Части речи 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мельникова Любовь Александровна

Презентация (полная версия) к уроку "Части речи" 3 класс скачать по ссылке

https://drive.google.com/file/d/0ByVzbxoo_AEqTVhRa...

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chasti_rechi_3_klass.ppt2.38 МБ
Файл konspekt_uroka.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Части речи

Конспект – сценарий урока

Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 3 «А » класса в предметной области «Русский язык» по теме  «Части речи в русском языке» и литературного чтения В.Бианки «Приключения  Муравьишки».

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
  • формирование умения кодировать и декодировать информацию; работать с различными видами информации (текстом, таблицей, рисунком, схемой);
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • договариваться и приходить и приходить к общему решению совместной деятельности;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
  • формирование общего представления о частях речи;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
  • развитие умения составлять предложения из данных слов;
  • составлять устные и письменные описания;
  • составлять рассказ, характеристику героя.

Оборудование:

Ученики: учебник «Русский язык», 1 часть «Русский язык», Л. Ф. Климанова   Т. В. Бабушкина,

 рабочая тетрадь, 2 часть, Л.Ф.Климанова ;учебник Литературного чтения Л.Ф.Климанова ,Л.А.Виноградова, рабочая тетрадь; цветные карандаши; карточка с предложением, с текстами, пословицами.

Учитель: электронная презентация.

Этапы

урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет понимание и нужность работы.

_Я вижу у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг- другу.

- Пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока

Девиз урока: «Где есть желание, найдется путь»

- Как понимаете это предложение?

-Пожелаем друг - другу удачи.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цели:

- Повторение изученного материала,

- выявление затруднения в индивидуальной деятельности  каждого учащегося

III.Этапы изучения и закрепления изучаемого материала

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Цели:

- Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока;

-Планированию

деятельности на уроке.

Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели урока.

IV.Развитие учебно-языковых и  речевых умений, применение  знаний

Записывают дату и классная работа.

 

Игра «Шифровальщик»

Запись словарного слова .Анализ слова.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Работают в группе.

Дети в группах составляют правила об этих частях речи.

Дети крепят свои правила к доске.

Ученики зачитывают слова  Устанавливают связь между словами – названиями предметов и словами – признаками предметов.

Устанавливают роль слов – признаков предметов в речи.

 

Игра «СУЕТА»

Работа в парах..Вход и выход из диалога.

Находят в тексте слова – названия предметов; признака предмета, действия предмета, предлоги.

Осуществляют взаимопроверку.

Индивидуальная работа на карточке.

(карточки с разным уровнем заданий)

Организует запись под диктовку словарных слов;

 выделение орфограмм;

самооценку.

Организует постановку цели и темы урока учащимися.

-Организация самопроверки;

Организация самооценки.

Помогает уч-ся определить роль слов – признаков в речи.

-Организация самопроверки;

Организация самооценки

.

- Откройте тетрадь.

-Что надо записать? (Дату)

- Какую запись нужно сделать дальше? (Классная работа)

- Запишите «Классная работа»

Проверяем то, что знаем.

Игра «Четвертый лишний» Слайд 2

-ласточка ,бабочка, голубь, воробей

-уж ,гусеница, черепаха, еж

уравей ,снегирь, соловей, воробей

Назовите одним словом (насекомые)

 Внимательно посмотрите на загадку. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Отгадай загадку : слайд 3

Это что за бугорок,

А в нём – городок,

Летним днём

 построен он,

А жильцов в нём –

 миллион?(Муравейник)

Минутка чистописания. (Слайд 4)

- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится ?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.)

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении)

-Образуем однокоренные слова к слову муравей. Муравейник,  муравьишка ,муравьиные, муравьед.

-Разбор слова  Муравьишка (Проверка слайд 6)

Проблема!

-Почему к нам  в гости пришел Муравьшка ?                Слайд 7

Вспомните какое произведение мы читали про муравья? Кто его написал?

-Почему муравей оказался далеко от своего дома?

-Давайте повторим путь Муравьишки.

-Вот  Муравьишка  дает Вам первое задание. (Слайд 8)Он на карточке зашифровал  вопрос на который нужно вам ответить.

- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

-Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

-На какие группы делятся слова в русском языке?

Нам надо найти условие, по которому можно разбить слова в русском языке

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

.

Словарная работа. (Слайд 9)

-Откуда начал свое путешествие Муравьишка?

Береза

- Подчеркните опасное место  в слове.

-Придумаем предложения со словом береза.

-Разберем по членам предложения.

Мы сможем продолжить дальше свой путь,  если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

-  Тогда цель нашего сегодняшнего

- Сформулируйте тему урока.  урока? Слайд 11

Слайд 12

Составление алгоритма. Слайд 13

                                                                                               

Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод.

1 группа- имя существительное.

2 группа- имя прилагательное.

3 группа- глагол.

4 группа- предлог. Слайд 14,15 Самопроверка.

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

 Физкультминутка для газ и тела. Слайд 16

Какие препятствия преодолевал Муравьишка?(лес, луг, река, забор, поле)

-Какой частью речи являются эти слова ?

Докажите!

-Слова, какой части речи помогут понять более точно повадки насекомых, внешний вид, характер?

-Подберем  к данным существительным имена прилагательные.

-Сколько видов транспорта сменил Муравьишка?

-Дадим характеристику каждому насекомому.

-Какой частью речи являются эти слова ?.

Самостоятельная работа.

  Игра «СУЕТА»

Объединитесь в пары по названию насекомых.

Упражнение в определении частей речи. (Слайд 17-24).

– Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Подчеркни цветным карандашом:

  • красным – слова, обозначающие предмет;
  • зеленым – слова, обозначающие действия;
  • синим – слова, обозначающие признак;
  • обведи кружком – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

-Были ли слова, к которым вы еще не могли поставить вопросы?

-С этими частями речи мы с вами будем знакомиться позднее.

-Муравьишка просит вас составить и объяснить значение пословиц.

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Делай другим добро – будешь сам без беды.
  • Свет не без добрых людей.
  • Доброе братство лучше богатства.

Слайд 25-26

Знать слова – признаки предметов.

 

Уметь находить их в предложении, словосочетании, тексте

Уметь устанавливать связь между словами предметами и словами признаками при помощи вопросов

Уметь находить словосочетание в предложении.

Уметь устанавливать связь между словами предметами и словами признаками при помощи вопросов .

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД)

.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (Регулятивные УУД).

Познавательные: развитие операций мышления.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Выполнение этапов сочетательного диалога, умение работать в группах, формировать умение работать в подготовленной среде. (Коммуникативные УУД).

Формирование умения осуществлять выбор.

(Коммуникативные)

Формировать  умение работать с информацией.

(познавательные)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД

Познавательные: формировать  умение работать с информацией.

Формирование умения работать в парах, умение слушать и слышать.

Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V.Домашнее Задание

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Слушают домашнее задание

Дети самостоятельно заполняют листы самооценки.

Придумай историю про  то,  как Муравьишке  помогали другие насекомые или животные .Слайд 27

-Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Вспоминаем тему урока: «Части речи»Слайд28-29

Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова:   самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы

Опираясь на таблицу, закончи предложения.      Слайд 30

 

Теперь я умею определять…

Я знаю, что в русском языке…

-Части речи работают в предложении ,каждая выполняет свою роль .И от этого наша речь становится грамотной,красивой.Я желаю вам быть всегда мудрыми и внимательными

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! 

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

формировать  умение работать с информацией.

(познавательные)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

( Личностные УУД)

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...