Культура общения-одна из трёх основных областей лингвистического и литературного образования.
методическая разработка по русскому языку по теме

Цымбалюк Татьяна  Михайловна

 Тренинг с учителями начальных классов  на данную  тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_kulture_obshcheniya.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Культура общения – одна из трёх основных областей  лингвистического и литературного образования.

После  вводной  части   ( слайды 1-8 ), зачитываю   письмо выпускника , участники  тренинга высказываются  по вопросу актуальности  проблемы.   Объявляется тема тренинга    (слайд   9-10), цели    ( слайды 11 )

Отрывок из письма выпускника.

Предмет «русский язык» в том виде, как он преподается в школе, — это одно сплошное надувательство. Если заглянуть в школьный учебник русского языка, то буквально на первых же страницах можно прочесть совершенно справедливое изречение, что язык — это средство общения. Прекрасно! Что может быть полезней и интересней общения!

На дворе весна. Мне восемнадцать лет. Я иду по улице, а навстречу мне — красивая девушка в мини-юбке. Я хочу идти с ней рядом в одном направлении. Я хочу, чтобы она мне улыбалась. Я хочу с ней общаться. Так дайте же мне для этого средство! Дайте мне слова русского языка, чтобы всё было так, как я хочу!

Нет, в школе мы этого не проходили. Нас не учили правильным словам, нас учили орфографии и пунктуации. В школе из всего гигантского культурного пласта под названием «русский язык» нам преподали лишь его микроскопическую часть, которая к общению-то как раз имеет самое отдаленное отношение.

Вот и получается, что в аттестате зрелости в графе «средство общения» стоит девятка, а красивая девушка, грациозно покачивая бедрами, проходит мимо.

Речь человека является показателем его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь младших школьников не отвечает этим качествам. Современная программа по русскому языку для начальной школы предусматривает обязательное ознакомление учащихся с основными формами речевого этикета как одним из важных элементов общей и речевой культуры. Вызвано это, прежде всего, тем, что сегодня в семье недостаточно уделяется внимание выработке у детей навыков вежливого речевого общения. В настоящее время дети впитывают правила поведения в семье, где родители сознательно или неосознанно учат этикету своими поступками, своим образом жизни. Между тем, у родителей далеко не всегда хватает знаний, времени и умений для того, чтобы научить детей этикету на должном уровне. Забота об этом целиком переложена семьей на школу. 

 Школа ставит перед собой важную задачу - воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их еще, как правило, не засорен вульгаризмами. Как известно, легче учить чему-то новому, чем переучивать и ломать сложившиеся стереотипы. В начальной школе учитель ведет все предметы, что позволяет ему ежедневно и ежечасно наблюдать и корректировать речь учеников.

Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения учащихся нормативному и эффективному общению.

- Что же такое  общение?   Работа в группах ( метод «Ассоциации»)                                     (слайд   12  )

 В основном усилия учителей начальных классов направлены на обучение письменной речи. Устная же речь, основная форма существования языка и «носитель» культуры общения, остается в тени, ей уделяется крайне мало внимания. Не от того ли младшие школьники так невыразительно, неумело говорят в повседневной жизни, предпочитая в основном отвечать на поставленные вопросы.

Исходя из выше приведённого термина «Общение»   мы можем выявить и  стороны или функции общения:

 ( слайд    13 )

-коммуникация (обмен информацией);

-интеракция (обмен действиями);

-социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

-Вы посетили сегодня 2 урока . Давайте посмотрим, как   раскрывались на уроке эти стороны( на примере  посещённых уроков, или из своей практики)

Одна  из специфических компетенций  и ценностных  отношений  предмета «русский язык»   звучит так: «овладение  моделями  общения  в различных  речевых ситуациях» (куррикулум)

-Что  же   представляет собой культура общения?   ( высказывания  учителей)  

        (слайд  14  )

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность норм и традиций общения. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?)

( слайд   15   )

Адекватное коммуникативное поведение основывается на определенных коммуникативных знаниях, умениях и навыках. Основная задача– дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На уроках необходимо дать учащимся правила, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, где и как принято говорить, что надо делать.

Задание группам :  Как определить способность к общению?

Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»);
3) умение организовать общение («Я умею»).

(слайд  16   )

Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. Работа по обучению школьников общению включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями (правила общения, история их возникновения, качества человека, способствующие успешности общения, и др.), организация практики общения на  уроках и во внеурочной  деятельности.

