урок русского языка по теме «Правописание гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

1. Предметная область: русский язык, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

2. Тема: «Правописание гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц»

3. Цель: Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц].

4.Тип урока: комбинированный

5.Задачи урока:

-познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]; освоить алгоритм правописания данной орфограммы;

-развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

-воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

6. Планируемые результаты.

Метапредметные:

Личностные УУД: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал.

Регулятивные УУД: Уметь формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

7.Методы обучения:  беседа.

8.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

9.Средства обучения:  Н.В.Нечаева Русский язык учебник для 3-го класса. Часть II, тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по русскому языку

учителя МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия» Шалбуровой О.М.,

3б класс, 16.02.2012 г.

1. Предметная область: русский язык, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

2. Тема: «Правописание гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц»

3. Цель: Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц].

4.Тип урока: комбинированный

5.Задачи урока: 

-познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]; освоить алгоритм правописания данной орфограммы;

-развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

-воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

6. Планируемые результаты. 

Метапредметные:

Личностные УУД: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал.

Регулятивные УУД: Уметь формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

7.Методы обучения:  беседа.

8.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

9.Средства обучения:  Н.В.Нечаева Русский язык учебник для 3-го класса. Часть II, тетрадь.

10.Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Само-определение

к деятельности.

Организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.

Подготовка к работе.

ЛУУД

II. Активизация мыслительной деятельности.

1. Организует чистописание.

На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

- Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

- Сегодня повторим написание этих букв. Отступите строку для темы урока. Проследите за сочетанием букв и определите, каким будет следующее: Ццж  Ццч Ццщ ?

2. Проводит словарный диктант.

- Секунда, ушел на север, сделать сегодня, сейчас, салфетки под скатертью, скоро, скользко, на улице, случайно узнал секрет, листья смородины и рябины.

Организует взаимопроверку, затем краткий анализ выполнения.

- У кого сегодня словарная работа выполнена лучше, чем на прошлом уроке? Благодаря чему?

3. Актуализирует знания учащихся.

Мы изучили общие правила правописания падежных окончаний имён существительных. Я думаю, вы сегодня порадуете всех своими знаниями и умениями. Давайте вспомним:

- Что такое словоизменение? Что такое словообразование?

- Что такое склонение?

- Какие им сущ. относятся к 1 скл?

- Какие им сущ. относятся ко 2 скл?

- Какие им сущ. относятся к 3 скл?

- Как отличить И.п. от В.п. у сущ. 1 скл?

- Какие предлоги употребляются с сущ. в Р.п? Расскажи о правописании оконч. сущ. в Р.п?

- Какие предлоги употребляются с сущ. в Д.п. и П.п.? Расскажи о правописании оконч. сущ.в Д., П. п.

- Какие предлоги употребляются с сущ. в Т.п.?

- Как проверить падежные окончания существительных?

- Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук [ж], остальные - глухие звуки.

– В слабой позиции буква Ж может обозначать и глухой согласный звук [ш]. (ложка, кружка)

– Может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

- Ццш Ццц  Ццж  Ццч Ццщ.

Выполняют чистописание.

Двое учащихся пишут на доске, остальные в тетрадях слова из набора  №12.

Меняются тетрадями, проверяют словарный диктант и выставляют на полях оценку. Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы теоретического опросника, приводят свои примеры.

- Определить склонение, падеж и вспомнить, какое окончание надо писать. Можно ещё безударные падежные окончания сущ. проверить ударными окончаниями слов – помощников. Например: по перине-1 скл. (по сестре, земле-Е), у яблони –1 скл. (у земли-И), о медведе – 2 скл. (о коне, окне-Е), к площади-3 скл. (к степи-И).

ПУУД

РУУД

РУУД

КУУД

ЛУУД

ПУУД

III. Изучение нового материала.

1. Подводит к постановке учебной проблемы. На доске слова:

Каланча – перед каланч..

Клич – боевым клич..м калмыков

Кормилица – называют кормилиц..й

Полководец – русским полководц..м

Ополченец –  стал  ополченц..м

Рубеж – за оборонительным рубеж..

Свинец – под вражеским свинц..м

Товарищ – с товарищ..

- Все ли слова знакомы вам? Значение каких слов вы хотели бы уточнить? Как это сделать?

- Язык постоянно меняется. Какие-то слова со временем выходят из частого употребления, но остаются в истории. Как вы думаете, какое историческое событие можно описать, используя эти слова?

