Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема : "имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Воскресенская Ирина Васильевна

Этот материал может быть полезен для учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Методическая разработка  раздела учебной программы по русскому языку

Тема: «Имя существительное»

2009-2010г.

Учитель начальных классов:   Воскресенская И.В.


Содержание:

  • Пояснительная записка.                                                                           3

  • Цели и задачи раздела.                                                                             4

  • Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоение учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.                                                                                         5

  • Ожидаемые результаты.                                                                           7

  • Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.                                                                         9

  • Система знаний и система деятельности.                                             13

  • Тематическое планирование по разделу.                                              42

  • Разработка проекта урока.                                                                      42
  • Список литературы.                                                                                56

Пояснительная записка

В наступившем 21 веке общество предъявляет все более высокие требования к начальному языковому образованию в школе: к его содержанию, структуре, к компетентности учителя. Обучение русскому языку получает прежде всего личностно – развивающую направленность.

   Поэтому я решила для своей творческой работы взять один из разделов учебной программы по русскому языку, которому уделяется при изучении большое место в начальной школе.

Система работы над темой «Имя существительное»  представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.

Ведущим направлением по русскому языку в 4 классе  в отличие от 3 класса является словоизменение. Изучается изменение по падежам имён существительных, формируются навыки правописания безударных падежных и личных окончаний.

Объём материала в каждом классе по этой теме, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.

цели и задачи раздела:

  • формирование грамматического понятия «имя существительное»;
  • овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без термина);
  • формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;
  • ознакомление с родом имен существительных, употребление ь у существительных с шипящими на конце;
  • развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;
  • выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных;
  • обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления  их в речи;
  •  ознакомление с существительными - синонимами и антонимами;
  • овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения.

психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

В классе11 человек: 7 девочек и 4 мальчика. По своему развитию детей можно разделить на 3 группы.

   У 4 детей – высокий уровень развития. Они быстро включаются в работу, очень внимательны. Присутствует гибкость внимания. Они способны быстро переключаться на другие виды деятельности. У них развита наблюдательность, острая восприимчивость, умение видеть и выделять признаки, анализировать, сравнивать, находить различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. У этих детей развиты почти  все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Запоминают всё быстро, прочно и продуктивно. Присутствует практическое, образное, логическое мышление. Хорошо развита речь, эмоционально окрашена,  богат её словарный запас.

 Умеют отвечать на вопросы, давать полные ответы,  связно рассказывают, могут задавать интересные вопросы. Любят читать и много читают. Хорошо развит познавательный интерес. Высокий уровень обучаемости. Они соблюдают правила поведения, любят учиться, трудиться.

У 5 детей – средний уровень развития. Это дети, у которых процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Внимание произвольное, появляется утомление, преобладает механическая память. Эти дети не сразу усваивают учебный материал. Для усвоения нужно ещё 1 – 2 раза повторить нужные определения, правила.  Выделяют признаки. Анализируют, сравнивают, находят различия, обобщают. Устанавливают причинно-следственные связи не всегда. Часто им необходима помощь учителя или сильного ученика. У них больше развито практическое мышление. Только после нескольких повторов им можно давать самостоятельную работу. Эти дети меньше читают, но речь у них хорошо развита, хороший запас слов, эмоционально окрашена. Они умеют отвечать на вопросы, рассказывать. Творческие задания у них вызывают затруднения. Рассуждают и делают выводы с помощью учителя или сильного ученика. Учебный материал усваивают. Обладают средним уровнем обученности. Они соблюдают  правила поведения, любят учиться и трудиться.

 2 человека – низкого уровня развития. Эти дети с преобладанием нервных процессов, возбуждения над процессами торможения. У этих детей процесс написания, решения, ответа опережает процессы обдумывания, анализа. Внимание непроизвольное, объём, концентрация и устойчивость  низкие. Отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности. Быстро проявляется утомляемость. Гибкость внимания низкая. У этих детей слабо развита речь, небольшой словарный запас. Они не могут объяснить свой выбор решения, не могут выражать свои мысли. Задания  выполняют только по образцу. Мало читают. Эта группа детей медленно усваивает  учебный материал, затрудняется делать выводы, рассуждать. Они не способны к волевому усилию. Эти дети заторможены, а некоторые сильно возбудимы. Среди них часты нарушения дисциплины.

  Класс в эмоционально – волевой сфере  в целом уравновешен. Дети дружат, охотно помогают друг другу. Умеют и любят работать в группах и парах. Учащиеся с удовольствием ходят в школу, наблюдают и любят природу.

        

ожидаемые результаты освоения раздела программы

  • развитие всех познавательных и личностных качеств учащегося: восприятия, внимания, речи, памяти, воображения, способностей, силы воли, трудолюбия, ответственности, доброжелательности, отзывчивости;

формирование устойчивой позитивной мотивации к учению;

целостного представления об окружающем мире;

К концу обучения раздела учащиеся должны знать:

  • имя существительное как часть речи и различать его признаки.

Обучающие должны уметь:

в области грамматики:

  • дифференцировать на основе классификационных признаков существительное, как часть речи;
  • распознавать падежи имён существительных;
  • проверять безударные окончания  имен существительных;
  • правильно писать безударные падежные окончания;
  • различать склонения имён существительных;
  • распознавать несклоняемые имена существительные;
  • находить орфограммы в именах существительных на изученные правила;
  • производить разбор существительного, как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имён существительных;

в области фонетики:

  • производить разбор существительных типа лодка, площадь;

в области связанной речи:

  • корректно формулировать и задавать вопросы по теме урока;
  • составлять предложения, используя существительные в разных падежах;

в области лексики:

  • различать слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы, антонимы)
  • уметь пользоваться словарём;

в области навыков коммуникативной деятельности:

  • внимательно слушать на уроке учителя и своих товарищей;
  • пользоваться  принятыми правилами культуры общения.

обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

Выбор методов, используемых в образовательном процессе, зависит от возрастных особенностей учащихся.

Народная мудрость гласит: «Посеешь ощущения – пожнёшь мысль». Именно поэтому очень важно делать акцент на методы и приёмы стимулирования познавательного интереса.

В своей педагогической деятельности по изучению раздела «Имя существительное» я использую следующие  формы организации учебного процесса:

  • обще-классная форма

Её целесообразно использовать при изучении нового сложного материала, например,  при изучении темы «Сравнение окончаний  имён существительных в Р.п. и В.п. в Р.П. и Д.п», «Проверка безударных имён существительных 1,2 3 склонения»

  • групповая форма

Детей в своём классе я разделила на 3 группы по уровню обученности:  группа «А» - сильные учащиеся, группа «В» - средние, группа «С» - слабые учащиеся;

Очень часто на уроках русского языка даю детям дифференцированные задания, учитывая способности детей, например,  на уроке по теме «Упражнения в написании безударных окончаний имён существительных».

  • Индивидуальная форма работы

используется почти на каждом уроке, готовлю карточки для отдельных учеников, чтобы проверить уровень усвояемости нового материала.

«Упражнение в определении склонений имён существительных в ед. числе»

Упражнение в написании безударных окончаний имён существительных»

После такой проверки  можно сделать выводы :  с  чем ещё можно поработать.

