Технология интеллектуального развития на уроках русского языка в начальных классах
план-конспект урока по русскому языку на тему

Теплякова Светлана Олеговна

Технология интеллектуального развития на  уроках русского языка в начальных классах   (из опыта работы по методике Г.А.Бакулиной).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология интеллектуального развития на       уроках русского языка в начальных классах

(из опыта работы по методике Г.А.Бакулиной).

Теплякова Светлана Олеговна,

учитель начальных классов,

ГБОУ ШКОЛА №281

          Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.      «Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер).  Неслучайно среди проблем, оказавшихся в центре внимания педагогов и психологов, в последние годы видное место заняла проблема интеллектуального развития детей.

Принципиальной новизной методики интеллектуального развития на уроках русского языка и литературы, которую разработала доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Г.А.Бакулина, является постоянное, взаимообусловленное и взаимосвязанное сочетание трёх высокоинтеллектуальных процессов:

-антиципации (предвидения, предопределения учеником своих учебных действий);

-целенаправленного развития логического мышления учащихся;

-повышенной речевой активности.

Взаимодействие этих процессов обеспечивается с помощью системы специально разработанных заданий и упражнений, направленных на углублённое овладение учеником учебным материалом и одновременное развитие ряда его важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности и т.д.  Благодаря этому, лингвистическое развитие учащихся происходит в теснейшей связи с комплексным развитием их интеллекта, что в свою очередь обеспечивает высокую результативность обучения русскому языку.

Ученики  непосредственное участвуют в планировании и проведении большинства структурных этапов урока. Ученику передаётся часть функций учителя.  Дети  сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, в формулировании выводов и обобщений.

При внедрении данной технологии в основу организации учебного процесса, наряду с общепринятыми, Г.А.Бакулина выделяет следующие принципы:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка. Он предполагает, что учитель использует во время работы на уроках русского языка такие методы и приёмы, составляет такие упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируются не только лингвистические знания, но одновременно вырабатывается и совершенствуется и ряд интеллектуальных качеств (не менее четырёх – мышление, внимание, память, речь)

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, часто неординарных путей решения поставленных задач и проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность учащихся, совершенствуются их интеллектуальные качества.

3. Принцип обоснованного ответа. Его реализация предполагает установку учащихся на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе выполнения заданий по русскому языку.

4. Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности ребёнка, его мнению, точке зрения. Предоставление психологической свободы, создание атмосферы тепла и доверия даст возможность каждому ребёнку озвучивать новые идеи и применять новые знания.

Свои уроки русского языка я всегда составляю, опираясь на методику Г.А.Бакулиной , и хочу поделиться своим опытом работы. Приведу конкретные примеры фрагментов урока русского языка в начале второго года обучения по теме «Родственные слова» (закрепление).

      Первый этап -  мобилизующий, принципиально новый, цель которого -задействовать, включить в работу важнейшие интеллектуальные качества ребёнка.

 У: -Ребята, прочитайте слова, записанные на доске (червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок). Разделите слова на группы и, ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Д.-В первую группу я отнесу слова червь, червяк, червячок, во вторую – муха, мухоловка, а в третью паук, паучок. Слова каждой группы похожи по смыслу и имеют одинаковый корень, значит тема сегодняшнего  урока «Родственные слова».

 У.-Ориентируясь на тему и опорные слова, поставьте цель.

 Д.-Цель нашего урока: повторить, какие слова называют родственными, учиться подбирать родственные слова.

Формулирование темы и цели урока требует выражение мысли в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного рассуждения вслух.

      Очень важно научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии , а содержали  бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями.

      Например, минутка чистописания проводится нетрадиционно – дети сами определяют букву, написание которой необходимо повторить.

У: -Буква находится в самой большой группе родственных слов, в корне слова, состоящего из одного слога, и обозначают в нём согласный, парный, глухой, мягкий звук (слова прежние - червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок).

Д: -Мы запишем строчную букву «в», т.к.она находится в самой большой группе родственных слов, в корне слова, состоящего из одного слога, и обозначают в нём согласный, парный, глухой, мягкий звук.

У: - Определите и продолжите на чистописании закономерность:

 в вв ввв…

Д:- В каждом последующем буквосочетании количество букв «в» увеличивается на одну.

     Этот этап предусматривает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными ранее темами. Развивается объём и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитико-синтетическое мышление.

     Дети с довольствием включаются в такой вид работы и, если она проводится ежеурочно, сами составляют задания для минуток чистописания и включают  букву в свою придуманную закономерность.

    Или, к примеру, словарная работа - слово не преподносится в готовом виде:

Жук-точильщик лакомится старой корой.

У: - Прочитайте предложение. Грамотно выделив  в словах корни и ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово:  

              

      3     2    5    3    3

Д: - Это слово «комар»: в каждом слове предложения надо выделить корень и из каждого корня взять соответствующую числу в шифре букву.

    Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом – дети находят родовое понятие, существенные признаки и самостоятельно составляют определение. Затем слово вводится в активный словарь путём работы с фразеологизмом  «Комар носа не подточит» и составления гнезда родственных слов.

      Далее учитель предлагает ребятам текст: - Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока.

Д: - Списать текст, вставляя пропущенные буквы т подходящие по смыслу родственные слова. Можно дописать продолжение в соответствии с темой урока.

 В з..лёной тр..ве пряч..тся •. Они ждут маму-•. Вот пришёл ещё •. Сч..стливая • с..мейка отправилась • д..мой.  

Слова для справок: гусеница, гус.., гусыня, гусята, гусеничный, гус..ком, гусёнок, гусиный.

У: - Проверка: прочитайте полученный текст, назовите слова с пропущенными буквами, группируя их по виду орфограмм.

     Лексико-орфографическое упражнение призвано интенсивно совершенствовать мыслительные операции: умение осуществлять сопоставительный анализ, сравнивать лексические значения слов, обобщать свои рассуждения. Неординарно проводится орфографический контроль.

    Физ.минутки  тоже гармонируют с основной темой урока. Физические упражнения сочетаются с минимальным умственным напряжением, осуществляют высокий физический и эмоциональный подъём детей, вызывают желание активно продолжить работу на уроке.

 У:-Комары летают и кусают. Если я назову родственное слово к слову «летать», присаживаются на корточки девочки, если к слову «кусать» – мальчики: полёт, летает, кусает, укус, закуска, лётчик, лётный, откусил, летун, кусающий.

Таким образом, сложный, зачастую монотонный процесс овладения русским языком может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Формируются различные группы УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Ученик становится не только объектом, но и субъектом процесса обучения. Следуя за учителем, выполняя его методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке. Эта увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к лингвистике и учебному процессу в целом. Применение методики существенно поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского языка, совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь школьников.

                                          Литература:

1. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка,  5 класс», Киров, 2002.

2. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 2 класс», Владос, 1999.

3. Г.А.Бакулина  «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте» Владос, 2004

4. Журнал «Начальная школа» №4, 2003 («Средства субъективизации в обучении»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное интеллектуальное развитие на уроках русского языка

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном...

Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

    В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"

Презентация. Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка...

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"

Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка на примере ...

Работа над новым словарным словом на уроках русского языка в начальных классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения

Работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития психики ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Учитывая о...

Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах

Проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересн...