Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_kl.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 448 ч., из них в 1 классе 124 ч. (3 ч. в 1 четверти, по 4 ч. в неделю во 2-4 четверти), во 2-4 классах по 140 ч. ( 4 ч. в неделю, 35 уч. недель в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Учебно-тематическое планирование
Введение (1ч)
Самое великое чудо на свете (5ч)
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14ч)
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь (11ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (6ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч)
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10 ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь (8ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (8ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч)
«Храбрый Персей».
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Учебники:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012
Кутявина С. В.. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. М. «Вако» 2015.
Дополнительные материалы:
Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2012
М. В. Бойкина, Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс. М.: Просвещение, 2012
ИКТ и ЦОР:
1.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс
2. http 5klass.literatura-3-klass.html
3. http://tapisarevskaya.rusedu.net
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
-использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
-делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
-расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Литературное чтение – 3 класс
№ п п | Дата | Название раздела, тема урока | |
по плану | по факту | ||
1. | Введение (1ч) Знакомство с учебником. | ||
2. | Самое великое чудо на свете (5ч) Знакомство с названием раздела | ||
3. | Рукописные книги Древней Руси. Стр.4-7 | ||
4. | Первопечатник Иван Фёдоров. Стр. 8-12 | ||
5. | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. Подготовка сообщений о Иване Федорове. | ||
6. | Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете». Проверочная работа. | ||
7. | Устное народное творчество (14ч) Знакомство с названием раздела | ||
8. | Русские народные песни. Стр.14-17 | ||
9. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. стр.18-19 | ||
10. | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. стр. 20-21 | ||
11. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» стр.22-27 | ||
12. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» стр.22-27 | ||
13. | «Иван царевич и серый волк». Р н с. стр.28-39 | ||
14. | «Иван царевич и серый волк». Р н с. стр.28-39 | ||
15. | «Иван царевич и серый волк». Р н с. стр.28-39 | ||
16. | “Сивка – Бурка”. Русская народная сказка. Стр. 40-50 | ||
17. | “Сивка – Бурка”. Русская народная сказка. Стр. 40-50 | ||
18. | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин | ||
19. | КВН (обобщающий урок по разделу: «Устное народное творчество») | ||
20. | Проект «Сочиняем волшебную сказку» Оценка достижений. | ||
21. | Поэтическая тетрадь 1 (11ч) Знакомство с названием раздела | ||
22. | Проект «Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского» Стр. 60-61 | ||
23. | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» Стр. 62-63 | ||
24. | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» Стр. 63 | ||
25. | А.А. Фет «Глянь – ка, мама, из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой» стр. 64-65 | ||
26. | И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | ||
27. | И С. Никитин «Встреча зимы» стр. 68-71. | ||
28. | И.З. Суриков «Детство» стр.72-75 | ||
29. | И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Стр. 76-77 | ||
30. | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») | ||
31. | Оценка достижений. | ||
32. | Великие русские писатели (24ч) Знакомство с названием раздела. | ||
33. | А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» | ||
34. | А.С.Пушкин Лирические стихотворения. стр. 88-89 | ||
35. | А.С.Пушкин «Зимнее утро» стр. 88-89 | ||
36. | А. С. Пушкин «Зимний вечер», стр. 90-91 | ||
37. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» стр. 92-129 | ||
38. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» стр. 92-129 | ||
39. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» стр. 92-129 | ||
40. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» стр. 92-129 | ||
41. | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | ||
42. | И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Стр. 130-133 | ||
43. | И. А. Крылов. «Мартышка и очки». стр. 134-135 | ||
44. | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». стр. 136-137 | ||
45. | И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». стр. 137-139 | ||
46. | М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. стр. 140-143 | ||
47. | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». стр. 144-145 | ||
48. | М. Ю. Лермонтов. «Утёс». «Осень». стр. 146-147 | ||
49. | Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. стр. 148-151 | ||
50. | Л. Н. Толстой. «Акула». стр. 152-155 | ||
51. | Л. Н. Толстой. «Прыжок». стр. 156-159 | ||
52. | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». стр. 160-162 | ||
53. | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. стр. 162-163 | ||
54. | Оценка достижений. | ||
55. | Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»). стр. 164-166 | ||
56. | Поэтическая тетрадь-2 ( 6 час) Знакомство с названием раздела. | ||
57. | Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». стр. 168-170 | ||
58. | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». стр. 170-172 | ||
59. | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». стр. 173 | ||
60. | И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.Стр. 174-177 | ||
61. | Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений. Стр. 178. | ||
62. | Литературные сказки ( 8 час.) Знакомство с названием раздела. | ||
63. | Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки» (присказка) с.180-182 | ||
64. | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Стр. 183-187 | ||
65. | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Стр. 188-195 | ||
66. | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». стр. 188-195 | ||
67. | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». стр. 196-207 | ||
68. | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». стр. 196-207 | ||
69. | Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по первой части учебника). Стр. 209 - 212. | ||
70. | Были - небылицы (10ч) Знакомство с названием раздела. | ||
71. | М. Горький. «Случай с Евсейкой». стр. 4-11 | ||
72. | М. Горький. «Случай с Евсейкой». стр.4-11 | ||
73. | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Стр. 12-24 | ||
74. | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Стр. 12-24 | ||
75. | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Стр. 12-24 | ||
76. | А. Куприн. «Слон». стр. 25-41 | ||
77. | А. Куприн. «Слон». стр. 25-41 | ||
78. | А. Куприн. «Слон». Стр. 25-41 | ||
79. | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. стр. 42 – 44. | ||
80. | Поэтическая тетрадь 3(6ч) Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..», стр.46-49 | ||
81. | Саша Чёрный. «Воробей», «Слон». стр.46-49 | ||
82. | А. Блок. «Ветхая избушка». Стр. 50-54 | ||
83. | А. Блок «Сны», «Ворона». Стр. 50-54 | ||
84. | С. Есенин. «Черёмуха». Стр. 55-56 | ||
85. | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Стр.56. | ||
86. | Люби живое (16ч) Знакомство с названием раздела | ||
87. | М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. стр. 58-59 | ||
88. | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Стр. 60-67 | ||
89. | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Стр. 60-67 | ||
90. | В. И. Белов. «Малька провинилась» стр. 68-70 | ||
91. | В. И. Белов.«Ещё раз про Мальку». стр. 70-72 | ||
92. | В. Бианки. «Мышонок Пик». Стр. 73-82 | ||
93. | В. Бианки. «Мышонок Пик». Стр. 73-82 | ||
94. | Б. С. Житков. «Про обезьянку». стр. 83-97 | ||
95. | Б. С. Житков. «Про обезьянку». стр. 83-97 | ||
96. | Б. С. Житков. «Про обезьянку». стр. 83-97 | ||
97. | В. Дуров «Наша Жучка» | ||
98. | В. П. Астафьев. «Капалуха». Стр. 98-102 | ||
99. | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится» стр. 102-106 | ||
100. | Урок-конференция «Земля – наш дом родной».(обобщающий урок по теме «Люби живое»). Стр.109 – 110. | ||
101. | Оценка достижений | ||
102. | Поэтическая тетрадь 2. (8ч) Знакомство с названием раздела. | ||
103. | С.Я.Маршак.«Гроза днём»,«В лесу над росистой поляной». с.110-111 | ||
104. | А. Барто. «Разлука» Стр. 112-113 | ||
105. | А. Барто. «В театре». стр.113-115 | ||
106. | С. В. Михалков. «Если», «Рисунок». Стр. 116-117 | ||
107. | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок» стр. 118-119. | ||
108. | Урок «Крестики-нолики». (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2») | ||
109. | Оценка достижений. | ||
110. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (12ч) Знакомство с названием раздела | ||
111. | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особен-ность заголовка произведения стр.124-128 | ||
112. | А. П. Платонов. «Цветок на земле» стр. 129-135 | ||
113. | А. П. Платонов. «Цветок на земле» стр. 129-135 | ||
114. | А. П. Платонов. «Ещё мама». стр. 137-143 | ||
115. | А. П. Платонов. «Ещё мама». стр. 137-143 | ||
116. | М. Зощенко «Золотые слова» стр. 144-153 | ||
117. | М. Зощенко «Великие путешественники». стр. 154-164 | ||
118. | Н. Носов. «Федина задача», стр. 164-169 | ||
119. | Н. Носов. «Телефон». стр.170-172 | ||
120. | В. Драгунский «Друг детства». | ||
121. | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузо-вок». Оценка достижений. Стр 176. | ||
122. | По страницам детских журналов (8ч) Знакомство с названием раздела | ||
123. | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Стр. 175-178 | ||
124. | Ю. Ермолаев. «Проговорился» Стр. 179-181 | ||
125. | Ю Ермолаев «Воспитатели», стр. 181-183 | ||
126. | Г. Остер. «Вредные советы стр.183-186 | ||
127. | Г. Остер «Как получаются легенды». стр. 183-186 | ||
128. | Р. Сеф. «Весёлые стихи». Стр.186-188 | ||
129. | Читательская конференция «По страницам детских журналов». (обобщающий урок). Оценка достижений. стр.188 | ||
130. | Зарубежная литература (8ч) Знакомство с названием раздела Мифы Древней Греции. Стр. 190-199 | ||
131. | Мифы Древней Греции. Стр. 190-199 | ||
132. | Мифы Древней Греции. Стр. 190-199 | ||
133. | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». стр. 200-215 | ||
134. | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». стр. 200-215 | ||
135. | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». стр. 200-215 | ||
136. | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го класса). стр.215 | ||
137. | Повторение и обобщение. Оценка достижений. | ||
138. | Резервный урок. | ||
139. | Резервный урок. | ||
140. | Резервный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "СОШ №9"
Основная образовательная программа начального общего образования (далее Программа) МБОУ «СОШ№9» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»Ф.Ф.Рахимова МБОУ СОШ №4
Выступление на педагогическом совете на тему:«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной пр...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль; -Уче
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;-Основной образовате...
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль; -
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;-Основной образовательной пр...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).
Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...
«Освоение основной образовательной программы начального общего образования, определенной ФГОС. Основы и принципы курса «Обучение грамоте» авторов Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. и их реализация в УМК «Перспектива» для 1 класса»
Презентация для выступления на методическом объединении учителей начальных классов...