В работе применяю различные методы обучения:

  • метод  объяснительно-иллюстративный

На уроке по развитию речи по теме « Сочинение по картине» даю детям сначала готовую информацию и сопровождаю её иллюстрацией, дети слушают и запоминают  или использую такой метод в работе над словарными словами.

  • репродуктивный метод

Это многократное повторение знаний и умений по образцу. Этот метод использую при различных разборах  имени существительного: морфологический разбор, фонетический разбор. Много упражнений  в учебнике по русскому языку, где нужно работать  по образцу, данному в упражнении. Упражнение №232. Выбери существительные 3 скл.  напиши их в Р.П., Д.п., П.П..

Картофель, морковь, портфель…

Образец, Р.п. – насыпи, Д.п. к насыпи, П.п. –  о насыпи.

  • проблемный метод

Этот  метод  хорошо показан на примере моего проекта урока, когда дети сталкиваются с проблемой, а затем  по ходу урока её решают.

  • метод поисковый

Учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос.

Упражнение№128. Найди имена существительные в Д.п. Упражнение №241. Выпиши существительные во множественном числе. Напиши ещё три существительных во множественном числе.

По источнику знаний и характеру восприятия информации различают следующие методы, которые я широко использую в своей работе.

  • Словесные методы:

-объяснение нового материала

-рассказ

-беседа

-работа с учебником

Все эти методы необходимы при изучении раздела программы «Имя существительное». Объяснение нового материала при изучении тем:

«Три типа склонения имён существительных»

«Падежи имён существительных: И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.»

«Ударные и безударные окончания имён существительных»

«Правописания  окончаний имён существительных в Т.п., П.П., Р.п., Д.п.» и т. д.

Работа с учебником происходит на каждом уроке: это и работа с правилом, работа с упражнениями для первичного закрепления материала, и для обобщения по пройденной теме,  работа со словарём, работа с памятками и т. д.

  • наглядные методы

-наблюдение

-иллюстрация

-демонстрация

Эти методы использую при работе по развитию речи, при написании сочинений, изложений. Хорошо работают эти методы при изучении новых словарных слов и т. д.

  • практические методы

- упражнение

-самостоятельная работа

Работа с упражнениями - неотъемлемая часть учебного процесса, которая используется как на уроках объяснения нового материала, так и на уроках закрепления и обобщения материала.

Современный урок предполагает самостоятельную работу на каждом уроке, где каждый ученик может проявить себя, показать свои знания и пробелы в изучении  конкретной темы.

система знаний и система деятельности на уроках русского языка по разделу «Имя существительное»

Русский язык как предмет преподавания занимает одно из главных мест в образовательном процессе. Есть такая пословица: «Без грамматики не выучишь и математики».

В своей творческой работе я рассмотрела один из разделов программы – грамматику. В грамматике раздел – морфология. В этом разделе я выделила большую тему «Имя существительное».

Система работы над темой «Имя существительное»  представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.

Приведу  отрывок из книги В.М. Бурмако  «Русский язык в рисунках»

«Велико количество слов в языке  - сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, то получится неисчислимое количество. Как разобраться и управиться с такой армией слов и их форм? К счастью, есть у слов строгий командир Морфология.

Попытались как-то все слова построиться. Становились, становились – всё плохо получается. Без командира нам не обойтись, - поняли слова, призовём-ка  мы Морфологию!»

-Кто обозначает предмет?- спросила Морфология у слов.

-Мы обозначаем предмет.

-А какие формы у вас есть?

-Род, число, падеж.

-А что вы умеете делать?

-Быть  всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

-Становитесь под знамя «Имя существительное», - приказала Морфология. Так тысячи слов встали под свои знамёна своих частей речи, учитывая свои лексические и грамматические значения и синтаксическую функцию.

Вот такую интересную и познавательную сказку я читаю детям, когда знакомлю их с понятием имя существительное.

Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.

Так, например,  в 4 классе основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний. Но это не означает разрыва в работе над признаками существительных, как части речи  правописанием окончаний. Напротив, работа в 1 и 2 классах над грамматическими признаками существительных создаёт основу теоретических знаний для сознательного формирования навыка правописания. А при формировании навыка правописания падежных окончаний постоянно углубляются знания о роде, числе и падежах существительных.

Формирование грамматического понятия имени существительного  вводятся постепенно.

В 1 классе дети различают слова, которые отвечают на вопросы: что ? кто?

Во 2 классе вводится понятие предмет.

В 3 классе понятие имя существительное, род, число.

В 4 классе уже более сложное  понятие – склонение.

Усвоить грамматическое понятие «имя существительное» -  значит научить задавать вопрос,  запомнить понятие рода, числа, падежа, склонения.

                                                                                                                                                                   

Наиболее трудным для усвоения является грамматическое понятие падеж.  

  Падеж имени существительного  выражает отношение существительного к другим членам предложения. Следовательно, усвоение падежа основано на понимании учащихся связи слов в предложении. Работу над падежами можно начинать только после того, как учащиеся научатся выделять в предложении слова, связанные по смыслу и грамматически (в словосочетании). И в дальнейшем  вся работа над падежами – это работа над связью слов в предложении. Ученик должен чётко знать, с каким словом в предложении связано данное имя существительное.

Помочь запомнить порядок следования падежей можно так:

Иван - (кто?) (что?) – есть

Рубит – (кого?) (чего?) – нет

Дрова – (кому?) (чему?) – дать

Варвара – (кого?) (что?) – вижу

Топит – (кем?) (чем?) – любуюсь

Печь – (о ком?) (о чём?) – думаю

Помогают в распознавании падежей предлоги:

Р.п. - от, до, из, без, для, около, у, с

Д.п. – к, по

В.п. – в, на, за, через, про

Т.п. – с, за, под, над, между

П.п. – о (об), в, на, при

На уроке русского языка в 4 классе, тема урока «Упражнение в написании безударных гласных в окончании имён существительных» знакомлю учащихся с алгоритмом правописания падежных окончаний имён существительных.

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных

  1. Между какими двумя буквами ты  должен выбирать? (е или и)
  2. Что для этого нужно знать?

Во 2 склонении у существительных нет  окончания – и.

В 3 склонении нет – е.

В 1склонении  - или – е, или – и.

3.  Значит, если 2 склонение – пишу –е, если 3 склонение – пишу –и и только в 1 склонении определяю падеж:

Р.п. – пишу – и

Д.п. – пишу – е.

Для современного образования становятся приоритетными следующие принципы педагогической деятельности: развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. « Сделать ученика способным к саморазвитию – вот жизненный принцип педагогики», писал К.Н.Вентцель.

Следовательно, способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности.

Опираясь, на общую теорию деятельности, мы вправе считать, что деятельность – основа учебного процесса. Деятельность – главная характеристика человека, отличающая его от животного. Учебная деятельность необходима человечеству, без неё невозможна передача опыта от поколения к поколению. Понятие «учебно-познавательная деятельность»  наиболее полно характеризует процесс обучения: это специальная деятельность, необходимая обществу, совместная деятельность, форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное – в ней совершаются как познавательные процессы, так и социализация подрастающих поколений.

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов деятельности, так как человек в процессе любого занятия приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их. Учителю очень важно знать, что познавательная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из процесса преобразования предмета и результата.

Познавательная деятельность:

  1. Вооружает знаниями, умениями, навыками;
  2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся;
  3. Развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;
  4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;
  5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Организация познавательной деятельности.

Для реализации задач, стоящих перед современной школой, следует обеспечить каждому ученику возможность активной познавательной и творческой деятельности. Как это сделать?  В первую очередь нельзя исключать богатый опыт дидактики и использовать возможности новых информационных технологий. На первое место в структуре школьных отношений следует выдвигать отношения не «учитель - ученик», а « ученик – ученик» (обучение в сотрудничестве). Это учебное сотрудничество «ученик – ученик» постепенно переходит в парадигму «ученик - учебник – ученик», где акцент делается на самостоятельную  познавательную  деятельность учащихся.

Познавательный интерес формируется разными средствами.  Можно выделить 10 эффектов,  влияющих  на активизацию познавательной деятельности.

Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер  она не носила, какой бы активной она не была, всегда должна направляться и организовываться учителем.

При организации познавательной деятельности учащихся необходимо пробудить у них потребность мыслить и прослушать объяснение учителя. То есть вызвать  интерес к объясняемому новому материалу.

Одним из методических приёмов, способствующих активизации познавательной деятельности на этом уровне понимания материала,  является

  • Приём занимательности

 Занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся. Разнообразие занимательных форм (игры-путешествия, состязания, конкурсы, шарады, загадки) на уроках создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые учащиеся считают трудными и непреодолимыми.

Большое влияние  на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического её использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключения и т. д. игры, построенные на материале различной  степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход  к обучению детей  с разным уровнем знаний.

Для повышения познавательного интереса младших школьников при изучении раздела «Имя существительное» на уроке использую игры, которые позволяют решить такую важную задачу, как информационная перегрузка с организацией психологического и физиологического отдыха. Основная цель игры – смена деятельности, полноценный и эффективный отдых.

  1. Например, тема урока  «Повторение сведений о падежах имён существительных»

Работа со словарными словами представлена  « Волшебным квадратом»

н

о

я

б

о

к

е

р

л

а

г

ь

о

б

е

д

с

и

н

а

В этом квадрате спрятаны словарные слова. Читать можно только по горизонтали и вертикали.  Найди и назови эти слова (ноябрь, лагерь, обед, осина, около) Запиши эти слова в тетрадь и поставь ударение в каждом слове.

  1. Тема урока «Распознавание падежей имён существительных»

Игра в мяч « Падежи». Я бросаю мяч ученику и называю падеж, ученик называет вопросы этого падежа и передаёт мяч следующему ученику, который приводит примеры существительных, которые стоят в этом падеже. Затем мяч возвращается ко мне, и я называю следующий падеж и бросаю мяч следующему ученику и т. д.

Например, Т.п.; кем? чем? игрой, книгой.

  1. Тема урока: Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Игра «Склоняемые или нет». Я  диктую склоняемые и несклоняемые существительные: бревно, кино, перо, метро, пальто, долото, бассейн, шоссе, шимпанзе, музей, кони, пони, ателье, кушанье, кудри, колибри, радио, стадион, кофе, фонари, жюри, парик, пари, профиль.

1 команда записывает только склоняемые существительные, а 2 команда – несклоняемые. По окончании игры я открываю на доске списки склоняемых и несклоняемых существительных, и дети проверяют всё ли правильно.  Победителями являются те, кто правильно записал все слова или допустил меньше ошибок.

                     Склоняются:                               Не склоняются:

Бревно            кушанье                              кино                  ателье

Перо               кудри                                   метро                колибри                              

Долото            стадион                                пальто               радио

Бассейн           фонари                                шоссе                кофе

Музей               парик                                  шимпанзе         жюри

Кони                 профиль           пони                 пари

Тема урока: В. п. имён существительных

Игра «Не ошибись!» На доске или на экране записаны  2 столбика из стихотворений:

 Любит лётчик самолёт,                             Всю весну мечтал   Володя:

Пулемётчик – пулемёт.                      «Хорошо бы сделать так,

Как стекло светло и чисто                      Чтоб коза на огороде

Блещет мастера станок.                         Прополола весь сорняк».

У бойца-кавалериста                             Он обдумал это дело.

Серебром горит  клинок.                        План Володин был неплох:

Содержи и ты в порядке                           Чтоб коза сорняк поела,

Парту, книжки и тетрадки.                      Но не трогала горох.

                /С. Маршак/                                                     /А. Барто/

Нужно выписать из текста существительные в 2 столбика:

В 1 столбик – существительные в И.п.

Во 2 столбик – существительные в В.п.

Побеждает команда, в которой большее число игроков правильно выполнило задание.

Ответы: И.п. – 4, В.п. -6;          И.п. -4, В.п. – 5

  • Использования наглядности (использование ярких художественных форм)

Например, на уроке по развитию речи, тема урока «Сочинение по картине», используется яркий художественный образ, или  картинный диктант, дети называют изображённый на карточке-картинке предмет, записывают слово, выделяют в нём ударение и безударную гласную.

В учебнике русского языка 4 класса очень многое взято  из художественной литературы: это отрывки произведений известных авторов и много различных стихов, работа над ними так же повышает познавательный интерес учащихся.

Тема урока: «Р.п. и В.п. имён существительных», упражнение №206, отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Муравей и голубка», задание после текста, спиши текст, укажи склонение и падеж выделенных существительных.

  • Чётко формулировать познавательные задачи урока, т. е. раскрытие цели изучения темы и поиск её решения.

Например, тема урока «Ударные и безударные окончания имён существительных»

Снеговик принёс задание:

Вставьте пропущенные гласные в окончания имён существительных.

Затрещали сороки на макушк… старой сосны. На ветк…  берёзк… кукует кукушка.

На лесной тропинк…  видны следы лесной кошк… рыс… . На замёрзшей рек…тоже видны следы.  В неб… кружатся белые снежинки.

Учитель. Какое возникло затруднение?

Дети. Выбор буквы в окончании существительного.

Учитель. Почему возникла трудность?

Дети. Эта гласная безударная.

Учитель. Какого знания нам не хватает, чтобы справиться с заданием?

Какова же тема  и цель нашего урока?

Учитель. Сегодня на уроке наша задача - найти ответ на наш вопрос и вставить правильно окончания у существительных в задании Снеговика.

  • Нестандартные  творческие задания.

Эти задания способствуют укреплению и повышению интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.

Например, тема урока: Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п.

1.Словарно – орфографическая  работа

А) Упражнение «Продолжите ряд слов».

   На доске написаны группы слов. Учащиеся должны догадаться, по какому принципу подобраны слова,  и  дописать по 2 слова.

  1. СТ…РИЧОК, СВ…ТЛЯЧОК, Т…ЖЕЛО, ПОВ…Р.
  2. БЛУ…КА, ВЕРЕ…КА, СОСЕ…КА, ХОЛО…( слова с  парными  согласными. )
  3. КИРИ…, КАРМА…ЫЙ, УТРЕ…ИК, РА…ВЕТ (слова с  удвоенными  согласными.

К творческим заданиям относятся  все работы по развитию речи, например, тема урока: Сочинение по самостоятельно составленному плану «Наша школа», сочинение по картине.

Тема урока: Повторение сведений о падежах имён существительных, работа со словарными словами: опиши свою квартиру, употребив слова:

КОМНАТА, КВАРТИРА, КОРИДОР, ТЕЛЕФОН, ДИВАН, ТЕЛЕВИЗОР.

Подчеркни непроверяемые безударные гласные.

  • Самостоятельная работа.

Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную  работу, так как она формирует навык учебной работы, развивает мышление детей. Является важным средством для закрепления и проверки знаний, и, следовательно,  создаёт условия для развития интереса.

В 4 классе на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу: это различные виды упражнений и работа по карточкам.

На сегодняшний день в образовательном процессе широкое развитие получили информационно-коммуникационные технологии. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования.

Традиционный урок начинает играть новыми гранями, когда в качестве школьной доски используется на уроке проектор и компьютер. Качественный демонстрационный материал значительно обогащает уроки и помогает организовать коллективную работу над текстом.

Так при проведении урока, проект которого представлен в моей работе я на уроке  использую проектор и компьютер.

Дети с удовольствием работают с алгоритмом, который представлен  на экране. И мне не приходиться писать всё это на доске.

Можно применять ИКТ в обучении в различных режимах:

- в обучении;

-иллюстрации изучаемого материала;

Уроки были  бы более интересны, если бы в каждом классе  учитель имел компьютер и проектор, но пока, к сожалению,  это нереально.

Безударные гласные  в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении.

F:\snegovik[1].gif

Слова-помощники для проверки:

1скл.                   2скл.                      3скл.

луна                 конь                   печь

земля               окно                 степь

Поставлю ударение в слове

                         

          Окончание ударное  

да                                               нет      

Ставлю в начальную форму и определяю склонение

Написание

Соответствует

произношению

                                                     

                       

                                                         

Подбираю слово-помощник

   F:\snegovik[1].gif

Ставлю его в том же падеже

                                                                                       

                                                         

Пишу окончание какое и в слове- помощнике

Регулирующий  компонент учебной деятельности связан  с обучением детей самоконтролю и самооценки.

Виды самоконтроля:

- итоговый ( контрольные работы и тестирование);

-пошаговый (проводится на каждом уроке);

-планирующий (самый трудный, когда учитель составляет определённый план проверки знаний каждого ученика).

Существует три этапа формирования самоконтроля и самооценки

  • эталон  самоконтроля и самооценки даёт учитель;
  • взаимоконтроль и  взаимооценка (стараюсь использовать на каждом уроке, например, когда дети работают в парах, или когда сильный ученик проверяет работу  слабого)
  • самоконтроль и самооценка (учащийся сам оценивает свою работу и ставит себе оценку, такая работа позволяет ребёнку объективно оценивать свои знания,  и,  зная критерии оценок, выставить себе оценку). Такую форму так же целесообразно использовать в своей педагогической практике, что я и делаю.
    Заключительным этапом всякой работы является
    проверка знаний. Различные виды проверочных работ, предупредительные диктанты, списывания с пропущенными орфограммами. Тест – контрольный диктант – вот примерная схема контроля, по результатам которого я сужу о формировании навыка грамотного письма.

В 4 классе на уроке провожу различные виды диктантов:  выборочный, объяснительный, контрольный, проверочный.

Урок №42. Контрольный диктант по теме «Падежи имён существительных»

Урок №64 Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания имён существительных» и т д.

Хороший результат контрольного диктанта означает, что твоя работа не прошла даром. А это самая большая награда для учителя.

«Здоровье – не всё,

Но  всё без здоровья – ничто»

Это слова Сократа. Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

Задача всех педагогов  и моя в частности - не только дать необходимые знания детям, но и сделать всё возможное, чтобы сохранить здоровье  моих учеников.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый ребёнок должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели может быть достигнуто  с помощью технологий  здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации  учебно - воспитательного процесса без ущерба школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

В своей работе я использую следующие средства здоровьесберегающих технологий:

  1. Гимнастика в начале первого урока.
  2. Физкультминутки на каждом уроке: упражнения для снятия общего утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
  3. Подвижные игры на переменах.
  4. Участие в соревнованиях в учебном году.
  5. Дни здоровья.

К.Д. Ушинский говорил: «В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Я с ним, абсолютно,  согласна.

Тема 1: Упражнение в склонении имён существительных

Цели урока: углублять знания детей об имени существительном как части речи, формировать умение склонять имена существительные в ед. числе и познакомить с приёмами распознавания падежей.

Организация деятельности: поисковый метод, метод приобретения знаний, самостоятельная работа, повторение и закрепление пройденного.

Тема 2: Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Цели урока: отрабатывать умения определять падеж, познакомиться с особенностями несклоняемых имён существительных.

Организация деятельности: поисковый метод, объяснение нового материала, метод применения знаний, нестандартное творческое задание, самостоятельная работа.

Тема 3: Словарный диктант. И.п. имён существительных

Цели урока: проверить знания написания словарных слов, познакомить с особенностями имён существительных в И.п., отрабатывать приём распознавания падежей.

Организация деятельности: проверка написания словарных слов, объяснение нового материала,  поисковый метод, самостоятельная работа.

Тема урока 4:  Работа над ошибками. Р.п. имён существительных

Цели урока: проработать ошибки, допущенные в словарном диктанте, познакомить с основными значениями Р.п., его вопросами и предлогами, отрабатывать приём распознавания падежей.

Организация деятельности: метод приобретения знаний, проблемный метод, нестандартное творческое задание, приём занимательности.

Тема урока 5:  Д.п. имён существительных

Цели урока: познакомить с особенностями имён существительных в Д. п,

Сознательно употреблять в речи существительные в Д.п., отрабатывать приём распознавания падежей.

Организация деятельности: метод фронтального опроса, метод приобретение знаний, поисковый метод, репродуктивный метод, самостоятельная работа.

Тема урока 6: В.п. имён существительных

Цели урока: познакомить с особенностями В.п., учить различать И.п. и В.п., развивать орфографическую зоркость.

Организация деятельности:  поисковый метод, объяснение нового материала, самостоятельная работа, приём занимательности.

Тема урока 7: Т.п. имён существительных

Цели урока: познакомить с особенностями Т.п., учить  употреблять существительные в Т.п., развивать орфографическую зоркость.

Организация деятельности: фронтальный опрос, метод приобретения знаний (объяснение учителя), поисковый метод, творческое задание, самостоятельная работа.

Тема урока 8: Т.п. имён существительных

Цели урока: закреплять  знаний о Т.п. имён существительных, отрабатывать приём распознавания падежей, развивать орфографическую зоркость.

 Организация деятельности: метод закрепления пройденного материала, метод применения знаний, самостоятельная дифференцированная  работа.

Тема урока 9:  П.п.  имён существительных

Цели урока: выяснить особенности П.п., развивать орфографическую зоркость.

