не видно и народа,

Но смотрите - вспаханы поля.

И стоят все в золоте березы,

Лучше словак ним не подберешь.

И еще не пролились обильно слёзы,

Что всегда несет с собой осенний дождь.

 Ученики слушают стихотворение и рассматривают картину.

4. Анализ первичного восприятия

Ребята, рассмотрите внимательно картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали.

а) выяснение впечатления от картины. Какое настроение вызывает у вас эта картина, Почему?

б) беседа на выявление понимания картины

У вас на партах лежат листы-помощники, где вы можете записывать понравившееся слова и словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении.

Почему мы эту картину называем пейзажем?

Какие краски преобладают на картине?

Перечислите всё, что вы увидели на картине.

Потому что, изображена природа.

Желтые, золотистые.

Берёзы, небо, облака, речка. поля, кустарники, деревья, трава, деревушка

Ребята, хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?

Что изображено на переднем плане?

Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

Почему? Как вы думаете?

Догадайтесь, ребята, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная.

Что растет по берегам речки?

Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: “В багрец и золото одетые леса”. Что это значит?

Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

Все ли деревья одеваются в золотой наряд?

Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?

Какое изображено небо?

Когда бывает такое небо?

Можно ли описать как Левитан изобразил воздух? Какой он?

С помощью какой цветовой гаммы, автору удалось передать воздух?

Что изображено в глубине картины?

Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть всю красоту, великолепной, увядающей природы. Удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.

А еще с помощью чего Левитан передает состояние покоя?

Как вы думаете, что хотел передать Исаак Левитан в своем произведении?

Хотелось бы оказаться в этом месте, побегать по берегу, потрогать воду руками, послушать, как шуршат опавшие лисья, полюбоваться небом, облаками.

Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево.

У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая.

Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень)

Холодная

По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст.

В начале осени, в теплую. сухую погоду.

Прозрачное, голубое, чистое, лазурное, лучистое, с бело-розовыми облаками.

В яркий, солнечный день.

Чистый и прозрачный.

Цветовая гамма мягкая, светлые и прозрачные тона.

На заднем плане мы видим домики, т.к. предметы вдали кажутся дальше, меньше.

В картине нет ветра, спокойная река, не видно птиц.

.

6. Создание письменного высказывания

б) орфографическая работа

Объясните правописание слов:

т...шина, з...л...тая, осв....щает,д..р..вушка , тр...ва, п...ляна, б...гряная, бл…стит, (в)дали. (в)близи, (в)верху, (с)прав... (с)слев…

в) составление примерного плана сочинения.

У вас на партах памятки, которые помогают писать сочинение по картинам. Давайте вспомним с чего начинаем писать сочинение?

1. Кто автор картины? Рассказать о художнике и об истории создании картины.

2. Что в картине главное, о каком явление или событии рассказывает нам художник?

3. Что изобразил художник на переднем плане? Опишите эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения.

4. Что вы видите на заднем плане? Как автор изобразил? Зачем?

5. Каково ваше отношение к картине? Нравится ли оно вам? Почему?

- О чем мы будем писать в основной части?

- Как закончите свое  сочинение?

- Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое мнение?

( Я думаю, что… Я считаю, что… Мне кажется, что…)

а) создание текста в черновик

б) редактирование собственного текста

в) переписывание в чистовик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Разработка урока русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине   И.И. Левитана «Золотая осень» В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему карти...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Конспект урока: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.А. Лазаревой.Программа 1- 4.Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана « Золотая осень».Тип урока: урок – творческая мастер...

Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень"

Конспект урока, опорная карточска для обучающихся, презентация к уроку....

Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Данная презентация поможет учащимся раскрыть осеннюю тему в своем сочинении. Ребята  увидят осень в ее разнообразии. Познакомятся с картинами известных русских художников, на которых изображена о...

Презентация "Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень"

фотопрезентация  к уроку развития речи в 4 классе....

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства...