Методическая разработка урока "Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Короваева Марина Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе , УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_-a_klass.rar19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

Тема урока «Слово и его значение»

4 класс, УМК «Перспектива»

ГБОУ СОШ № 570 г. Санкт-Петербург

Учитель начальных классов: Короваева Марина Николаевна

Цели: создать условия для развития речи учащихся,  для развития УУД  учащихся  при изучении темы «Слово и его значение».

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать слова: синонимы, антонимы, фразеологизмы, находить в тексте и использовать в собственных произведениях синонимы, антонимы, продолжить работу по развитию орфографической зоркости.

      2.   Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.  Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию  чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

4.   Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

 Оборудование: проектор,  компьютер,  презентация, учебник «Русский язык» Климановой Л.Ф., Т.В. Бабушкиной (М.: «Просвещение», 2013)

       Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре;

    -  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока;

     

              предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    - находить лексическое значение слов, орфограммы;

    - распознавать синонимы, антонимы, фразеологизмы;

    - понимать структуру текста, исправлять ошибки.

Аннотация:  в ходе урока организованы формы деятельности - коллективная, работа в парах, самостоятельная работа; урок проводится с использованием современных методов обучения-: поисково-исследовательского, проблемного, наглядного, практического.

                                                                                               

                                                                                                  Ход урока:

Тема: «Слово и его значение»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Орг.  момент

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

 

Вступительная беседа

II. Минутка чистописания

Способы: фронтальная работа.

III. Актуализация знаний учащихся

Словарная работа

Способы: фронтальная работа.

Способы:

индивидуальная работа обратная связь, (применение сигнальных карточек, гласных букв).

«Фонетическая» минутка

«Орфографическая» минутка

Цель: формирование  и развитие орфографической зоркости.

 

.

IV. Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные сведения при коллективном выполнении задания  

V .Самостоятельная работа.

Цель: выявить степень усвоения изученного материала.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа, работа в парах.

 

 

VI. Физминутка

VII.  Творческая работа.

       (работа в парах)

Цель: развитие речи учащихся, умение озаглавить текст, применять знания в практической деятельности.

VIII.  Итог урока.      Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

IX.  Дом. задание.

.

 

Проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на урок.

 -Я вижу, что вы готовы к работе.

Мобилизация внимания.

- Мы начинаем работать!

Коррекция письма соединений с буквами -е-, -и-

еле или  ик ек еньк ник

Запишите слова, распределив их в 2 столбика.

- е-                        -и-

тревога, билет, километр, берег, телефон, лестница,  желание, везде, горизонт

 Какое слово лишнее? (Слово – везде).

В каком слове букв больше, чем звуков?

чашка, пять, Юля, чайка 

В каком слове произносятся только твёрдые согласные?

пение, прямо, вагон, колесо

Укажи слово с ударением на втором слоге?

щавель, сторожит, звоните, документ

Ребята, какая орфограмма пропущена в словах?

п…белка

г…зета

молод…сть

л…нивый

вып…чка

кв…ртира

п…катился

г…лубятня

При написании какого слова нужно применять правило: «Безударную гласную в корне  проверяйте ударением»?

Выпишите слова на это правило.

Что такое слово? Для чего оно нам нужно?

Обсуждая эти вопросы, вы можете воспользоваться  высказыванием известного писателя.

 «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и выражений»

 (К. Паустовский.)

Создание проблемной ситуации.

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

В каком словаре можно найти объяснение значения устойчивых  словосочетаний: гол как сокол, ахиллесова пята, попасть впросак?

В каком словаре можно найти сведения о происхождении слов: понедельник, солдат, копейка?

Как группируются слова  на основе их звучания и значения?

Вспомните, как называются слова, близкие по значению?

-Синонимы.

 Слова, противоположные по значению?

-Антонимы.

Устойчивое сочетание слов? Фразеологизмы.

Подберите синонимы  к прилагательному.

Умный ребёнок –

Подберите антонимы.

Забывать –

Объясните значение фразеологизма:

Замести следы -

Запишите  свои примеры:

синонимы

антонимы

фразеологизмы

Запишите предложение под диктовку:

Лесная поляна заросла высокой травой и крупными ромашками.

Проверьте характеристику предложения, если есть ошибки,  письменно исправьте их.

(сложное, повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа  заросла травой, однородных членов предложения нет)

Зарядка для снятия усталости органов зрения, массаж пальцев.

Прочитайте.

 

А) Скоро у них вывелись аистята.

Б) На старом дереве аисты свили гнездо.