Организация деятельности: приём занимательности, метод приобретения знаний (Объяснение учителя), репродуктивный метод, самостоятельная работа.

Тема урока 10: Контрольный диктант №2 по теме: « Падежи имен существительных»

Цель урока: контроль знаний по теме: «Склонения имён существительных».

Организация деятельности: написание контрольного диктанта.

Тема урока 11:  Работа над ошибками. Распознавание падежей имён                                             существительных

Цели урока: развивать умение различать падежи по совокупности их признаков, развивать умения употреблять существительные в нужном падеже, проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте.

Организация деятельности: выполнение работы над ошибками, метод закрепления знаний, выполнения задания творческого характера.

Тема урока 12: Упражнение в распознавании падежей имён существительных

Цели урока: развивать умение различать падежи и употреблять существительные в нужном падеже.

Организация деятельности: метод закрепления пройденного материала, приём занимательности, метод применения знаний.

Тема урока 13,14:  Повторение сведений о падежах имён существительных

Цели урока: развивать умение различать падежи по совокупности их признаков, развивать умения употреблять существительные в нужном падеже, развивать орфографическую зоркость.

Организация деятельности: метод закрепления пройденного материала, фронтальный опрос, репродуктивный метод, самостоятельная работа, приём занимательности.

Тема урока 15:  Изложение повествовательного текста

Цели урока: учить членить текст и озаглавливать части, совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в прочитанном тексте, развивать письменную речь.

Организация деятельности: анализ текста, деление текста на части, пересказ и запись текста.

Тема урока 16:  Работа над ошибками. Три типа склонения существительных в единственном числе

Цели урока: проанализировать ошибки, допущенные в диктанте, дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в ед. числе,  познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и роду.

Организация деятельности: объяснение нового материала, анализ ошибок, допущенных в изложении, самостоятельная работа.

Тема урока17 , 18: Упражнение в определении склонений имён существительных в единственном числе

Цели урока: развивать умение распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в И.п., развивать зрительную память и орфографическую зоркость.

Организация деятельности: фронтальный опрос, метод закрепления и проверки, приём занимательности, поисковый метод. Индивидуальная работа по карточкам.

Тема урока19: Ударные и безударные окончания имён существительных в ед. числе

Цели урока: обобщить знания о 1 склонении имён существительных, развивать умение распознавать тип склонения, выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных, развивать орфографическую зоркость.

Организация деятельности: проблемный метод, игровой метод, метод приобретения знаний,  индивидуальная дифференцированная работа, самостоятельная работа, метод применения знаний.

Тема урока20:  Проверка безударных имён существительных 1, 2, 3 склонения

Цели урока: учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, формировать навык правописания окончаний существительных, отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных.

Организация деятельности: фронтальная работа, поисковый метод, игровой метод, самостоятельная работа.

Тема урока 21:  Правописание окончаний имён существительных в Р. п.

Цели урока: познакомить с особенностями окончаний существительных в Р. п., учить последовательности действий при написании безударных окончаний, отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных.

Организация деятельности: метод приобретения  знаний, фронтальная работа, поисковый метод, приём занимательности.

Тема урока 22: Сочинение по самостоятельно составленному плану «Наша школа»

Цели урока: формировать умение строить текст с элементами описания, использовать речевые средства для передачи отношения к описываемому объекту, расширять словарный запас.

Организация деятельности: обсуждение структуры текста, написание и проверка сочинения.

Тема урока 23:  Работа над ошибками.  Упражнение в правописании окончаний имён существительных в Р. п.

Цели урока: проанализировать ошибки, допущенные в сочинении, отработать умение распознавать тип склонения, падеж существительных, повторить особенности Р.п.

Организация деятельности: метод закрепления пройденного, дидактическая игра, самостоятельная работа.

Тема урока 24:  Правописание окончаний имён существительных в 1,3 склонении в Д.п.

Цель урока: обобщить знания об окончаниях существительных 1, 3 склонения в Д.п.

Организация  деятельности: метод применения знаний, фронтальная работа, приём занимательности, объяснение нового материала.

Тема урока 25:  Сравнение окончаний имён существительных в Р.п. и Д.п.

Цели урока: обобщить знания об окончаниях существительных в Д.п. и Р.п., формировать навык правописания окончаний Р.п. и Д.п., развивать умение сравнивать.

Организация деятельности: фронтальная беседа, самостоятельная работа, нестандартное задание творческого характера.

Тема урока 26: Р.п. и В.п. имён существительных

 Цели урока: учить различать Р.п. и В.п. по окончаниям и предлогам, познакомить со способами постановки вопроса при распознавании падежа существительных 2 склонения без предлога.

Организация деятельности: фронтальная беседа, метод применения знаний, выборочный диктант.

Тема урока 27: Правописание имён существительных в Т.п.

Цели урока: расширять знания о Т.п., вырабатывать навыки  правописания окончаний существительных в Т.п.

Организация деятельности: фронтальная беседа, метод закрепления, самостоятельная работа.

Тема урока 28: Правописание имён существительных в П.п.

Цели урока: познакомить  с особенностями употребления существительных в предложном падеже и правописанием окончаний.

Организация деятельности: фронтальная беседа, объяснительно-иллюстративный метод, игровой метод, репродуктивный метод.

Тема урока 29: Изложение повествовательного текста

Цель урока: формировать умение воспринимать и передавать содержание текста при восприятии его на слух, определять основную мысль, расширять словарный запас.

Организация деятельности: чтение и анализ текста, деление текста на части и составление плана, пересказ и запись текста.

Тема урока 30: Работа над ошибками. Правописание имён существительных в П.п.

Цели урока: проанализировать ошибки, допущенные в изложении, формировать навык правописания падежных окончаний в П.п.

Организация деятельности: работа над ошибками, метод закрепления знаний, поисковый метод, самостоятельная работа.

Тема урока 31: Правописание окончаний имён существительных в П.п. и Т.п.

Цели урока: закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи, развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.

Организация деятельности: метод закрепления знаний, игровой метод, нестандартное задание творческого характера.

Тема урока 32:  Контрольный диктант №3 по теме «Безударные падежные окончания имён существительных»

Цель урока:  проверить знания по изученной теме.

Организация деятельности: знакомство с текстом, письмо под диктовку, выполнение грамматического задания.

Тема урока 33:  Работа над ошибками. Упражнение в написании безударных окончаний имён существительных

Цели урока: анализировать ошибки, допущенные в диктанте,  закрепить  знания  о правописании безударных окончаний  имён существительных.

Организация деятельности:  работа над ошибками, метод закрепления знаний.

Тема урока 34: Правописание окончаний имён существительных в Р.п., Д.п., П.п.

 Цели урока: закрепить знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи. Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.

Организация деятельности: метод закрепления знаний, фронтальная беседа, самостоятельная работа.

Тема урока 35: Упражнение в написании безударных гласных в окончаниях имён существительных

Цели урока: развивать умение различать падежи по совокупности признаков, развивать орфографическую зоркость.

Организация деятельности: метод закрепления,  игровой метод, репродуктивный метод, метод применения знаний.