- Правильно. В 2012 году исполняется 200 лет военно-историческому событию – Отечественной войне 1812 года.  

- Называют незнакомые слова. Надо искать в толковых словарях русского языка.

- Отечественную войну 1812 г.

ПУУД

КУУД

Итак, что узнали в толковом словаре? Кратко комментирует демонстрируемые на слайде текст словаря и картинки.

КАЛАНЧА, каланчи, род. мн. каланчей, жен. (от араб. - крепость).

1. Сторожевая вышка пожарной части. Пожарная каланча. 2. Дозорная башня в крепости для наблюдений за передвижением врага во 2-й пол. 18 - нач. 20 вв.

КЛИЧ, -а, м.(высок.). Возглас, призыв. Кликнуть к. (обратиться с призывом ко многим). Победный к.

ОПОЛЧЕ́НИЕ, ополчения, ср.

1. Войсковой резерв из лиц, способных носить оружие, но не состоявших на действительной военной службе или вышедших, по возрасту, из запаса (воен., дорев.). Ратник ополчения.

2. Войско, собиравшееся в помощь княжеской дружине, регулярной армии; нерегулярное войско (ист.).

ОПОЛЧЕ́НЕЦ, ополченца, муж. (воен., дорев. ). Военнослужащий ополчения или военнообязанный, зачисленный в ополчение.

РУБЕ́Ж, -а, м.1. То же, что граница (в 1 знач.). Естественный р. Уехать за р. (за границу). Зорко охранять ~и Родины. На ~е двух эпох (перен.)

2. Участок или полоса местности, удобные или оборудованные для ведения боевых действий. На укреплённых ~ах. Выйти на новые ~и.

Организует работу со словосочетаниями на доске. Актуализирует и фиксирует индивидуальные затруднения в пробном учебном действии.

- Все согласны? Сколько же в нашем классе мнений? Почему?

- С какой проблемой столкнулись мы при выполнении этого задания?

2. Подводит детей к формулированию темы и цели урока.

- Итак, у нас новая орфограмма. Определим место этой орфограммы в слове?

- Выделите основу в словах. Что в них общего? На какие буквы оканчивается основа?

- Кто может сформулировать тему урока.

На доске записывает тему урока.

3. Побуждает к поиску решения.

- Как же мы раскроем “секрет” правописания О и Е в оконч. сущ. после шипящих и Ц? Что для этого можем сделать?

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

- Что объединяет слова в каждой группе? В чем «секрет» нашей новой орфограммы? В какую группу запишем слова оставшиеся и почему?

- Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться.

-Давайте составим алгоритм.

- Откройте учебники на странице 65 и сравните свой вывод с правилом. Что скажете? Это открытие?

- Какое же новое знание мы открыли?

Побуждает к проговариванию учащихся со слабой учебной мотивацией.

Трое детей находят в толковых словарях Д.Н. Ушакова и С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой значения названных слов.

Учащийся выходит к доске и записывает данные сущ.

в заданной форме. В случае сомнений можно оставить точку.

- Ранее изученные способы проверки не всегда срабатывают. Иногда непонятно, писать О или Е.

- Гласные О и Е в окончаниях сущ.

-Все основы заканчиваются на шипящую или ц.

- Правописание О и Е в окончаниях имен сущ. после шипящих и Ц.

Записывают тему урока.

Предлагают сгруппировать слова по склонениям. Выясняют, что это не дает решения.

Группируют по окончаниям те слова, в которых они правильно написаны.

1 группа – каланч..й,  рубеж..м,  свинц..м

2 группа - полководц..м,  ополченц..м,  товарищ..м

- В окончаниях сущ после шипящих и Ц под ударением пишем О, а в безударном положении Е. Остальные слова записывают.

Проговаривают алгоритм правописания О и Е в оконч. сущ. после шипящих и Ц

Делают вывод по итогам сравнения.

Проговаривают алгоритм правописания О и Е в оконч. сущ. после шипящих и Ц.

ПУУД

РУУД

КУУД

ПУУД

ПУУД

РУУД

РУУД

ПУУД

ЛУУД

IV. Закрепление изученного.  

Организует работу по тесту. 

Разбужен  трубач..м, прошли марш...м, перед силач..м, под соломенной крыш..й, послали за врач..м,  доволен встреч...й, с громким плач..м, был москвич...м, любить всем сердц...м, поднялся над улиц...й, взяли плотным кольц..м, встретили под Париж..м.

Контролирует выполнение работы.

В течение 3 минут работают самостоятельно, вставляя орфограммы. На ИД работает один ученик. Выполняют взаимопроверку и оценивают качество работы.

Проговаривают еще раз алгоритм правописания О и Е в оконч. сущ. после шипящих и Ц

ПУУД

ЛУУД

РУУД

V. Физминутка.

Выполняет упражнения вместе с детьми.

Подготовленный ученик проводит физминутку: 

1,2,3,4,5, начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

1 и 2, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

здоровей и веселей!

ЛУУД

V. Работа над развитием речи.

Организует обсуждение темы.

-Все эти события происходили 200 лет тому назад, это стало историей. Почему же историки, до сих пор ведут исследования? Давайте попробуем ответить на вопрос: зачем вообще изучают историю? (Учитель пишет вопрос на доске). И почему этим вопросом мы задаемся на уроке русского языка? Обратимся к тексту.

- Что вы знаете об участии калмыков в битвах с французами?

-Какие чувства вы испытываете, осознавая, что весь народ поднялся против врага и отстоял Россию?

- На слайде: «В Москве весь мир уже готовился признать мое превосходство: стихии разрешили этот вопрос». Наполеон, о. Святой Елены. Это справедливо? Что вы чувствуете? Почему в истории правду может заменить ложь? Как узнать, правда ли то, что пишут в газетах, показывают по телевизору?

- Европе не нужна сильная Россия. Запад не терпит русского своеобразия, его «неевропейскости». Особенно раздражало Европу православное христианство русских. Европейское большинство постоянно мечтало об ослаблении России. «Обливание грязью» нашей истории за рубежом - один из приемов борьбы против России. Всё это мы должны понять и никогда не забывать этого. Не для того, чтобы отвечать на вражду - ненавистью, но для того, чтобы верно предвидеть события и не поддаваться иллюзиям. Поэтому говорят: кто владеет прошлым - тот владеет будущим. Используя опорные словосочетания (на ИД), ответьте на вопрос: Зачем нам надо изучать историю?  Мы изучаем правила правописания, русский язык, для чего?

-Итак, ваш ответ на вопрос: зачем нам надо изучать историю? У вас 5 минут.

Текст (у каждого). Читают по очереди:«Война 1812 года в России называлась Отечественной, а в Европе - «Русской кампанией».  Участник этой войны С. Н. Глинка писал: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верой и образом жизни, народы кочующие, и те готовы были умереть за землю русскую».

- Отвечают на вопрос.

«Почти полмиллиона ополченцев по зову сердца и разума пополнили ряды русской армии. Широкое партизанское движение наносило большой урон врагу, не давая ему передышки. Даже женщины вступали в бои. Так прославилась крестьянка, старостиха хутора Горшкова Василиса Кожина.  Ее партизанский отряд из подростков и женщин, вооружённых косами, вилами, топорами, уничтожал и брал в плен французов во время их отступления. А во время главного сражения на Бородинском поле каждый час погибало 2500 солдат с обеих сторон. «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел»,- знаменитые строки М.Ю. Лермонтова.»  

Отвечают на вопросы.

- Гордимся победой, мужеством защитников Родины.

- Надо искать разные источники информации, сопоставлять, анализировать мнения и факты.

-Чтобы грамотно выразить свою мысль.

 Творческая работа детей.

ЛУУД

КУУД

ПУУД

VI. Рефлексия деятельности учащихся.

Побуждает к рефлексии деятельности учащихся.

-Поделитесь своими размышлениями. Как вы ответили на вопрос: зачем нам надо изучать историю?

   

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.  

 -Историю надо изучать, чтобы не повторять ошибок прошлого. История повторяется...

- Чтобы помнить о тех людях, которые сделали Россию великой.

- В истории нужно умение отличить ложь от правды.

- Прошлое не изменить, а вот настоящее и, тем более, будущее, человек изменить в силах.

КУУД

РУУД

ЛУУД

VII. Итог урока.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. 

- Что нового узнали на уроке?

Что понравилось? Что нет?  

- Выставление оценок за урок.

Домашнее задание дифференцированное:

- правило на с.108; у.471;

- подобрать отрывки из стихотворений, в которых встречается новая орфограмма.

Оценка учениками собственной учебной деятельности и одноклассников.

ЛУУД

КУУД