Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка .
статья по русскому языку на тему

Слиткова Галина Анатольевна

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_so_slovarnymi_slovami.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы со словарными словами 
на уроках русского языка .
Слиткова Галина Анатольевна.
Учитель начальных классов
МАОУ гимназия №18 г Томск

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами.

 Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” дети сталкиваются со словами абажур, арбуз, библиотека, конура и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу обучения в начальной школе внушительной цифры. Наиболее часто употребляемые слова из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. 
 Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Что нужно сделать, чтобы дети лучше усваивали написание таких слов, меньше допускали ошибок?

Изучая соответствующую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания таких слов, с одной стороны, во многом зависит то словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации активного словаря школьников.

В словарно-орфографической работе выделяю следующие составные части: 
1. Представление нового словарного слова. 
2. Лексическая работа. 
3. Орфографический анализ. 
4. Этимологический анализ. 
5. Подбор ассоциаций. 
6. Использование словарного слова в речевой практике. 
Знакомство с новым словарным словом провожу в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения. 

 Работа над каждым словом из «Словаря» должна быть непосредственно связана с изучаемым материалом, и вызывать у детей эмоциональный отклик. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым и практическим материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:

Толкование слова

К истокам слова

Фонетический разбор

Однокоренные слова

Сочетаемость слов

Синонимы – антонимы

Когда так говорят?  И т.д.

Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.

Пример: http://c-psy.ru/index.php/specialists/uchitelu-defektologu/master-class/5051-2011-01-14-14-14-12

Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.

Происхождение слова – Заимствовано из немецкого языка в начале 20 века. Autobus (немецкое)- из французского Autobus. Автобус буквально – «автомобиль для всех(многих)»

Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик (он же изобретатель первого английского паровоза). Демонстрация его автобуса состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне (Корнуолл, Англия). Это была машина с паровым двигателем, способная перевозить 8 пассажиров.

Загадки.

Длинный, дынный Огурец

Из конца бежит в конец.

В нём полно скамеечек

Для пассажиров - семечек.

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Стихотворения.

О Сапожникова

Улыбается водитель:
– Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На моём автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?

С. Богуславская

Я каждое утро 
В садик иду
И по дороге 
Автобус встречаю.
Мимо пройдя
Широко улыбнусь
И в добром привете
Рукой помахаю.
-Здравствуй автобус!-
Я говорю.
А он мне ответит:
-Здравствуй малыш!-
-Где был ты вчера?-
-Я в мастерской,
Давай расскажу
Если ты не спешишь.
Я заболел,
Проколол колесо,
И дверь заскрипела,
И мотор поломался.
Меня там лечили,
Помыли всего, 
Налили бензина,
Что бы я поправлялся

 Деление слова на слоги (перенос слова): ав-то-бус
 Фонетическая транскрипция слова автобус : 
[афт`обус]
 Характеристика всех звуков: 

а [а] - гласный, безударный
в [ф] - согласный, твердый, глухой, парный
т [т] - согласный, твердый, глухой, парный
о [`о] - гласный, ударный
б [б] - согласный, твердый, звонкий, парный
у [у] - гласный, безударный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный

7 букв, 7 звук 

 Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают         написанное на карточке слово с выделением» опасного» места и записывают его по памяти.

Картинный диктант. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание "опасных" мест в слове  и записывают его по памяти.

Выборочный диктант. 1) детям диктуют слова, они должны записать в первый столбик  слова –названия животных, во второй – слова- названия растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную е, во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт…) 3) выписать только слова из «Словаря»: « Урожай! Урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На грядке сорвать не плохо крупный помидор! Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом! ( Тургенев)

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово – отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

 Диктант по памяти. 1) Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор..), названия овощей, ягод и т.д 2) учитель группирует слова по восемь (1 уровень), десять (2уровень), двенадцать (3уровень) и пятнадцать слов (высший уровень).

В начале урока детям раздаются карточки, на которых напечатаны группы слов, дети в течение 3 минут запоминают слова, затем пишут. На следующий урок дети переходят на другой уровень, или закрепляют предыдущий.

Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант.

Заменить развернутое предложение одним словом. К примеру: 1) четвертый день недели (четверг); 2) прием пищи в середине дня (обед); 3)плод яблони (яблоко); 4) помещение для торговли чем – нибудь (магазин) 5) рукой подать (близко).

Буквенный диктант.

На доске слова в которых пропущены «опасные» места (м…роз, уч..ник, з…вод, к…р..ндаш, л…с..ца,..), учитель показывает слова, дети записывают только пропущенную букву.

  Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера. Очень важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем значении. Наиболее частым приемом объяснения значения изучаемого слова является показ предмета или его изображения Не менее интересным приемом является работа с загадками. Однако, эти приемы учитель чаще использует при знакомстве с новым словом.

 Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике. Вот примеры таких упражнений: 1) запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: а) молодая осина; б) осиновый лес; в) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

2)Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь-морковка, жёлтый-желтоватый, ветер- ветрище, сверкать-сверкнуть….

3) Впишите в предложение, словосочетание подходящие по смыслу слова из «Словаря».

Сапоги, ботинки – это обувь, а …..,……. – это одежда. Заяц,…..- это звери, а ……,…….- это птицы. Пенал,………,….., - это учебные принадлежности., а……….,…..,- это инструменты.

4) Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает, синим огоньком. (И Никитин) Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот. (Ю Коринец)

5) Привлечение учащихся к поисковым методам работы. Задания «Знаешь ли ты?»

На уроках часто возникают проблемные ситуации, когда дети не  знают значения слов. Тогда желающие берут индивидуальное задание и  готовят доклад по данному слову (С алгоритмом дети знакомы, или имеют памятку).

3) Задания «Занимательная орфография» , когда дети представляют изучаемое слово в виде рисунка.

 http://festival.1september.ru/articles/647340/img2.gif http://www.tutoronline.ru/media/158395/______.jpg 
Таким образом, для совершенствования обучения нужно:

во-первых, включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений.

во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. 

Особая роль при этом отводится этимологическому анализу .

Опыт показал, что планомерное применение названных в работе приемов дает возможность повысить эффективность обучения словарным словам на 35–40 % по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов.

При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

Словарно-орфографическая работа младших школьников на уроках русского языка.

В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Современная начальная школа видит одной из главных зада...

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Данная статья «Основные  приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе»....

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...