Интеллектуальное развитие на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Карпуша Наталья Викторовна

Описание из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        Из опыта работы Карпуша Натальи Викторовны,

                                                                        учителя начальных классов. МБОУСОШ№1                                                        .                                                                       г. Советский

                                          Введение

Актуальность

              Несколько лет  назад я познакомилась по учебно – методическим пособиям, журнальным статьям с методикой комплексного интеллектуального развития на уроках русского языка и литературы, автором которой является доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Вятского педагогического университета Г.А.  Бакулина. Методика показалась мне очень интересной. Интеллектуальное развитие  происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – наполовину, а к 12 годам – на три четверти. Именно в последние годы огромное влияние уделяется проблеме интеллектуальной готовности детей к школе. В настоящее время подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1 класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добивать и применять.

                 В сентябре 2012 года в 1 Б классе школьным психологом было проведено психодиагностическое исследование, с целью изучения особенностей интеллектуального развития учащихся.

Исследование показало: ( Приложение 1)

1 человек – высший уровень интеллектуального развития;

7 человек – средний уровень интеллектуального развития;

15 человек – низкий уровень интеллектуального развития;

4 человека – очень низкий уровень интеллектуального развития.

                  В связи с этим я определила проблему : недостаточно высокий уровень интеллектуального развития. И решила начать обучать детей русскому языку по методике Г.А. Бакулиной.

Я поставила цель: повысить интеллектуальное развитие детей средствами  

                                 субъективизации.

Определила задачи:

  • создание положительной мотивации на уроке;
  • развитие умственных способностей к усвоение знаний, обеспечивающих продуктивность учебной деятельности;
  • развитие наглядно – схематической формы мышления и мыслительных операций;
  • активизировать лексический опыт учащихся и обогатить словарный запас;
  • приучить к самооценке процесса и результата собственной деятельности;
  • развитие коммуникативных качеств личности, интеллектуальной грамотности, сообразительности, быстроты реакции в принятии решения.

1.Теоретические основы:

Методика Г.А. Бакуниной необычна. Ее необычность проявляется и в содержании, и в организации процесса обучения русскому языку. Во – первых, школьники работают с лингвистический теорией и словарными словами как с понятиями. Это помогает во время изучения русского языка формировать словесно – логическое мышление учащегося.

Во – вторых, лингвистические знания, умения, навыки приобретаются детьми в процессе выполнения нового типа упражнений. На их основе развивается и совершенствуется одновременно ряд важнейших интеллектуальных качеств ребенка. Прежде всего его речь, внимание, память, мышление, наблюдательность и т.д.

В – третьих, меняется методика проведения традиционных структурных этапов урока, которая также работает на развитии интеллекта школьника. Ученик становится  субъектом обучения, активным действующим лицом. Ребенок даже в период обучения грамоте не получает знаний в готовом виде, а добывает их в процессе увлекательного поиска.

В организации урока школьников привлекает то, что они самостоятельно предопределяют и формулируют тему и цель урока, принимают непосредственное участие в выведение новых правил и терминов.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типа уроков ( изучение нового материала, закрепления знаний, комбинированные уроки и т. д.) с сохранением всех основных этапов, минутки чистописания, словарно – орфографической работы, физкультминутки). Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, а в 1 – м классе вводится новый этап – мобилизующий.

2. Реализация методики в практической деятельности.   

2.1 В 1 классе на уроках обучения грамоте, а затем на уроках русского языка вводится мобилизующий этап.

Он проводится в самом начале урока в течение 3 – 4 минут. Его основной целью является включение учеников в активную интеллектуальную работу. Мобилизующий этап состоит из специально разработанных упражнений, которые выделены в 3 группы. Упражнения каждого урока совершенствуют один из видов мышления ребенка: наглядно – действенный, или наглядно -образный, или словесно – логический. На основе этих упражнений дети самостоятельно формулируют тему и цель урока, что требует от ученика выражение мысли в виде логического, развернутого, последовательного рассуждения вслух.

Приведу фрагменты уроков, которые начинаются с мобилизующего этапа (Приложение 2)

2.2.Минутка чистописания предусматривает совмещение поиска буквы с разными видами разборов (фонетическим, морфемным). От урока к уроку содержание заданий меняется, а степень их сложности постепенно увеличивается (Приложение 3)

2.3. Словарно – орфографическая работа

 Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Правил для их написания не существует. Проверить их родственными словами не получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно «просто запомнить». А память ребенка еще не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. Вот поэтому я использую метод ярких ассоциаций.(Приложение 4)

2.4.  Физкультминутка не делит урок на части. Она гармонично объединяет структурные этапы между собой в единое целое. Физические упражнения сочетаются с минимальными умственными действиями, связанными с темой урока. Такие физминутки способствуют высокому физическому и эмоциональному подъему, вызывает желание продолжать работу на уроке. А так же положительно влияет на развитие памяти, мышления, внимания (Приложения 5)

2.5. При изучении нового материала и закрепления использую текстовые упражнения.

В соответствии с принципами данной методики во время работы с текстовыми упражнениями требуется соблюдение ряда условий:

  1. Тексты должны иметь воспитывающий – познавательный характер.
  2. Тексты представляются детям в завершенном виде, без сформулированного к нему задания. Учащиеся при помощи опорных схем, таблиц самостоятельно формулируют задание или составляют текст.
  3. Работа с текстом завершается выполнением школьниками дополнительных заданий поискового характера. От текста к тексту задания усложняются, увеличивается объем исходного материала. Определенная новизна просматривается и во время записи упражнений. Учащиеся могут записать не весь текст, а только определенную часть (Приложение 6)

2.6 Диагностические исследования.

Для организации непрерывного и быстрого контроля знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель – ученик» разработала текстовые задания для 1 и 2 класса.

         Вопросы и задания тестов очень разнообразны, учат обобщать явления, устанавливать причинно – следственные связи, организуют наблюдения учащихся за языковыми явлениями.

          Загадки и тексты о животных и растениях призваны развивать познавательные интересы детей, их интеллектуальную и речевую активность.

А стихотворные строки русских поэтов дают возможность почувствовать музыку звуков, всю прелесть русского языка.

2.7. Результативность метода.

Результаты тестов показаны в графическом исполнении.

(Приложение 8) и показали, что у детей повысился уровень знаний . У детей повысился уровень интеллектуального развития.

В мае 2012 года школьным психологом вновь было проведено психодиагностическое исследование, с целью изучения интеллектуального развития учащихся.

Исследование показало:

7 человек – высокий уровень интеллектуального развития;

10 человек – средний уровень интеллектуального развития;

7 человек – низкий уровень интеллектуального развития;

2 человека – очень низкий уровень интеллектуального развития;

Заключение

Используя методику Г.А Бакулиной на уроках русского языка, у детей повышается интерес к этим урокам. Он стал для них более интересным и развивающим, а для учителя более творческим. На таких уроках развивается не только ученик, но и учитель совершенствует свое педагогическое мастерство.

Приложение 2

Мобилизующий этап.

Формулирование учащимся темы и цели урока.

Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: «Звук [и] и буква И,и»

На доске картинки, на которых изображены кубики, пирамидка, тигр.

- Назовите предметы, изображенные на картинках. Найдите в них два общих признака и сформулируйте тему урока.

(Все предметы – игрушки. В названии каждой игрушки есть звук [и]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звук [и] и буква, которая его обозначает»).

- На доске запись:

         познакомиться с…

         учиться отличать…

         учиться читать…

(Цель урока – познакомиться со звуком [и] и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [и] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

 2 класс  «Родственные слова»

 На доске написаны слова: червь, мука, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок.

               - Прочитайте вслух написанные на доске слова. Разделите их на три группы по формуле 3:2:2 и, ориентируясь на принципы деления слов, сформулируйте тему нашего урока.

(В 1 группу отнесем слова -  червь, червяк, червячок, во 2 группу – муха, мухоловка, в 3 группу – паук, паучок. Слова каждой  группы похожи по смыслу и имеют одинаковый корень, значит, тема сегодняшнего урока «Родственные слова»).

Приложение 3

Минутка чистописания

- Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:

5            3         1

д           в         ?