Тема урока 36: Изложение повествовательного текста

Цели урока: формировать умение воспринимать и передавать содержание текста при восприятии его на слух, определять основную мысль, расширять словарный запас.

Организация деятельности: чтение и анализ текста, деление текста на части и составление плана, пересказ и запись текста.

Тема урока 37: Работа над ошибками, упражнение в распознавании падежных окончаний имён существительных

Цели урока: закрепить знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи, развивать орфографическую зоркость, проанализировать ошибки, допущенные в изложении.

Организация деятельности: метод закрепления знаний, игровой приём, работа над ошибками.

Тема урока 38: Контрольное списывание

Цели урока: развивать орфографическую зоркость и каллиграфию.

Организация деятельности: списывание текста с заданием.

Тема урока 39: Работа над ошибками. Множественное число имён существительных

Цель урока: проанализировать ошибки, допущенные в контрольном списывании.

Организация деятельности: метод закрепления знаний.

Тема урока 40, 41: Склонение имён существительных во множественном числе

Цель урока: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе.

Организация деятельности: метод приобретения знаний, поисковый метод, нестандартное творческое задание.

Тема урока 42: Контрольный диктант№4 по теме « Проверка  знаний  склонений имён существительных»

Цель урока: контроль знаний по изученной теме.

Организация деятельности: письмо под диктовку, выполнение грамматического задания.

Тема урока 43: Работа над ошибками. Окончание имён существительных в И.п. и В.п.

Цель урока: анализировать ошибки, допущенные в диктанте.

Организация деятельности: метод приобретения знаний, работа над ошибками.

Тема урока 44: Д.п. и Т.п. имён существительных множественного числа

Цели урока: распознавать Д.п. и Т.п. имён существительных мн. числа, развивать орфографическую зоркость.

Организация деятельности: фронтальная беседа, метод приобретения знаний, игровой приём.

Тема урока 45: Словарный диктант. Д.п., Т.п. и П.п. имён существительных множественного числа

Цели урока: проверить  написания словарных слов, отработать  умение распознавать падежи существительных множественного числа.

Организация деятельности:  метод применения знаний, написание словарного диктанта.

Тема урока 46: Работа над ошибками.  Д.п., Т.п. и П.п. имён существительных множественного числа

Цели урока: проанализировать ошибки, допущенные в словарном диктанте, отработать навык правописания окончаний имён существительных множественного числа.

Организация деятельности: метод закрепления, поисковый метод, игровой приём.

Тема урока 47:  Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

Цель урока: формировать умение воспринимать содержание картины, определять её тему, использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому.

Организация деятельности: объяснительно-иллюстративный метод, анализ содержания картины, составление плана, написание сочинения и проверка.

Тема урока 48:  Работа над ошибками. Д.п., Т.п. и П.п. имён существительных множественного числа

Цель урока: проанализировать ошибки, допущенные в сочинении, совершенствовать навык правописания и точного употребления в речи имён существительных.

Организация деятельности:  метод закрепления пройденного, самостоятельная работа.

Поурочное планирование по разделу программы

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (48ч.)

Дата

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Упражнение в склонении имён существительных

1

2

Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные

1

3

Словарный диктант. И.п. имён существительных.

1

4

Работа над ошибками. Р.п. имён существительных.

1

5

Д. п. имён существительных.

1

6

В.п. имён существительных.

1

7

Т.п. имён существительных.

1

8

Т.п. имён существительных.

1

9

П.п.  имён существительных.

1

10

Контрольный диктант №2 по теме «Падежи имён существительных»

1

11

Работа над ошибками. Распознавание падежей  имён существительных.

1

12

Упражнение в распознавании падежей имён существительных.

1

13,14

Повторение сведений о падежах имён существительных.

2

15

Р.р. изложение повествовательного текста. «Торопливый ножик».

1

16

Работа над ошибками. Три типа склонений имён существительных в ед. числе.

1

17

Упражнение  в определении склонений имён существительных в ед. числе.

1

18

Упражнение в определении  типа склонений имён существительных.

1

19

Ударные и безударные окончания имён существительных в ед. числе.

1

20

Проверка безударных имён существительных 1, 2, 3 склонения.

1

21

Правописание окончаний имён существительных в Р.п.

1

22

Р.р. Сочинение по самостоятельно составленному плану «Наша школа»

1

23

Работа над ошибками. Упражнения в правописании окончаний имён существительных в Р.п.

1

24

Правописание окончаний имён существительных в 1, 3 склонении в Д.п.

1

25

Сравнение окончаний имён существительных в Р.п. и Д.п.

1

26

Р.п. и В.п. имён существительных.

1

27

Правописание имён существительных в Т. п.

1

28

Правописание имён существительных в П.п.

1

29

Р.р. Изложение повествовательного текста.

1

30

Работа над ошибками.  Правописание имён существительных в П.п.

1

31

Правописание окончаний имён существительных в П.п. и Т.п.

1

32

Контрольный диктант №3 по теме «Безударные падежные окончания имён существительных»

1

33

Работа над ошибками. Упражнения в написании безударных окончаний имён существительных.

1

34

Правописание окончаний имён существительных в Р.п., Д.п., П.п.

1

35

Упражнения в написании безударных окончаний имён существительных.

1

36

Р.р. Изложение повествовательного текста.

1

37

Работа над ошибками. Упражнения в распознавании падежных окончаний имён существительных.

1

38

Контрольное списывание.

1

39

Работа над ошибками. Множественное число имён существительных.

41,40

Склонение имён существительных во множественном числе.

2

42

Контрольный диктант №4 по проверке знаний склонений имён существительных.

1

43

Работа над ошибками. Окончание имён существительных в И.п. и В.п.

1

44

Д.п. и Т.п. имён существительных множественного числа.

1

45

Словарный диктант.  Д.п., П.п. и Т.п. имён существительных множественного числа.

46

Работа над ошибками. Д.п., П.п. и Т.п. имён существительных множественного числа.

1

47

Р.р. Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

1

48

Работа над ошибками. Д.п., Т.п. и П.п. имён существительных мн. числа»

1

МОУ Саконская СОШ

ПРОЕКТ УРОКА

Предмет: Русский язык

Класс: 4 (1-4)

Тема: «УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ»

Программа: Традиционная программа Т.Г. Рамзаева

Тип урока: комбинированный

Выполнила  учитель начальных классов

МОУ Саконской СОШ

Ардатовского района

Воскресенская И.В.

Педагогический стаж -20 лет

стаж работы учителем

начальных классов – 18 лет

Дата выполнения – 05.12.09г.

Саконы 2009г.

Проект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе

Цели урока:

  • Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

  • Развивать умения распознавать тип склонения;

  • Развивать орфографическую зоркость, продолжить работу по обогащению словарного запаса детей;

  • Развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

  • Воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование урока:

  • Классная доска, картинка  Снеговика;
  • Учебник русского языка 4 класса, часть 1, авторы Т.Г. Рамзаева, тетради, ручки, карандаши;
  • Компьютер;
  • Видеопроектор.