В качестве направлений работы по обучению младших школьников общению  выделяют следующие: формирование, развитие коммуникативных умений, опыта их использования в деятельности и вне ее; развитие речевых умений общения; формирование социальных установок, коммуникативных качеств, чувств.

(слайд 17)  

                                            Игра - практикум  "Броуновское движение"

 Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего все останавливаются и открывают глаза.

 Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру,  но при этом еще издают жужжание;  по хлопку останавливаются и открывают глаза.

 Анализ упражнения - ответы на ряд вопросов.

 Какие чувства возникают в первом и втором случае?

 Что мешало движению?

 Что помогло не сталкиваться?

 Какие каналы восприятия наиболее привычны, какие оказались "новыми"?

 Наиболее частыми  бывают  такие  ответы:  а) "преобладает чувство тревоги, страха"; б) "возникают ощущения неловкости".

( Следует сравнить  ощущения в ходе упражнения с ощущениями,  когда участники попадают в новые компании, непривычные ситуации. Такое сравнение  помогает понять и сформулировать причину тревожности и страха в общении.  Неудач больше у тех,  кто концентрирует внимание  в  большей степени на себе, чем на окружающих.)

Важным аспектом подготовки к общению является развитие у школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к выделению из услышанного существа дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания.     Эффективность развития коммуникативной компетенции в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения.

Предлагаю участникам  записать на цветных полосках  бумаги различные методы, используемые  для  развития коммуникативных   компетенций  уч-ся.

 К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения.

(слайд 18)
  
Классифицируют написанные методы.

Традиционные методы обучения полезны при передаче информации.   К традиционным методам относят лекции, семинары, просмотр учебных фильмов,       (слайд    19)   самостоятельную работу с учебными текстами, письменные задания. Эти методы дают возможность демонстрировать образец монологической и диалогической речи, позволяют развивать устную и письменную речь, языковую культуру слушателей. Однако для развития коммуникативной компетенции традиционные методы наименее эффективны.
  Большие возможности в развитии  коммуникативной компетенции заложены в методах активного обучения.   ( слайд 20  ) . К таким методам относят семинар, дискуссии, диспуты, круглые столы, деловые и ролевые игры. Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решении. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют ученикам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем.
  Повсеместно внедряемое дистанционное обучение или, как его еще часто называют, электронное обучение отличается высокой степенью структурированности изучаемого материала и пошаговой оценкой его усвоения. Дистанционное обучение особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями, обучающихся на дому.
      Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении.
Для развития коммуникативной компетенции учащихся наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Это комбинация методов обучения.
  Каждый метод имеет свою область применения и ограничения. Если грамотно подбирать и комбинировать методы обучения, то можно более эффективно развивать коммуникативные умения. Традиционные методы и дистанционное обучение помогут обучающимся освоить необходимые знания и умения в области коммуникации.
  Активные методы и тренинги позволят овладеть навыками ситуативного общения, поработать над личными качествами, относящимися к коммуникативной компетенции.
  Методы развития коммуникативной компетенции (на примере урока русского языка)
  Уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как:
  - решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения;
  - участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;
  - выполнение творческих работ на основе   личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений;
  - использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам);
  - создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций.
  Широко используются   активные формы обучения для формирования коммуникативной компетентности личности:
  - групповая работа, работа в парах;
  - семинары;
  - ролевые и деловые игры («Корректор», «Точка зрения», «Вертушка», «Компакт-опрос»);
  - языковые игры («Перевёртыши», «Буриме»).
  В педагогической практике «прижились» разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться:
  • «Поговорки — зеркало настроения»,
  • «Телеграмма»,
  • «Давайте пошушукаемся»,
  • «Точка зрения»,
  • «Неоконченное предложение»,

                       Методические рекомендации по обучению общению младших школьников

Овладение коммуникативной культурой, культурой общения дается ребенку нелегко.

?   И сейчас вы  аргументируете все  + и  -   в решении этой проблемы.  ( ГРАФИК Т)

Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремление быть хорошим, поэтому важно не упустить это благоприятное время для усвоения норм и правил культурного общения.