В) Радовались аистята вкусной еде.

Г) С раннего утра до позднего вечера родители носили им из болота лягушек и рыбёшек.

Д) Они благодарно хлопали широкими крыльями и звонко щёлкали крепкими клювами.

Связаны ли части текста по смыслу?

Сформулируйте задание.

Запишите восстановленный текст в тетрадь, соблюдая правила орфографии.

Прочитайте текст, который получился.

На старом дереве аисты свили гнездо.

Скоро у них вывелись аистята.

С раннего утра до позднего вечера родители носили им из болота лягушек и рыбёшек. Радовались аистята вкусной еде. Они благодарно хлопали широкими крыльями и звонко щёлкали крепкими клювами.

Какой текст получился художественный или научный?

Ребята, достигли мы цели урока?

Какое задание оказалось трудным? Почему?

Какое задание не вызвало затруднений? Почему?

Оцените свою работу.

Допиши несколько предложений, продолжив текст.

Упр.№140-найдите синонимы, продолжите ряд синонимов.

Проверка готовности к уроку

Дети оформляют запись в тетради для классной работы

Работа в тетради, самостоятельная запись. Прописывают элементы.

Дети классифицируют слова, записывают их в 2 столбика; в словах выделяют орфограмму, ставят знак ударения.

Для развития орфографической зоркости учащимся предлагается назвать в словах  известные орфограммы.

Ребята проводят анализ и сравнение  слов, делают вывод, обосновывая свой выбор.

сотрудничество при работе в парах

Ребята проводят анализ и сравнение  слов, делают вывод, обосновывая свой выбор

.

сотрудничество при работе в парах, делают вывод,

сотрудничество при работе в парах,

самоконтроль

сотрудничество при работе в парах

Ученики формулируют тему урока: «На уроке будем говорить о значении слов, о том, какие бывают слова, как точно использовать слова  в нашей речи».

Ученики находят значение фразеологизмов в словаре  в учебнике.

Ученики находят значение слов в этимологическом словаре  в учебнике.

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Ученики самостоятельно выполняют задания.

сотрудничество при работе в парах

самостоятельная работа

сотрудничество при работе в парах

 Ученики  обосновывают  выбор характеристики предложения.

Ученики под музыку выполняют

упражнения.

сотрудничество при работе в парах

Ученики объясняют ошибки, допущенные при записи текста.

Ученики формулируют задание: Надо восстановить последовательность предложений так, чтобы получился связный текст.

 

Ученики самостоятельно записывают текст.

.

Анализ ошибок. Исправление ошибок.

Ученики  анализируют свою работу, дают оценку.

Мне было….    Я понял….   Мы работали….

Я узнал….      Самое трудное задание….    

Мне бы хотелось….     Я решил….

Ученики записывают задание в дневник.

Личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Регулятивные УУД:

(учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них орфограмм.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Познавательные УУД:

- проводить сравнение,  анализ и классификацию орфограмм;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов по определенному признаку):

-распознавать указанную орфограмму.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные:

- применять правила правописание безударных гласных в корне слова.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков.

Предметные:

- применять знания о лексическом значении слова.

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в совместной работе.

Предметные:

- применять знания о способах проверки орфограмм, применять знания о членах предложения.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в совместной работе.

.

Предметные:

- применять знания о структуре текста,

 составлять текст, восстанавливая последовательность частей;

записывать текст.

Регулятивные УУД:

 оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

Коммуникативные УУД:

 – договариваться, приходить

к общему решению ( при работе в паре.

Личностные:

 - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Регулятивные УУД:

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе.

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий.

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания.

Литература:

[ 1. Методическое пособие «Русский язык», авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина , УМК «Перспектива», 2013 г.]

[ 2. Учебник «Русский язык» 4 класс, авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина , УМК «Перспектива», 2012 г.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Значение утренней гимнастики"

Утренняя гимнастика, или, как её ещё называют, зарядка, полезна и необходима каждому. Однако порой бывает трудно заставить ребенка заниматься по утрам гимнастикой. Что же делать? Наилучший способ – за...

Методическая разработка родительского собрания «Значение в жизни ребенка развития положительных эмоций»

Данная разработка  родительского собрания предназначена для родителей учеников 1-4 классы. Главная задача - совместно с родителями обсудить проблему значения положительных эмоций в жизни ребенка,...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Значение суффиксов".

Урок соответствует требованиям ФГОС по программе "Школа России"....

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "От значения слова - к правильной букве"

Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка тематического родительского собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по  данной теме.Задачи:    рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и...