Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Цели  урока:  

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок развития речи

Ход урока

I.   Организационный момент

 II. Подготовительная работа

  

- Кто из вас бывал  в осеннем лесу?

- Что особенно интересного вы там заметили?

- Опишите ваше настроение.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

                                                        А. С. Пушкин

- О какой поре осени говорится в стихотворении А. С. Пушкина?

 III. Сообщение темы и цели урока.  

- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV. Работа по теме урока.

1. Библиографические сведения о художника

ЛЕВИТАН И.И.

-Про картины И. Левитана говорят «Пейзаж настроения». Как вы понимаете эти слова?

Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. 

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано  остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве  в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений  он   выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы.  Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

      Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как «Март», « Весна. Большая вода»,  «Берёзовая роща» и другие

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

2.Рассматривание репродукции картины.

3. Беседа по содержанию картины

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона)

3) Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве)

3) Что изображено на переднем плане?

 (Вдоль всей картины протянулась  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы  река  резко поворачивает  влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).

4) Сравните цвет  воды  в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5) Почему? Как вы думаете?

( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)

6) Что растет по берегам речки?

(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7) Почему осень на картине названа золотой? Что это значит?

8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду?

9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки.

Почему окраска у них разная?

11) Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские

дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

(Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть)

4. Слова для справок:

Хоровод, легкие сарафаны, конусообразная крона, ярко-желтый наряд, красновато-розовый, темно-коричневая, нежно-голубое,  пронизана, прозрачный.

Березки в легких сарафанах водят хоровод на опушке леса.

Конусообразная крона у одинокостоящей березы.

Ярко-желтый наряд у берез.

Красновато-розовый кустарник у берега реки.

Темно-коричневая опавшая листва.

Нежно-голубое небо. По нему плывут облака.

Картина пронизана солнечным светом.

Прозрачный воздух.

5. Примерный план.

  1. Осень наступила.
  2. Лес точно терем расписной.
  3. Река луговая.
  4. Моё отношение к картине.

6. Воспользуйся вспомогательным текстом.

Картина пронизана осенним бодрящим воздухом. Краски радуют наш глаз, заставляют забыть, что эта красота мимолётна. Но мы знаем, что за сухой и теплой осенью начнутся ненастные дни и природа сбросит свой праздничный наряд.

Мы видим на картине вместе с золотисто-багряными красками рыжеватую, побуревшую траву и опавшие листья. Листья падают у нас на глазах один за другим, тихо, прощально, образуя летящие гирлянды.

Художник нарисовал картину с чувством любви к родной природе, родному краю.

Воспользуйся эпиграфом:

Эпиграф – изречение, краткая цитата, которая пишется в начале произведения или его части и характеризует их основную идею.

Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

                                               А. С. Пушкин

И. И. Левитан «Золотая осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Разработка урока русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине   И.И. Левитана «Золотая осень» В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему карти...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Конспект урока: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.А. Лазаревой.Программа 1- 4.Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана « Золотая осень».Тип урока: урок – творческая мастер...

Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень"

Конспект урока, опорная карточска для обучающихся, презентация к уроку....

Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Данная презентация поможет учащимся раскрыть осеннюю тему в своем сочинении. Ребята  увидят осень в ее разнообразии. Познакомятся с картинами известных русских художников, на которых изображена о...

Презентация "Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень"

фотопрезентация  к уроку развития речи в 4 классе....

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Конспект урока. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»...