В  работе с детьми назрела необходимость проведения специальных уроков-практикумов по этикету, где ученик мог бы постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых формах общения, осуществлять выбор собственных действий и, главное – почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе этических норм и правил. Эта работа может быть построена на уроках ДНВ,  познания мира, истории, языка, курс по выбору   и т. д. В этом году  в нашей гимназии  был выбран предмет «Культура  общения»  в 1-2 классах.  Система работы

на этих  уроках предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования и т.д. На занятиях применяются различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, нарисовать неприятную ситуацию общения из своей жизни, придумать диалоги к картинке, составить портрет ученика из своего класса, разыграть ситуацию общения и др.

Какие  требования предъявляются к учителю,  чтобы он смог обеспечить  реализацию коммуникативных задач? ( на  бумажных фигурах  учителя и ученика  записывают  требования)

Учитель  должен  владеть  приемами, позволяющими поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные – создание условий психологической  безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению, а также приемами, которые способствуют достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

  • - умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности,

    ориентация на развитие личности ученика; 

  • -способность истолковывать и читать его внутреннее состояние

   по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты)

  • -умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия

  в общении с другим человеком;

  • -владение приемами риторики;
  • -преобладание демократического стиля в процессе преподавания,

 умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

                              Анкета « Самоконтроль в  общении» (упражнение)

Самоконтроль в общении (тест М. Снайдера)

Внимательно прочитайте десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, обведите букву
В справа от предложения. Если оно кажется вам неверным или преимущественно неверным, обведите букву Н.

Предложение


1


0


Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей

Н

В


Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих

В

Н


Из меня мог бы выйти неплохой актёр

В

Н


Другим людям иногда кажется, что я переживаю что – то более глубокое, чем это есть на самом деле

В

Н


В компании я редко оказываюсь в центре внимания

Н

В


В разных ситуациях и общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по - разному

В

Н


Я могу отстаивать только то, в чём я искренне убеждён

Н

В


Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть

В

Н


Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

В

Н


Я всегда такой, каким кажусь.

В

Н

Обработка результатов


Подсчитайте количество обведённых букв в первом столбике (под цифрой 1). Это ваш итоговый балл. Теперь обратитесь к интерпретации.

Интерпретация

0-3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Вы принципиальны и прямолинейны и гордитесь этим. Не считаете нужным «подстраиваться» под кого – либо или подо что-либо. В общении вы искренни и надёжны. Многие вас любят за это. Однако некоторые считают вас «неудобной» и «недипломатичной» личностью. Это может стать помехой при работе в коллективе, особенно в женском, где, как известно, личные отношения значат очень много.

4-6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль. Вы достаточно искренни и вместе с тем «аккуратны в выражениях». Обычно проблем в общении у вас не возникает.

7-10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы согласны с фразой «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры». Вы гибко реагируете на изменения ситуации, хорошо чувствуете впечатление, которое производите на окружающих, любите иногда «подыграть». Вы прекрасно знаете, где и как нужно себя вести. Профессиональное общение не является для вас проблемой, но вот когда дело касается глубоких отношений, искренности и самораскрытия, то вы чувствуете, что вам неуютно без привычных ролей и масок.  

Упражнение  ( слайд 23)

Я предлагаю вам расположить в порядке значимости для вас следующие высказывания:

                                                                       (правила общения)

  • Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, видеть жизнь под их углом зрения.
  • Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза осуждать других.
  • Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже и кажется вам второстепенным. Ни в коем случае нельзя сходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  • Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка- сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.
  • Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.
  • Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

А теперь ещё раз взгляните на эти правила общения и выскажите свою точку зрения. Со всем ли вы согласны? Может быть, что-то из предложенного вам кажется лишним или неверным? А может, вы хотите что-нибудь добавить?

Рефлексия  

Рефлексия  настроения (составляют синквейн)  (слайд 24)

Деятельности (слайд 25)

Содержания  материала (слайд 26)

Даю примерную тематику занятий по культуре общения (слайды 27-28)

Притча «Расстояния  между  сердцами» 

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие,- сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находиться с тобой рядом?- спросил Учитель. –

Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние

и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца

 находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.

А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются

 и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят

 друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.

Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга,
не  произносите  слов,

которые  еще больше увеличивают расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние

станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

 Коллективное  рисование  картины «Дерево  любви»

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...

Диалог культур как методический принцип построения процесса литературного образования учащихся полиэтнических классов: определение и механизмы реализации

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ Слушатель программы повышения квалификации   ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО В УСЛОВИЯ...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...