(Запись можно расшифровать следующим образом. Буква д в алфавите 5 – я по счету, буква в – 3 – я, значит 1- я буква – а. Сегодня мы будем писать букву а).

- Определите последовательность букв в данном ряду:

Ааб  Аав  Ааг  Аа…

(Заглавная А, строчная а чередуются согласными буквами алфавита.)

- Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную последовательность.

На доске записаны слова: нос, лак, лен.

                - Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать сегодня во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

(Сегодня мы будем писать букву Л. Она находится в слове лен, где обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [л ’] ).

- Перед вами квадрат. В клетках левого квадрата буквы расположены произвольно. Расставьте буквы в клетках правого квадрата в алфавитном порядке и определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается чаще других.

 

(Сегодня мы будем писать букву д. Она встречается чаще других букв.)

- Определите порядок написания букв в данном ряду:

Дде  Дде  Дди  Дд…

(Заглавная Д, строчная д чередуются с гласными буквами, обозначающими мягкость согласных)

- Продолжите данный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

Приложение 4

Словарно- орфографическая работа.

Метод ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

                     

          Методика:

  1. Разгадать зашифрованное словарное слово;

Например.

 

г        е

    з          а

а         т

или

    .  .    .  .    .  .     .

О З А Б В Т Е Р А Д К

.       .        .       .

  1. Определение лексического значения слова
  2. Записать слово и поставить ударение
  3. Выделить букву, которая вызывает трудность при написании
  4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом.

Например.

газета – бумАга

-Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово?

( Это слово сапоги.)

- Что такое сапоги?

(Сапоги – это обувь).

- Верно, но туфли, калоши, кроссовки – это тоже обувь. Чем они отличается?

(Сапоги – это высокая обувь, а туфли, калоши, кроссовки – низкая).

- Дайте полное определение: что такое сапоги?

(Сапоги – это высокая обувь из кожи, резины или другого материала).

- Слово сапоги – древнерусское. У ученых нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова соп – печная труба, так как сапоги напоминают ее по форме; другие – от слова сапати, т.е. сопеть, скрипеть, так как при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая точка зрения считается более убедительной.

Произнесите слово сапоги по слогам, определите ударный.

(Ударный слог третий).

- Ориентируясь на орфографический словарик, напишите слово сапоги в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

В левой стороне написаны фразеологические обороты со словом сапоги, в правой – значение данных оборотов, но не по порядку. Соотнесите обороты с их значениями.

  • Сапоги каши просят.                Похожие люди, особенно по

                                                                недостаткам.

  • Быть под сапогом.                   Чепуха, бессмыслица.
  • Лизать сапоги.                          Быть в полном подчинении

                                                         у кого – либо.

  • Два сапога пара.                       Записывать, угодничать, унижаться.
  • Сапоги всмятку.                       Продырявились, износились, требуют

                                                               ремонта.

  • Стлаться под стол.                

Почему оборотов со словом сапоги шесть, а их значений пять?

Приложение 5

Физкультминутка

- Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный – встаете, руки опускаете вниз.

Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

- Я буду читать стихотворение. Если позвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козел Бодун,

Воробей Тишка,

Поросенок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички?

- На физкультминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Услышав слово, отвечающее на вопрос что? , вы приседаете, вытягивая руки перед собой.

Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? , встаете на носочки ног, руки над головой.

Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, тетрадь, бабушка, воздух, жаворонок.

Приложение 6.

Тема «Глагол»

Предложен текст:

             Букет цветов.

Жизнь цветка в букете коротка. Как ……….. цветам жить? Рекомендуется ……..листья с нижней части стебля. У роз необходимо …….. и шипы. Конец стебля цветка надо ……..в воду. Воду для цветов желательно …….комнатной температуры. Можно …….в нее соль или сахар.

        Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать.

Задание 1. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующе теме урока. ( Вместо пропусков слов нужно вставить в текст подходящие по смыслу глаголы из справки).

Задание 2. Назовите предложение с неполной грамматической основой.

Задание 3. Укажите самый короткий по составу глагол в неопределенной форме. (Брать).