Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему
Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы,...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка.
Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, приобщения личности к культурно-историческому опыту человечества. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая активность определяют достижения человека практически во всех областях жизни. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях.
Можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных УУД : это развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.
Ко второму направлению формирования коммуникативных УУД относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе. На уроках часто организовываем групповую работу
Хочу выделить следующие преимущества совместной (групповой) работы:
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- возрастает сплоченность класса;
- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- ученик более точно оценивает свои возможности;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт …;
- желание вступать в контакт с окружающими;
- знание правил и норм, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
- умение работать в группе.
Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие дети преодолевают страх.
На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных УД :
- -Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о числительном ». -Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно доказать примером.
- -Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои.
- -Найди и выпиши слова, которые…. В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их.
На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.
На уроки материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.
Система работы по развитию речи чётко выстроена в учебниках и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи.
Рекомендации по развитию коммуникативных УУД:
1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2.Составьте для учеников алгоритм пересказа текста.
3.Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
4.Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
Коммуникативные УУД :
- Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом: восприятие текста, сравнивать разные виды текста, анализировать и исправлять деформированный текст, делить его на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану.
- Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге: оформлять диалогическое высказывание, различать особенности диалогической и монологической речи, описывать объект, характеризовать качества, разбиение объектов на группы.
Показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:
- умение и убеждать, и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора,
- умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в спорных обстоятельствах;
- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
- умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,
- осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Формирование коммуникативных УУД обеспечиваем через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517290-1415267921.jpg)
Технология формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка.
Разработка урока русского языка в 1 классе по системе Занковапо теме: Корень слова....
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка
доклад по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187156-1359015623.jpg)
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/21/picture-1036067-1526896283.jpg)
Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"
В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/16/picture-267002-1371393260.jpg)
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах
Данный материал содержит методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-143186-1352795685.jpg)
Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальных классах
Важная задача обучения в начальных классах – обучение школьников выражению собственных мыслей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-209756-1362243497.jpg)
Личный опыт работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.
Представляю обобщение личного опыта по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...