План урока с хронометражом

  1. Оргмомент – 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания-4мин.
  3. Словарная работа – 4 мин.
  4. Сообщение темы и цели урока- 3мин
  5. Чистописание 4 мин
  6. Работа по теме урока- 10мин
  7. Физкультминутка – 2мин
  8. Первичное закрепление изученного - 6мин
  9. Самостоятельная работа – 4мин
  10.  Подведение итогов урока 4мин
  11. Сообщение домашнего задания и его инструктаж -2мин

Диагностика

Учащиеся знают:

  1. Лексическое значение имени существительного, изменение существительных по родам и числам.
  2. Умеют устанавливать связь слов в предложении, задавать вопросы к имени существительному, знают роль имени существительного в предложении.
  3. Умеют определять падежи имени существительного по вопросу и предлогу.
  4. Части слова: корень, окончание, приставку, суффикс.

Конспект урока с теоретическим обоснованием

Содержание

Дидактиче-

ский комментарий

Обоснование

  1. ОРГМОМЕНТ

Учитель.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок.

Активно в работу включайся, дружок!

Учитель. Настроение хорошее!

Дети. Да!

Учитель. Тогда в путь?

Дети. В путь.

Учитель. Сейчас пойдём в гости.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белоока, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

Учитель. В гости к кому?

Дети. К зиме.

Учитель. А с нами верный помощник зимы, отгадайте кто?

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель  …

Дети. Снеговик!

Учитель. Правильно ребята, это Снеговик отправиться с нами в гости к зиме.

F:\snegovik[1].gif

  1. Проверка домашнего задания

Учитель.  Но прежде чем отправиться в путь, проверим, как вы готовы, как вы справились с домашним заданием.

Дома  было задано выполнить упражнение №176.

Учитель. Что нужно было сделать?

Дети. Письменно ответить на вопросы, найти в ответах имена существительные и определить у них склонения.

Учитель. Вспомним, сначала,  какие существительные относятся к 1, 2, и к 3 склонению.

(ответы детей)

Учитель. А сейчас послушаем ваши письменные ответы, один ученик проверяет, остальные проверяют у себя, используя сигнальные карточки.

  1. Словарная работа.

Актуализация знаний.

Учитель. Внимательно посмотрите на слова, которые подарила нам зима (слова написаны на доске).

Мороз, воробьиный, календарь, путешествие. Прекрасный, север, заморозить.

Учитель. Что можно сказать про эти слова?

Дети. Они из словаря, потому что их написания нельзя проверить.

Давайте их проговорим так, как пишем.

Учитель. Выберите имена существительные и определите  их склонение.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Снеговик принёс нам первое  задание от зимы.

Посмотрите на экран.

Вставьте пропущенные гласные в окончания мён существительных.

Затрещали сороки на макушк… старой сосны. На ветк…  берёзк… кукует кукушка.

На лесной тропинк…  видны следы лесной кошк… рыс… . На замёрзшей рек…тоже видны следы.  В неб… кружатся белые снежинки.

Учитель. Какое возникло затруднение?

Дети. Выбор буквы в окончании существительного.

Учитель. Почему возникла трудность?

Дети. Эта гласная безударная.

Учитель. Какого знания нам сегодня не хватает, чтобы справиться с заданием?

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Дети. Ударные безударные  окончания имён существительных.

  1. Минутка чистописания.

Учитель. А сейчас разминка для пальцев.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать, а потом они в тетрадке будут правильно писать.

Дети. Ручку правильно возьму. Тетрадь наклонно положу, сяду прямо, не согнусь.  За работу я примусь.

Учитель. Запишем число и классная работа.

Учитель. Посмотрите на экран  (демонстрация стихотворения по видеопроектору)

Вот и пришла к нам зима.

Синеют дальние дали.

Птицы на склоне холма

Кому-то письмо написали.

Мы, не, боимся, холода, голода, а.

Учитель. Давайте прочитаем, что там написано.

Учитель. Составим предложение из этих слов.

Дети. Мы боимся не холода, а голода.

Учитель. Что значат эти слова?

Дети.  Если птицы сыты, им не страшен никакой мороз.

Учитель. А мы можем помочь птицам?

Дети. Да. Нужно сделать кормушки и подкармливать птиц.

Учитель. Напишите это предложение и найдите все орфограммы в нём.

А детям из группы «А» дополнительное задание: Найти главные члены предложения и подчеркнуть их.

(проверяем при помощи сигнальных карточек)

  1. Работа над новой темой.

Решение проблемы.

Учитель. Как же надо действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную нужно писать в падежном окончании?

Учитель. Посмотрите на экран,  наш помощник Снеговик принёс нам подсказку.

Безударные гласные  в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении.

F:\snegovik[1].gif

Слова-помощники для проверки:

1скл.                   2скл.                      3скл.

луна                 конь                   печь

земля               окно                 степь

Учитель. Прочитайте, как нужно проверять безударные окончания.

Учитель. Какие слова-помощники вы запомнили?

Дети.  1 склонение - луна, земля;  

2 склонение – конь, окно;

3 склонение – печь, степь.

Учитель. Для чего они нужны?

Дети. Чтобы проверять безударные падежные окончания.

Учитель. Попробуйте заменить эти слова другими.

Дети. Например, в 1 склонении- вода;

Во 2 склонении – врач, двор;

В 3 склонении – молодёжь, дочь.

  1. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

  1. Первичное закрепление изученного.

Учитель.  Внимание на экран, посмотрите, наш помощник Снеговик принёс нам ещё подсказку.

Учитель. Прочитайте алгоритм, по которому вы будете работать.

Поставлю ударение в слове

Окончание ударное

    Да                                         нет

      ↓                                                ↓      

Написание

Соответствует

произношению

Ставлю в начальную форму и определяю склонение

                       

                                                         ↓

Подбираю слово-помощник

F:\snegovik[1].gif

                                                         ↓                                    

Ставлю его в том же падеже

                                                          ↓  

Пишу окончание какое и в слове- помощнике

Работа по учебнику

Стр. 94 №181

Учитель. Прочитайте задание. Поставьте существительные из скобок в нужном падеже и напишите словосочетания. Определите падеж и склонение существительных, выделите окончания и поставьте ударения.

Учитель. Работать будем по группам.

Группа «А» делает под цифрой 1, 2- самостоятельно.

Группа «В» делает под № 3.4 – самостоятельно.

Группа «С»-5

Дети учатся работать по алгоритму.

 у доски с объяснением

Учитель. Работать будем по алгоритму, который принёс Снеговик (смотрите на экран).

Учитель. А сейчас прочитаем правило в учебнике на странице 94.

Чтение правила.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам.

Сильный ветер вдруг подул,

 Все окончания в кучу сдул.

Вы тихонько подходите

И порядок наведите.

Карточка №1 для группы «А»

Сидел на ветке…

Приехал на поезд…

Дали птичк…

Сделан из шерст…

Сидел на берёз…

Жили в деревн…

Вышел из калитк…

Были в музе…

Карточка №2 для группы «В»

Иду (по чему?) по дорог…

Говорим (о чём?) о поездк…

Взять (у кого?) у подруг…

Ехал (по чему?) по площад…

Летал (где?) на скатерт…

По краю (чего?) дорог…

Карточка №3 для группы «С»

Делай по алгоритму:

  1. Ставлю существительное в начальную форму(задаю вопрос кто?, что?)
  2. Выбираю склонение (1, 2, 3)
  3. Подберу слово-помощник.

1скл.      2скл.       3скл.

земля     конь       степь

  1. Выбираю окончание, какое в слове-помощнике.

По дорог…

О поездк..

По площад..

Учитель. Найдите карточки у себя на парте и начинайте работать по группам самостоятельно.

Учитель. Проверим работу сигнальными карточками.

  1. Подведение итогов урока, выводы.

Учитель. Посмотрите ещё раз на экран. Так какие буквы нужно было вставить?

Вставьте пропущенные гласные в окончания мён существительных.

Затрещали сороки на макушк… старой сосны. На ветк…  берёзк… кукует кукушка.

На лесной тропинк…  видны следы лесной кошк… рыс… . На замёрзшей рек…тоже видны следы.  В неб… кружатся белые снежинки.

Учитель. Почему?

Как определить. Какую букву писать в безударном окончании имени существительного?

Дети. Нужно сначала поставить в слове ударение, если оно ударное, то что слышим , то и пишем.

Учитель. А если окончание безударное?

Дети. Определить склонение по начальной форме. Подобрать слово-помощник, поставить его в том же падеже, пишу окончание, как в слове-помощнике.

Учитель. Самые активные ребята получают оценки (выставление оценок за работу на уроке)

Учитель. Понравился урок?

               Чему учились на уроке?

Учитель. Мне было очень интересно с вами на уроке. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от работы с вами.

  1. Сообщение домашнего задания и его инструктаж.

А сейчас посмотрим. Что за задание приготовил вам Снеговик.

Страница 95 №182

Учитель. Группа «С» выполнить задания, которые есть в упражнении.

Группы «А» и «В» дополнительно выписать словосочетания с именами существительными.

Игровой момент.

Игровой метод.

Игра-путешествие.

Коллективная проверка.

Приёмы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления.

Орфографи-

ческое проговарива-

ние.

Постановка проблемной ситуации.

Коллективная форма работы

С элементами рассуждения.

Коллективная форма работы.

Постановка проблемной ситуации.

Использую поэтапное усвоение материала.

Частично-поисковый метод.

Приёмы обобщения, конкретизации.

Дети используют данный им алгоритм.

Коллективная проверка в виде фронтальной беседы.

Индивидуаль-

ная работа дана, учитывая уровень знаний,

умений и навыков каждого ученика.

Абстрактная умственная деятельность.

Переход внешней речи во внутреннюю. Вставляют окончания. Пользуются алгоритмом. Доказывают свой выбор.

Выработка внешней речи.

Повторение алгоритма правописаний безударных окончаний имён существитель-ных.

Приёмы обобщения, конкретизации.

Объективная оценка знаний. Поощрения в процессе всей деятельности урока.

К выставлению оценок привлекаю детей. Коллективно отмечаем тех, кто хорошо работал.

Настраиваю детей на урок, на серьёзную и плодотворную работу в доброжелатель-

ной обстановке.

Повысить познавательный интерес. Готовлю детей к активному восприятию нового материала, заинтересовываю детей.

При проверки

 домашнего задания

выясняю какие

трудности возникли

при его выполнении.

Проверяю умение логически рассуждать.

Диагностика знаний о склонении имён существительных, для введения новой темы.

Повысить познавательный интерес. Готовлю детей

 к активному восприятию нового материала, заинтересовываю детей.

Тренировка мелкой мускулатуры рук, вырабатывание аккуратности и чистоты письма.

Развивать орфографическую зоркость. Расширять лексический запас слов.

Продолжаю закреплять навык чтения.

Воспитываем бережное отношение  к  птицам.

Проверяем, пользуясь сигнальными карточками.

Забота о здоровье детей.

Повышаю познавательный интерес.

Дифференцированный подход.

Диффенцирован-

ный подход, чтобы каждый получил удовлетворение от урока, уверенность

в своих силах.

Проверка самостоятельной работы. Сильный проверяет у слабого.

Самоанализ  урока

Считаю, что урок получился результативным, все дети справились с предложенными заданиями и упражнениями, так как при подборе учебного материала учитывала психологические особенности каждого ребёнка и применяла дифференцированный подход. Положительные  результаты  урока обеспечили:  смена одного вида деятельности другим, игра – путешествие, фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа по карточкам и алгоритму, коллективная работа, самостоятельная работа.

Большое влияние на успех урока оказало использование информационного обеспечения   в виде видеотаблиц.  Наглядность использовалась при изучении нового материала, и дети по алгоритму на видеотаблице быстрее освоили новую тему.

  Методы и приёмы ведения урока способствовали  продуктивной деятельности на уроке. Разнообразными приёмами поддерживался интерес к уроку, опираясь на знания детей(что они уже знали об имени существительном с 1-по 3класс), шло освоение нового материала. Доброжелательная обстановка на уроке, готовность помочь друг  другу способствовала  активизации  умственной деятельности. Время на уроке было распределено рационально. Оборудование урока подобрано удачно. Во  время урока постоянно использовался аналитико- синтетический метод, частично – поисковый. Использовала сигнальные карточки. В процессе всего урока поощряла детей.

 

список литературы

        

авторы

Название

Издательство

Год издания

1

Бетенькова Н.М.,

Фонин Д.С.

Конкурс  грамотеев

Москва: Просвещение

2001

2

Гараев Я.И.

Поурочные разработки по русскому языку

Москва: « Вако»

2004

3

Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина н.Ю.

Аттестация учителей начальных классов

Методические рекомендации

Н. Новгород: издательство «Вектор- ТиС»

2006

4

Ковалько В.И.

Здоровье- сберегающие технологии

Москва: «Вако»

2004

5

Львов М.Р.

Методика обучения русскому языку в начальных классах

Москва: Просвещение

1979

6

Рамзаева Т.Г.

Русский язык

Программа для общеобразовательных учреждений

Москва: Дрофа

2006

7

Рамзаева Т.Г.

Русский язык

Учебник для 4 класса Ч 1

Москва: Дрофа

2008

8

Журнал

Начальная школа № 8, 2

Министерство образования Российской Федерации

2009

9

ЩербаковаИ.В., ФоминаИ.В., АлексееваС.Н., БажановаО.Г.

Портфель кафедры учителей начальных классов

Волгоград: Учитель

2009

10

Яшина Н.Ю.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников

Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный цц.центр

2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Методическая разработка. Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Перспектива"

Методическая разработка рабочей программы по русскому языку 3 класс. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка: рабочая программа по "русскому языку" 2 класс ФГОС Перспектива

рабочая программа по "русскому языку" 2 класс ФГОС Перспектива...

Методическая разработка «Адаптированная программа по русскому языку для ученика 2 класса с тяжелыми нарушениями речи»

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (по заключению ПМПК)...

Методическая разработка раздела программы Имя существительное

Методическая разработка раздела программы Имя существительное...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: «Изменение существительных по падежам»

Пояснительная запискаКласс: 4Цель: актуализировать. знания учащихся об изменении имён существительных по падежам.Задачи:обучающие: продолжить формировать представление учащихся о склонении и...